Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Петербург вспоминает Достоевского - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
15.11.2011
«У меня большая семья, не так часто мне удается сюда вырваться», – признается правнук великого писателя. Он приходит в этот дом, как в свой собственный. Шкаф из красного дерева Дмитрий Достоевский подарил музею, а черно-белые снимки на стенах он разглядывал еще в молодости. Искал сходство с прадедом.
«Вот портрет. Если снять с меня бороду или в молодости на меня посмотреть, то у меня такой же безвольный подбородок, как у моего деда», – замечает он.
Однажды, 40 лет назад, Дмитрий Достоевский помогал готовить музей к открытию, опоздал на метро и заночевал прямо в личном кабинете прадеда. Не то во сне, не то наяву явился ему тогда Федор Михайлович и растолковал правнуку, как понимать хрестоматийную дилемму Раскольникова – «Тварь я дрожащая или право имею?»
«Он мне разъяснил, что главное в этом романе не его мучения от убийства, а то, как он после будет жить», – вспоминает Дмитрий Достоевский.
Как понимать подтексты Достоевского сегодня – об этом они готовы спорить до хрипоты. Люди, которые посвятили свою жизнь изучению творчества писателя собрались на научных юбилейных чтениях.
«"Идиот" – просто минное моле достоевистики, противоположные точки зрения. Одни рассматривают князя Мышкина как христоподобного человека, другие чуть ли не Антихристом его величают», – поясняет президент Российского общества Достоевского Борис Тихомиров.
На карандашном наброске – кроткий князь Мышкин. Это иллюстрация середины ХХ века. Рядом он же, только в трактовке совсем молодой художницы. Князь-Христос с тонкими чертами лица. Коллекцию иллюстраций к произведениям Достоевского собирают с первых дней существования музея.
«Новый ракурс находят. Понимаете, каждый раз его воспринимают по-разному разные поколения читателей. В каком-то смысле происходит постоянное открытие для себя Достоевского разными людьми», – замечает директор Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Ашимбаева.
Исследователи говорят: пускай меняются темы «юбилейных» выставок, даже экспонаты в выставочных залах. Лишь бы сохранялся дух квартиры, где Достоевский провел последние годы жизни. Его шляпа в прихожей, портсигар на столе. Так будет, наверное, еще много веков. Северную столицу все еще будут делить на Петербург парадный и Петербург Достоевского. И так же будут отбивать каждый час английские часы в гостиной писателя.
Кто разгадает код Достоевского?
Каллиграфические подписи, готика и портреты – рисунки Достоевского в черновых рукописях – это отражение хода его мыслей. Константин Баршт изучает такие графемы более 10 лет. Происхождение некоторых – уже доказано.
«Портретные рисунки – их около ста. Их можно разделить на три типа. Исторические деятели – например, Наполеон Бонапарт, Луи Филипп, Сованарола – это то, что я определил. Я здесь остановлюсь, потому что у меня есть еще гипотезы, но менее несомненные», – говорит доктор филологических наук, помощник директора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Константин Баршт.
На одном из рисунков – Достоевский в тупике. Образ князя Мышкина никак не дается. Недаром редакций «Идиота» было восемь. Изначально жестокий, страстный интеллектуал постепенно превращается в человека христоподобного. Черты первого в результате отданы Рогожину.
Набросок портрета "идиота"главного героя неосуществленной первой редакции романа "Идиот". 1867 г.
Михаил Шемякин, в 15 лет начавший иллюстрировать «Преступление и наказание», с авторскими рисунками писателя хорошо знаком.
«Некоторые рисунки, которые он делал к "Преступлению и наказанию", служили своеобразным метафизическим ориентиром. Я просто понимал, что он хотел выразить в этом. Но в силу того, что он не был профессионалом-графиком, я просто уловил его мысль, которую он не досказал. А уже в своих рисунках я пытался воплотить то, что я расшифровал для себя», – поясняет Шемякин.
Только когда обдумывает сюжеты или образы, Достоевский рисует. Это занятие он, в общем-то, недолюбливает еще с Инженерного училища – там приходилось много чертить.
«Он, будучи чертежником, уже после окончания Инженерного училища, представил государю проект крепости. И в крепости не оказалось ворот. Он по забывчивости забыл начертить ворота в крепости. И, якобы, Николай Первый написал резолюцию: "Какой дурак это чертил?" И это, якобы, послужило причиной его отставки», – рассказывает президент Фонда Достоевского Игорь Волгин.
На готический собор писатель зачастую водружает православный купол. Ученые уверены: в этот момент Достоевский раздумывает об отношениях двух культур: русской и западно-европейской.
На пяти с половиной тысячах страниц рукописей Достоевского – две с половиной тысячи рисунков и каллиграфических надписей. Их большая часть опубликована, но не изучена. Простор для исследований огромный. Главное, чтоб были желающие. Из петербургских учеников Константина Баршта лишь один продолжает его дело.
«К большому сожалению, сейчас в нашей стране ощущается упадок интереса к классической культуре, к классической литературе в том числе. Найти молодого стажера, аспиранта, магистранта, который бы интересовался литературой ХХ века легко, а вот такого, который бы интересовался XIX веком, уже значительно труднее», – сетует Баршт.
На филфаке МГУ подтверждают угасание интереса к литературе классической. Но не к Достоевскому – особенно в кризисные годы он остается актуальным.
«У нас на кафедре нет ни семинара по Толстому, ни семинара по Тургеневу. Мы просто знаем, что никто бы не пришел. Это уже было установлено опытным путем. А вот мой семинар живет и здравствует уже где-то 15 лет», – замечает доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени Ломоносова Александр Криницын.
Анастасия Иванова уже четвертый год на семинаре. Планирует пополнить ряды достоевистов. Сейчас интересуется кругом предшественников Достоевского.
«Я, в частности, занимаюсь тем, что сопоставляю творчество французского писателя, философа, математика, ученого Блеза Паскаля, который жил века задолго до Достоевского», – рассказывает она.
Пока изучаются столь отдаленные влияния на писателя, его рукописи остаются неразгаданными. Ведь рисунки, соседствующие с ними надписи на разных языках и сами тексты тетрадей взаимосвязаны. Но до сих пор не проанализированы. Код Достоевского все еще не найден.
С рисунками Ф.М.Достоевского можно познакомиться здесь: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0810.shtml
Евангелие от Достоевского
На полях, рядом с фразой «И видел я другого зверя, выходящего из земли» Достоевский пишет – «социализм». Не только явные, но и невидимые глазу пометки теперь можно различить.
«Таких помет на Евангелии Достоевского оказалось около полутора тысяч, – рассказывает Виктор Молчанов, заведующий научно-исследовательским отделом рукописей Российской Государственной библиотеки. – На шестистах страницах Евангелия были размещены различные замечания, задумки, размышления, которые он отражал разными способами».
Евангелие с авторскими размышлениями стало ключом к более глубокому исследованию евангельских мотивов в творчестве классика. Первые результаты опубликовал норвежец Гейр Хетсо – в конце 70-х.
«Раньше была работа Хетсо – там были исследованы несколько помет, – говорит кандидат филологических наук Федор Тарасов. – И достоеведы были ему очень благодарны. Ведь не каждый мог попасть в Ленинку, взять это Евангелие и посмотреть. А благодаря Хетсо можно было изучать – это был инструмент для дальнейшего исследования».
В 90-х годах в России активно обсуждается духовное «перерождение Достоевского». Его связывают с Евангелием, которое подарили жены декабристов, когда писатель остановился в Тобольском остроге по пути на каторгу. Эта книга, используемая как кошелек – в переплете Достоевскому тайно передали червонец – была единственно разрешенной к чтению.
«Здесь, на каторге, с 1850 года вышло разрешение на каторге читать другие священные книги, – рассказывает сотрудник Омской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Елена Каткова. – И вот священники, которые служили в Воскресенском соборе, являлись духовниками для каторжан, они доставляли Достоевскому другие священные книги. И вот эти четыре года, когда он не имел никакого другого чтения, и все его мысли были сосредоточены только на этом, он по-другому осознал себя, свое место в мире и свой будущий путь».
Врачи Омского госпиталя позволяют Достоевскому писать. Так появляется собственноручно сделанная писателем «Сибирская тетрадь» с местным фольклором, поговорками, каторжными персонажами. Ее Достоевский прячет в Евангелии, которое с ним везде до конца жизни.
Умирая, Достоевский дарит его сыну Феде. И просит передавать эту самую главную свою книгу потомкам по мужской линии.
После кончины Федора Федоровича реликвию сдали в Ленинскую библиотеку с записью, что книга принята на временное хранение до наступления совершеннолетия внука писателя Андрея. Но при советской власти хранить столь ценную фамильную драгоценность дома было небезопасно. Да и позже потомки решили, что хранение реликвии в библиотеке лишь способствует изучению и популяризации наследия Достоевского.
Знаток Достоевского, вице-президент Международного Общества Достоевского - Владимир Захаров, однажды находит описание знаменитого Евангелия у самого автора в романе «Униженные и оскорбленные». «Это старая подержанная книга, вся исчерканная карандашом и отмеченная ногтем». Пометки ногтем тогда делали в книгах многие. Именно их Захаров пытается найти, исследуя реликвию.
«Со временем листы слежались, и они стали незамеченными, – говорит Владимир Захаров. – Все зависело от угла зрения. Были и ситуации, когда то, что я считал пометой ногтем, оказывалось механическим повреждением бумаги. А какие-то пометы не заметил.
Было понятно, что необходимы специальные исследования – потому что не все берет человеческий глаз».
15 лет каждый миллиметр бесценной книги тщательно изучался. В результате появилась возможность взглянуть другими глазами на систему координат Достоевского, глубже понять внутренний мир его героев.
Источник: телеканал "Культура" http://www.tvkultura.ru/
Теги: Достоевский, Достоевский в Петербурге, рисунки Достоевского
Петербург вспоминает Достоевского
Обычная парадная обычного петербургского дома в Кузнечном переулке. Разве что немного удивляет объявление с просьбой не мусорить от нарисованного бородатого человека в длинном пальто. C черной лестницы тоже можно попасть в квартиру Федора Михайловича Достоевского.«У меня большая семья, не так часто мне удается сюда вырваться», – признается правнук великого писателя. Он приходит в этот дом, как в свой собственный. Шкаф из красного дерева Дмитрий Достоевский подарил музею, а черно-белые снимки на стенах он разглядывал еще в молодости. Искал сходство с прадедом.
«Вот портрет. Если снять с меня бороду или в молодости на меня посмотреть, то у меня такой же безвольный подбородок, как у моего деда», – замечает он.
Однажды, 40 лет назад, Дмитрий Достоевский помогал готовить музей к открытию, опоздал на метро и заночевал прямо в личном кабинете прадеда. Не то во сне, не то наяву явился ему тогда Федор Михайлович и растолковал правнуку, как понимать хрестоматийную дилемму Раскольникова – «Тварь я дрожащая или право имею?»
«Он мне разъяснил, что главное в этом романе не его мучения от убийства, а то, как он после будет жить», – вспоминает Дмитрий Достоевский.
«"Идиот" – просто минное моле достоевистики, противоположные точки зрения. Одни рассматривают князя Мышкина как христоподобного человека, другие чуть ли не Антихристом его величают», – поясняет президент Российского общества Достоевского Борис Тихомиров.
На карандашном наброске – кроткий князь Мышкин. Это иллюстрация середины ХХ века. Рядом он же, только в трактовке совсем молодой художницы. Князь-Христос с тонкими чертами лица. Коллекцию иллюстраций к произведениям Достоевского собирают с первых дней существования музея.
«Новый ракурс находят. Понимаете, каждый раз его воспринимают по-разному разные поколения читателей. В каком-то смысле происходит постоянное открытие для себя Достоевского разными людьми», – замечает директор Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Ашимбаева.
Исследователи говорят: пускай меняются темы «юбилейных» выставок, даже экспонаты в выставочных залах. Лишь бы сохранялся дух квартиры, где Достоевский провел последние годы жизни. Его шляпа в прихожей, портсигар на столе. Так будет, наверное, еще много веков. Северную столицу все еще будут делить на Петербург парадный и Петербург Достоевского. И так же будут отбивать каждый час английские часы в гостиной писателя.
Кто разгадает код Достоевского?
Каллиграфические подписи, готика и портреты – рисунки Достоевского в черновых рукописях – это отражение хода его мыслей. Константин Баршт изучает такие графемы более 10 лет. Происхождение некоторых – уже доказано.
«Портретные рисунки – их около ста. Их можно разделить на три типа. Исторические деятели – например, Наполеон Бонапарт, Луи Филипп, Сованарола – это то, что я определил. Я здесь остановлюсь, потому что у меня есть еще гипотезы, но менее несомненные», – говорит доктор филологических наук, помощник директора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Константин Баршт.
На одном из рисунков – Достоевский в тупике. Образ князя Мышкина никак не дается. Недаром редакций «Идиота» было восемь. Изначально жестокий, страстный интеллектуал постепенно превращается в человека христоподобного. Черты первого в результате отданы Рогожину.
Набросок портрета "идиота"главного героя неосуществленной первой редакции романа "Идиот". 1867 г.
Последний из известных нам портретов главного героя романа "Идиот". 1867 г.
Михаил Шемякин, в 15 лет начавший иллюстрировать «Преступление и наказание», с авторскими рисунками писателя хорошо знаком.
«Некоторые рисунки, которые он делал к "Преступлению и наказанию", служили своеобразным метафизическим ориентиром. Я просто понимал, что он хотел выразить в этом. Но в силу того, что он не был профессионалом-графиком, я просто уловил его мысль, которую он не досказал. А уже в своих рисунках я пытался воплотить то, что я расшифровал для себя», – поясняет Шемякин.
Только когда обдумывает сюжеты или образы, Достоевский рисует. Это занятие он, в общем-то, недолюбливает еще с Инженерного училища – там приходилось много чертить.
«Он, будучи чертежником, уже после окончания Инженерного училища, представил государю проект крепости. И в крепости не оказалось ворот. Он по забывчивости забыл начертить ворота в крепости. И, якобы, Николай Первый написал резолюцию: "Какой дурак это чертил?" И это, якобы, послужило причиной его отставки», – рассказывает президент Фонда Достоевского Игорь Волгин.
На готический собор писатель зачастую водружает православный купол. Ученые уверены: в этот момент Достоевский раздумывает об отношениях двух культур: русской и западно-европейской.
На пяти с половиной тысячах страниц рукописей Достоевского – две с половиной тысячи рисунков и каллиграфических надписей. Их большая часть опубликована, но не изучена. Простор для исследований огромный. Главное, чтоб были желающие. Из петербургских учеников Константина Баршта лишь один продолжает его дело.
«К большому сожалению, сейчас в нашей стране ощущается упадок интереса к классической культуре, к классической литературе в том числе. Найти молодого стажера, аспиранта, магистранта, который бы интересовался литературой ХХ века легко, а вот такого, который бы интересовался XIX веком, уже значительно труднее», – сетует Баршт.
На филфаке МГУ подтверждают угасание интереса к литературе классической. Но не к Достоевскому – особенно в кризисные годы он остается актуальным.
«У нас на кафедре нет ни семинара по Толстому, ни семинара по Тургеневу. Мы просто знаем, что никто бы не пришел. Это уже было установлено опытным путем. А вот мой семинар живет и здравствует уже где-то 15 лет», – замечает доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени Ломоносова Александр Криницын.
Анастасия Иванова уже четвертый год на семинаре. Планирует пополнить ряды достоевистов. Сейчас интересуется кругом предшественников Достоевского.
«Я, в частности, занимаюсь тем, что сопоставляю творчество французского писателя, философа, математика, ученого Блеза Паскаля, который жил века задолго до Достоевского», – рассказывает она.
Пока изучаются столь отдаленные влияния на писателя, его рукописи остаются неразгаданными. Ведь рисунки, соседствующие с ними надписи на разных языках и сами тексты тетрадей взаимосвязаны. Но до сих пор не проанализированы. Код Достоевского все еще не найден.
С рисунками Ф.М.Достоевского можно познакомиться здесь: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0810.shtml
Евангелие от Достоевского
На полях, рядом с фразой «И видел я другого зверя, выходящего из земли» Достоевский пишет – «социализм». Не только явные, но и невидимые глазу пометки теперь можно различить.
«Таких помет на Евангелии Достоевского оказалось около полутора тысяч, – рассказывает Виктор Молчанов, заведующий научно-исследовательским отделом рукописей Российской Государственной библиотеки. – На шестистах страницах Евангелия были размещены различные замечания, задумки, размышления, которые он отражал разными способами».
«Раньше была работа Хетсо – там были исследованы несколько помет, – говорит кандидат филологических наук Федор Тарасов. – И достоеведы были ему очень благодарны. Ведь не каждый мог попасть в Ленинку, взять это Евангелие и посмотреть. А благодаря Хетсо можно было изучать – это был инструмент для дальнейшего исследования».
В 90-х годах в России активно обсуждается духовное «перерождение Достоевского». Его связывают с Евангелием, которое подарили жены декабристов, когда писатель остановился в Тобольском остроге по пути на каторгу. Эта книга, используемая как кошелек – в переплете Достоевскому тайно передали червонец – была единственно разрешенной к чтению.
«Здесь, на каторге, с 1850 года вышло разрешение на каторге читать другие священные книги, – рассказывает сотрудник Омской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина Елена Каткова. – И вот священники, которые служили в Воскресенском соборе, являлись духовниками для каторжан, они доставляли Достоевскому другие священные книги. И вот эти четыре года, когда он не имел никакого другого чтения, и все его мысли были сосредоточены только на этом, он по-другому осознал себя, свое место в мире и свой будущий путь».
Врачи Омского госпиталя позволяют Достоевскому писать. Так появляется собственноручно сделанная писателем «Сибирская тетрадь» с местным фольклором, поговорками, каторжными персонажами. Ее Достоевский прячет в Евангелии, которое с ним везде до конца жизни.
Умирая, Достоевский дарит его сыну Феде. И просит передавать эту самую главную свою книгу потомкам по мужской линии.
После кончины Федора Федоровича реликвию сдали в Ленинскую библиотеку с записью, что книга принята на временное хранение до наступления совершеннолетия внука писателя Андрея. Но при советской власти хранить столь ценную фамильную драгоценность дома было небезопасно. Да и позже потомки решили, что хранение реликвии в библиотеке лишь способствует изучению и популяризации наследия Достоевского.
Знаток Достоевского, вице-президент Международного Общества Достоевского - Владимир Захаров, однажды находит описание знаменитого Евангелия у самого автора в романе «Униженные и оскорбленные». «Это старая подержанная книга, вся исчерканная карандашом и отмеченная ногтем». Пометки ногтем тогда делали в книгах многие. Именно их Захаров пытается найти, исследуя реликвию.
«Со временем листы слежались, и они стали незамеченными, – говорит Владимир Захаров. – Все зависело от угла зрения. Были и ситуации, когда то, что я считал пометой ногтем, оказывалось механическим повреждением бумаги. А какие-то пометы не заметил.
Было понятно, что необходимы специальные исследования – потому что не все берет человеческий глаз».
15 лет каждый миллиметр бесценной книги тщательно изучался. В результате появилась возможность взглянуть другими глазами на систему координат Достоевского, глубже понять внутренний мир его героев.
Источник: телеканал "Культура" http://www.tvkultura.ru/
Теги: Достоевский, Достоевский в Петербурге, рисунки Достоевского
Новинки