Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
С.В. Зюзько: "Древний праязык" - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
30.05.2012
Об авторе:
Станислав Зюзько – философ, востоковед. Основные сферы исследования: цивилизация индоевропейцев, ведическая культура и мировоззрение, взаимовлияние культур. В лекциях приводит разнообразный иллюстративный материал, начиная от обзора гипотез о происхождении славян и заканчивая учением о перевоплощении в мировых религиях. Древнюю ведическую культуру характеризует как основополагающую для всех культур Земли.
О цикле статей "Славяне и Веды": содержит избранные лекции 2008-2010 годов. Материалы, посвященные ведической культуре, рассказывают о всемирной ведической цивилизации, древнейших судьбах славян, высоких технологиях в древности. Материалы, посвященные ведическому мировоззрению, содержат краткий обзор ведической литературы, рассказывают о принципах кармы (законе сотворения судьбы) и реинкарнации (перевоплощения души в разных мирах), доказывают актуальность знания Вед в наши дни.
Русский и санскрит
Поэтому начнём мы с достаточно скучной темы — это чуть-чуть поговорим о русском и санскрите. Но чтобы не было вот так депрессивно, можно будет прочитать два стихотворения. Потому что мы думаем, что мы сейчас такие умные, а в действительности с интервалом где-то в сорок лет, в 1914 Брюсов, вот Валерий Брюсов, тот самый известный поэт-символист, а где-то через 40 лет - этнограф Сергей Марков, они написали два стихотворения, которые в поэтической форме отразили, вот, ту идею, о которой мы говорим.
Валерий Брюсов:
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?
Иль мы - тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
А в сборнике «Русские поэмы о языке» пятьдесят четвертого года, вы найдёте стихотворение Сергея Маркова «Русская речь». Тоже достаточно известное. Вот её фрагмент:
Я — русский. Дышу и живу
Широкой, свободною речью.
Утратить ее наяву —
Подобно чуме иль увечью.
Бессмертной её нареки.
Ее колыбель не забыта:
В истоках славянской реки
Сверкают алмазы санскрита.
То есть это пятьдесят четвертый год. То есть вся эта информация, она курсировала, начиная с дореволюционных времён. В сказках Пушкина очень много мотивов ведической Рамаяны, о чём мы скажем. Но так сказать, "из под воды" это всё не выходило, и вот прорывалось вот в таких тихих стихах, для тех людей, которые в теме.
Поэтому если мы говорим о каких-то научных конференциях, то наиболее известной научной статьей, посвящённой русскому и санскриту, стала статья такого исследователя Дурга Прасад Шастри. В 1964 году, в штате Уттарпрадеш состоялось заседание "Общества русско-индийской дружбы", и вот именно там Дурга Прасад Шастри, он опубликовал свою известную статью, в которой он говорит: «Если бы меня спросили, какие два языка наиболее близки, я ответил бы без всяких колебаний: руский и санскрит». И он приводит некоторые примеры, например, такой древнеидийский грамматист Панини, грамматика Панини — одна из наиболее древних грамматик в санскрите, он показывает как из трёх наречий, как из трёх местоимений образуются наречия времени. Он потом иллюстрирует, что по той же схеме они и в русском. То есть соотвественно в санскрите ким, тат, сарва, а получаются наречия када, тада, сада. А в русском какой, тот, всё, получается когда, тогда и всегда.
Точно также и в русском и санскрите совпадают полностью выражение «Тот Ваш дом, этот наш дом». На санскрите «Тот Ваш Дхам, этот наш Дхам». И Шастри, он обращает внимание на тонкий момент: в новых языках в латыни, английском, нужна связка is. Допустим there is my home, there is my house. Но и в санскрите и в русском вы можете сказать без связки, то есть «Это мой дом». Также наиболее архаичными пластами языка являются числительные и родство. Допустим, der mutter, the mother, мать, вот, на санскрите матри, поэтому братер, матри, матер, поэтому это во всех языках. И также числительные.
Что касается числительных, то вообще из ведической математики очень многое было взято в современной культурой, но мы об этом не знаем. Например, известная теорема Пифагора, он за несколько веков до Пифагора содержится в таких трудах ведических ученых как Шатапатха Брамана и Салба-сутра. Но так как это не пропиарено, то мы считаем, что Пифагор — первый. Точно также мы считаем, что мы пользуемся арабскими цифрами. Наши цифры официально называются цифры «арабские», хотя в действительности арабы взяли их именно из ведических источников, где было введено понятие «ноль», «один», «бесконечность». И вот, соответственно, то, что мы считаем арабские цифры — это цифры санскритские.
Точно также само звучание числительности. «Первый» - это «пурва» или «эторон»; «второй» на санскрите — это «двапара» или «двая»; «третий» - «трайа» или «трета»; «четвертый» - это «чатвара». Поэтому, например, названия великих эпох... есть такое учение об эпохах, да? То есть сатья, двапара, трета и кали. Каждый, кто знает русский поймет, что двапара и трета — это вторая и третья эпоха на самом деле. Просто в наш цикл они меняются местами. Это отдельная тема для разговора. И помимо вот числительных, грамматики, существует ещё большое... куча схождений.
Ну вот какие-то избранные, допустим, на санскрите «джнана», на русском «знать». «Набхаси» - «небеса», «тама» - «тьма», «джвара» - «жар», там, «мешать» - «миш», «нагой» - «нагна», и так далее. «Светлый» - «швета». Есть и интересные, например, «вари» - «вода», на санскрите, на русском «варить», то есть готовить в воде.
Санскрит а географических названиях
Другой пример значительного влияния санскрита — это географические названия. Географические называния — это пласт очень древний. И когда индо-европейские племена кочевали, естественно, что они называли какие-то объекты на тех языках, которыми они владели. И наиболее простой, яркий пример — это санскритское слово «дану». «Дану» и в Авесте и Ведах означает "река, вода". Поэтому, если вы будете смотреть названия наших крупнейших рек на территории России, то всюду вы встретите сочетание «дн». Допустим, «Дон», «Днепр», «Днестр», «Дунай», то есть западные славяне, восточные славяне, южные славяне и с каждой из этих рек, если вы будете изучать теории происхождения славян, обычно ещё связана целая какая-нибудь здоровая теория происхождения славян.
Например, Дунайско-Днепровская, или Висло-Одерская теория. В зависимости от того, как авторы теории видят, как двигались те самые племена. А вот Светлана Васильевна Жарникова, она проанализировала названия северных рек, и оказывается, что, например, река Ганга есть не только в Индии, но она есть и у нас в Архангельской губернии. Несколько рек, которые называются Ганга, Ганг-озеро. «Джала» на санскрите «вода», там есть речки Джаля. «Падма» на санскрите — это лотос, кувшинка, да, допустим, известная буддийская мантра «Ом Мане Падмэ Хум» - «Я медитирую на сокровище в цветке Лотоса», и там есть много рек, которые называются Падма. «Каваш» — это «звучный» на санскрите, есть несколько речек с названиями Каваш. «Пурна» означает «полный, полноводный», в северных реках есть речки Пурная и так далее.
И точно также для Владимирской области Алексей Тимощук, он проделал изыскания, выявил и там определённый санскритский субстрат. А ещё в советское время академик Олег Николаевич Трубачёв, он выявил 150 таких же названий в средней полосе. Поэтому мы можем понять, что реки, по меткому выражению Жарниковой — это действительно" хранилище памяти".
Три главных слова
Но прежде всего, когда мы говорим о мировоззрении, нас интересуют пантеоны Богов, божеств, древнейшая история народов. Это тот следующий блок, о котором мы можем поговорить, и начать конечно надо с трёх важнейших слов. Это Веда, Бхага и Джива. "Веда" на санскрите и на русском — это знать. ПраВЕДник — человек живущий по закону Бога. Другое слово, которое на санскрите обозначает знание — это "джнана" или "гьяна". Тоже самое, много совпадений — джнана - на русском «знать». «Дж» переходит в «з». Второе слово - Бог. Если вы откроете Библию в оригинале на иврите, то там Бога обозначают определёнными именами. Это Яхвэ, Адонаи, Саваоф, Элохим. А само слово "Бог" - оно имеет также дохристианское происхождение. Указывает на Абсолют, на творца вселенной. И как раз славянское слово Бог, оно близко к санскритским словам Бхагас и Бхагаван. То есть "одаряющий, господин, владыка всех достояний".
Далее слово Джива. Джива на санскрите означает «душа». Вообще с учением о душе в разных традициях всегда были серьёзные проблемы. Я вот люблю цитировать такой эпизод, когда в пятьсот восемдесят шестом году, а в 585 году епископы Бургундии голосовали, "есть ли душа у женщины?" С перевесом в один голос победила точка зрения, что душа всё-таки есть. Но Веды, они говорят, что душа есть не только у женщины, не только у мужчин, - но также деревья, растения, другие звери, они обладают душой, - но сознание проявлено в разной степени. И душа, она находится в сердце. Не голова, где мозг, как наши физиологи говорят, а именно сердце, мистический центр нашего Я. Поэтому йоговские практики будут работать с сердцем, и никто не скажет, что "у меня голова за этого человека болит", а каждый скажет, "у меня за него сердце болит". Поэтому вот это санскритское "джив", в значении "жить, жизнь, душа", оно переходит в русское «жив». Поэтому у даже у славян такая богиня Жива, да? Богиня Жизни. Живой, жить, живот в значении "жизнь". Это всё очень близко к санскритскому влиянию. Поэтому даже такие ключевые слова: "знание, Бог, душа" - "Веда, Бхага и Джива", - это восходит к индо-европейским временам.
Единобожие и многобожие в Ведах
Далее, когда мы говорим о пантеонах божеств, то мы прежде всего должны разобраться, как вообще соотносилась вера в единого Бога, и вера в множество Богов в древних культурах. Как соотносится? В школе нас пичкают двумя схемами. Они по-научному называются монотеизм и политеизм. Значит, монотеизм — это значит, что Бог один, считается, ну вот христианство принесло эту идею. А политеизм — это многобожие, мол, когда язычники были дикие, не понимали, что есть один Господь. В действительности — это полная ерунда. И если вы откроете, например, академика Рыбакова, то... и все древние культуры — там другая схема. Политеизм, подчинённый монотеизму. То есть, другими словами, существует один Бог, Бог богов. Это даже в Библии есть, да? Яхве — это Бог богов. А есть подчинённые, то есть боги этого материального мира, которые подобны администраторам различных процессов у президента. Или кто-то, если убеждённый монархист, которые подобны министрам царя, например. С точки зрения Вед, Господь, он обитает в вечном мире, он бессмертен, вечен, изначален. А Боги — это просто более высокие существа нашего материального мира. Если мы говорим, о каких-то слоганах, то «и боги смертны». Только их продолжительность жизни, их возможности, они, ну, превышают наши.
Подобным же образом Арии, они видели, что все энергии в мироздании личностны. Например, мы говорим: «Дума приняла закон». Но в действительности какая-то конкретная личность этот закон лоббировала. Или, например, мы говорим: «У нас есть компьютер», - однако, в действительности Билл Гейтс, Стив Джобс или какая-то конкретная личность стояла за этим компьютером. Он не просто из космоса прилетел. Астрология, например, говорит, что даже планеты и стихии обладают своими темпераментами, например, Марс какой там вспыльчивый, покровитель войны. Сатурн — коммерции, Уран, там, тяжелое такое. Поэтому вот в действительности Арии, индоевропейцы, они воспринимали весь мир не просто как какие-то безличные энергии, а как энергии, которые обладают определённым сознанием. Поэтому в какой-то степени, они были способны не только это воспринимать, но даже, например, поговорить, там, в какой-то степени с какой-то стихией. Например, с ветром пообщаться, вызывать его или наоборот отодвинуть. В какой-то степени вступить в контакт со зверями. То есть эти до сих пор практики сохранены у некоторых первобытных племен, у шаманов, но уж тем более в древние времена это входило просто в часть психических способностей человека. И также различные силы природы, они видели не просто как безликие силы, а как некие мужские или женские сущности. Поэтому они давали им имена.
Санскрит в именах славянских богов
Вот, если мы рассматриваем имена Богов, то Агни... на русском Огонь, на санскрите Агни — божество Огня. Мы говорим, «Огонь», но произносим «Агонь». Вайю или Вата, на санскрите - это божество ветра. У нас "веять, повевать, в английском wind", да? Вот, пожалуйста, ветер. Далее, допустим, у славян есть такое божество Ниям. Ниям — это суровое божество, владыка подземного царства, который следит за нарушением, ну, соблюдением законов. И точно также на санскрите "ниям" означает "наказывать за соблюдение или несоблюдение каких-то норм", а божество на санскрите называется Яма, подземного мира. Ну, у нас любое углубление называется ямой. Очень много любят рассуждать о таком божестве как Сварог. Скорее всего Сварог был аналогом ведического Брахмы, то есть творца этой вселенной, который сотворяет наш мир. Сварог сотворяет 14 уровней нашей вселенной в таком вселенском яйце, называется "брахманда" на санскрите, и... ну или Вселенское Яйцо, и вот русское слово «сварганить» - это означает сотворить что-либо. Но что такое Сварга на санскрите? Сварга на санскрите означает «Миры Богов». Поэтому Сварог просто ну, как бы, "небесный".
А далее богиня Лада. Существование этой богини у славян было доказано Рыбаковым, он рассматривает различные воспоминания о ней в различных пословицах, обрядах, географических названиях. На санскрите "лата" означает "прекрасная, небесная женщина". Стрибог — в слове о полку Игореве - это божество небесных просторов. "Стрибожья внуки", они описываются как ветры, да? На санскрите "стри" означает "простираться, распространяться". Сурья — это божество солнца. В "Повести временных лет" Сирия называется Сурией, то есть солнечной страной. А в Велесовой книге сурица — это напиток, который нстаивается на солнечных лучах и так далее. Поэтому иногда так как "Велесова книга" вот, иногда любят сопоставлять Велесу и Шиву. Это не совсем корректно, есть только частичное совпадение. Частичное совпадение в том, что и Велес и Шива — это такие "волосатые" божества. "Велес — волос". Да, то есть комбинация есть. Одно из имён Шивы — это "Джатадхара", носящий копну волос.
А второе схождение в том, что они оба покровительствуют скоту. Одно из имён Шивы — это Пашупати, то есть тот, кто оберегает стадо. Это же сходство было у Велеса. Но культ Велеса был связан с почитанием, как тотема, медведя, да. Почему иногда говорят "русские медведи". Вот, а в культе Шивы этого нет совершенно. То есть была, ну, подстройка под местные условия. Но при всем при том при этом почему, например, "Велесова книга", которая... Ответ очень простой: потому что описаны перемещения славянских племён, которые были прежде всего, они были не кровожадными, как их изображают некоторые европейские летописцы, они были кочевниками, скотоводами. Точно также как в Индии никогда не убивали коров, к ней относились как к матери. И в древнерусском языке "скотница" означало также "казна".
Мара — это по славянки богиня смерти и гибели: "морок, заморить, заморыш". На санскрите Мара означает - смерть. Вот, Ярило — это божество весны, мужской сексуальности, мужской силы. Например, когда засеевали поле, изготавливали образ Ярила с огромным таким детородным органом, вот, на санскрите "джара" означает «любовник», да? То есть Яра, Джара, часто санскритское Дж переходит в русское «й». И ещё знают все, кто интересуется востоком, такое слово майа. Майа — это богиня материальной иллюзии. Если вы посмотрите, западные славяне, то в болгарском, также в чешском. "Омая означает "околдовываю, очаровываю".
Поэтому в названиях пантеонов божеств славянских мы видим значительное присутствие санскрита. И часто даже такие вот тексты, как «Слово о полку Игореве», в нём проясняется что-то именно когда обращаются к санскриту. Например, одна из птиц, которая оплакивает умерших воинов на поле боя. Эту птицу зовут Карна. А на санскрите "карунья или каруна" означает "сострадание чужому горю". Точно так же духи называются мавки, на санскрите "мав" — уводить, запутывать. Или, например, в «Слове о полку Игореве» употребляется такое загадочное слово "харалужные мечи". Если вы откроете русские словари — нет, что это такое — непонятно. И, оказывается, что единственное, где есть параллель, и это отражено в академическом издании «Слова о полку Игореве» - это санскритское слово «кхаралангьяна», то есть "поражать остротой". Поэтому есть ещё такая большая интересная тема — это санскрит и феня. Ну, если мы начнём трогать — это мы уйдём немножко в дебри.
Санскрит в именах духов стихий
Поэтому мы посмотрели немножко по божествам, и помимо высших божеств ещё всегда в любом мировоззрении, в том числе в языческом существует понятие «духи стихий». Иногда их называют элементалы, иногда их по-научному называют "низшие божества". Но в именах этих самых низших божеств, также огромное количество санскрита. Например, все мы знаем русалок. Русалки — это водные девы, часто души утопленниц, согласно народной культуре. Но, что самое интересное, если вы возьмете энциклопедию или какие-то справочники по славянской мифологии, русалки — они не русые. Русалки, они обычно ведьмы, а все ведьмы, они обычно зеленоглазые и жгучие брюнетки. Тогда откуда слово русалки? Оказывается, что на санскрите существует слово "раса", которое... одно из значений которого «влага» или «вода». Откуда русское роса, да? Близко. И поэтому русалки — это всего лишь навсего "водные существа". Существа, которые живут в водной среде. Точно так же и дух, который описан в Ведах — это Шишумара. На санскрите шишумара означает "гибель детей", или "злой дух, убивающий детей". И точно также на славянском... в славянском фольклоре "шишумара" или "кикимора" — это дух, который нападает на детей, пьёт их кровь и прочие оптимистичные вещи. Берегиня — это наоборот оберегающий дух, и на санскрите "бхри" означает "оберегать, заботиться". Чур — это охранительный колышек, на санскрите чур — "брать себе, присваивать".
Следующий блок слов — это слова, которые в дохристианской культуре имели нейтральное или позитивное значение, а после принятия христианства стали обладать значением негативным. Это слова ведун, ведунья, ведьма. Мы понимаем, что в дохристианской культуре — это прежде всего значение слов "волхв и волхвиня". То есть хранители древних знаний, учителя и негативного... окраски скорее всего даже слово ведьма не несло на себе. Другое слово — это идол. Очень любят различные изображения божеств называть идолами. Оно тоже скорее всего не носило негативной окраски на санскрите "идас" означает всего лишь навсего "объект поклонения". Среди других интересных слов... Часто вот, в эпосе о былинных богатырях, богатырей называют "волоты". И на санскрите "балата" или "валата" означает сила или мощь. Поэтому эти корни, они насквозь лингвистические пропитывают все пантеоны, начиная с богов, далее идя к низшим божествам и заканчивая ведунами, богатырями, волотами.
Древнейшая история славян
Далее, я думаю, так как мы чуть поговорили о пантеонах, перед тем как начать говорить об эволюции поклонения славян, вот, сделать небольшое отступление о древнейшей истории. То есть мы сказали, вот было индоевропейское единство, были, возможно, те самые индославы. И возникает вопрос, какова же их древнейшая... их древнейший путь? К сожалению, из памятников, принимаемых официальной наукой, с точки зрения официальной науки никаких таких памятников нет. Единственный текст, который может претендовать на древнейшую летопись славян в составе индославов — это пресловутая "Велесова книга". Если кто-то вам скажет, что существует однозначное мнение учёных на её повод, вас немножко обманывают. В действительности, с обоих сторон люди, которые обладают кандидатскими степенями по филологии, докторскими степенями по славистике, они... кто-то высказывается "за", кто-то высказывается "против". У меня есть отдельный такой толстый фолиант в компьютере, когда я просто ну где-то просто тридцать пять минут читаю тему «Ученые: за и против». Просто если вас сейчас начну грузить, оно и так тяжело ну понятно там... А вот такой-то сказал, а вот такой-то... Ну у меня такое вообще в принципе есть. И, ну, мой личный опыт за чаем, допустим, ты пьёшь чай с каким-нибудь там доктором наук, кандидатом исторических, и вот в моей практике один доктор филологических и два кандидата исторических, они сказали: «Ну ты знаешь, вообще очень похоже на правду, но если мы скажем это в нашем университете, там будет пинок, и мы полетим».
Поэтому не надо думать, что всё так просто. Поэтому это памятник спорный. Но даже если мы его не принимаем как оригинальную летопись славянских племён, мы можем сказать, что это гипотеза Юрия Петровича Миролюбова. Он, в отличие от нас, которые прочитали в большинстве своём в том числе две книжки умные и сказали, что "мы поняли всё". Юрий Петрович, например, он написал где-то тридцать вот таких толстых томиков по параллелям в языческой и ведической культуре, и библиография общая его составляет больше тысячи наименований литературы. Поэтому как минимум как учёного, мы должны уважать его эрудицию, и мы можем назвать это его гипотезой хотя бы, как минимум. Эта гипотеза она находится вполне в русле гипотезы, которая называется «Скифо-сарматское происхождение славян», когда как чать этноса ариев, которые вот живут в Азии, как часть скифов, славяне выходят из территории между Ираном и Индией и отправляются на современные территории. Ничего космического, невероятного в этом нет.
Если же мы берём "Велесову книгу", то "Велесова книга", она ещё очень интересный памятник, вот почему. Веды говорят, что существует четыре эпохи существования человечества. То есть если сейчас мы считаем, что мы достигли пика своего развития, то идея древних культур, о том что человечество, наоборот, развивается от золотого века и деградирует. Среди греческих авторов эту идею истории наоборот вы можете прочитать у таких греков как Гесиод и Овидий. Если мы берём русские сказки, то даже в русских сказках будет учение о нескольких царствах: золотое царство, там, серебряное, медное. Это та же самая идея. Поэтому Веды, они говорят, что в прежние времена цивилизация была более высокоразвитой и всемирной. И только потом целое начинает распадаться на части.
И наша эпоха как раз описывается, как эра определённой деградации. Но то, что в древности достигалось посредством мистических сил, у нас достигается с помощью техники. Поэтому эта цивилизация была экологичной, но не техногенной. И нам она порою кажется ну такой простой какой-то, скотоводческой. Косвенно, ученые, они иллюстрируют эту идею распадения целого на части. Если вы обратитесь к геологам, то геологи скажут вам, что была единая земля Пангея. Ну, вы знаете, что наши континенты можно поставить кусочками, они собирутся. А потом Пангея распадается на континенты. Специалисты по языкам, скажут вам, что существовал, например, общеславянский язык, а потом уже распадаются: восточные, южные, западные славяне. А этнографы, допустим, скажут, что были индоевропейцы, а потом распались, вот, на те народы, которых мы сегодня знаем.
Поэтому также объясняется, что существуют разные эпохи, и когда наступает наша эра, которая называется Кали-юга — эра деградации. Ведические тексты датируют её примерно 3 000 годом до нашей эры. Если быть более занудным, она наступает в феврале 3102 года, и астрологические, ведические тексты, они очень интересно описывают дату наступления Кали-юги. Есть такой астрономический текст, который называется Сурья Сиддханта, и он говорит о том, что когда наступает Кали-юга, семь планет, они выстраиваются в одну линию. Обретает особую силу тёмная, невидимая планета Раху, и они выстраиваются на меридиане Удджайн в одну линию с зетой Рыбы. То есть когда говорят, что мы живём в эпоху Рыб, да? И вы знаете, что символом христиан были рыбы. Не потому что, они их ели, или Пётр ловил их, а потому что эпоха Рыб. И поэтому Кали-юга — это эпоха Рыб.
А сейчас говорят эзотерики часто, что наступает некая эпоха Водолея. Поэтому пять тысяч лет, когда наступает Кали юга происходит трансформация определённая пространства и времени на планетах. И что происходит в это время в климатическом плане: похолодание; ледники наступают, потопы. Например, город Кришны - Дварака, он тонет под волнами моря — это такая ведическая Атлантида; и также землятрясения, да, начинается землетрясения, извержения; в духовном плане теряется память, начинает более широко использоваться письменность, исчезают мистические силы; и перестраивается и время над планетой.
C.В. Зюзько,
из цикла лекций "Cлавяне и Веды"
(по договоренности с автором)
Теги:
С.В. Зюзько: "Древний праязык"
Об авторе:
Станислав Зюзько – философ, востоковед. Основные сферы исследования: цивилизация индоевропейцев, ведическая культура и мировоззрение, взаимовлияние культур. В лекциях приводит разнообразный иллюстративный материал, начиная от обзора гипотез о происхождении славян и заканчивая учением о перевоплощении в мировых религиях. Древнюю ведическую культуру характеризует как основополагающую для всех культур Земли.
О цикле статей "Славяне и Веды": содержит избранные лекции 2008-2010 годов. Материалы, посвященные ведической культуре, рассказывают о всемирной ведической цивилизации, древнейших судьбах славян, высоких технологиях в древности. Материалы, посвященные ведическому мировоззрению, содержат краткий обзор ведической литературы, рассказывают о принципах кармы (законе сотворения судьбы) и реинкарнации (перевоплощения души в разных мирах), доказывают актуальность знания Вед в наши дни.
Русский и санскрит
Поэтому начнём мы с достаточно скучной темы — это чуть-чуть поговорим о русском и санскрите. Но чтобы не было вот так депрессивно, можно будет прочитать два стихотворения. Потому что мы думаем, что мы сейчас такие умные, а в действительности с интервалом где-то в сорок лет, в 1914 Брюсов, вот Валерий Брюсов, тот самый известный поэт-символист, а где-то через 40 лет - этнограф Сергей Марков, они написали два стихотворения, которые в поэтической форме отразили, вот, ту идею, о которой мы говорим.
Валерий Брюсов:
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?
Иль мы - тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
А в сборнике «Русские поэмы о языке» пятьдесят четвертого года, вы найдёте стихотворение Сергея Маркова «Русская речь». Тоже достаточно известное. Вот её фрагмент:
Я — русский. Дышу и живу
Широкой, свободною речью.
Утратить ее наяву —
Подобно чуме иль увечью.
Бессмертной её нареки.
Ее колыбель не забыта:
В истоках славянской реки
Сверкают алмазы санскрита.
То есть это пятьдесят четвертый год. То есть вся эта информация, она курсировала, начиная с дореволюционных времён. В сказках Пушкина очень много мотивов ведической Рамаяны, о чём мы скажем. Но так сказать, "из под воды" это всё не выходило, и вот прорывалось вот в таких тихих стихах, для тех людей, которые в теме.
Поэтому если мы говорим о каких-то научных конференциях, то наиболее известной научной статьей, посвящённой русскому и санскриту, стала статья такого исследователя Дурга Прасад Шастри. В 1964 году, в штате Уттарпрадеш состоялось заседание "Общества русско-индийской дружбы", и вот именно там Дурга Прасад Шастри, он опубликовал свою известную статью, в которой он говорит: «Если бы меня спросили, какие два языка наиболее близки, я ответил бы без всяких колебаний: руский и санскрит». И он приводит некоторые примеры, например, такой древнеидийский грамматист Панини, грамматика Панини — одна из наиболее древних грамматик в санскрите, он показывает как из трёх наречий, как из трёх местоимений образуются наречия времени. Он потом иллюстрирует, что по той же схеме они и в русском. То есть соотвественно в санскрите ким, тат, сарва, а получаются наречия када, тада, сада. А в русском какой, тот, всё, получается когда, тогда и всегда.
Точно также и в русском и санскрите совпадают полностью выражение «Тот Ваш дом, этот наш дом». На санскрите «Тот Ваш Дхам, этот наш Дхам». И Шастри, он обращает внимание на тонкий момент: в новых языках в латыни, английском, нужна связка is. Допустим there is my home, there is my house. Но и в санскрите и в русском вы можете сказать без связки, то есть «Это мой дом». Также наиболее архаичными пластами языка являются числительные и родство. Допустим, der mutter, the mother, мать, вот, на санскрите матри, поэтому братер, матри, матер, поэтому это во всех языках. И также числительные.
Что касается числительных, то вообще из ведической математики очень многое было взято в современной культурой, но мы об этом не знаем. Например, известная теорема Пифагора, он за несколько веков до Пифагора содержится в таких трудах ведических ученых как Шатапатха Брамана и Салба-сутра. Но так как это не пропиарено, то мы считаем, что Пифагор — первый. Точно также мы считаем, что мы пользуемся арабскими цифрами. Наши цифры официально называются цифры «арабские», хотя в действительности арабы взяли их именно из ведических источников, где было введено понятие «ноль», «один», «бесконечность». И вот, соответственно, то, что мы считаем арабские цифры — это цифры санскритские.
Точно также само звучание числительности. «Первый» - это «пурва» или «эторон»; «второй» на санскрите — это «двапара» или «двая»; «третий» - «трайа» или «трета»; «четвертый» - это «чатвара». Поэтому, например, названия великих эпох... есть такое учение об эпохах, да? То есть сатья, двапара, трета и кали. Каждый, кто знает русский поймет, что двапара и трета — это вторая и третья эпоха на самом деле. Просто в наш цикл они меняются местами. Это отдельная тема для разговора. И помимо вот числительных, грамматики, существует ещё большое... куча схождений.
Ну вот какие-то избранные, допустим, на санскрите «джнана», на русском «знать». «Набхаси» - «небеса», «тама» - «тьма», «джвара» - «жар», там, «мешать» - «миш», «нагой» - «нагна», и так далее. «Светлый» - «швета». Есть и интересные, например, «вари» - «вода», на санскрите, на русском «варить», то есть готовить в воде.
Санскрит а географических названиях
Другой пример значительного влияния санскрита — это географические названия. Географические называния — это пласт очень древний. И когда индо-европейские племена кочевали, естественно, что они называли какие-то объекты на тех языках, которыми они владели. И наиболее простой, яркий пример — это санскритское слово «дану». «Дану» и в Авесте и Ведах означает "река, вода". Поэтому, если вы будете смотреть названия наших крупнейших рек на территории России, то всюду вы встретите сочетание «дн». Допустим, «Дон», «Днепр», «Днестр», «Дунай», то есть западные славяне, восточные славяне, южные славяне и с каждой из этих рек, если вы будете изучать теории происхождения славян, обычно ещё связана целая какая-нибудь здоровая теория происхождения славян.
Например, Дунайско-Днепровская, или Висло-Одерская теория. В зависимости от того, как авторы теории видят, как двигались те самые племена. А вот Светлана Васильевна Жарникова, она проанализировала названия северных рек, и оказывается, что, например, река Ганга есть не только в Индии, но она есть и у нас в Архангельской губернии. Несколько рек, которые называются Ганга, Ганг-озеро. «Джала» на санскрите «вода», там есть речки Джаля. «Падма» на санскрите — это лотос, кувшинка, да, допустим, известная буддийская мантра «Ом Мане Падмэ Хум» - «Я медитирую на сокровище в цветке Лотоса», и там есть много рек, которые называются Падма. «Каваш» — это «звучный» на санскрите, есть несколько речек с названиями Каваш. «Пурна» означает «полный, полноводный», в северных реках есть речки Пурная и так далее.
И точно также для Владимирской области Алексей Тимощук, он проделал изыскания, выявил и там определённый санскритский субстрат. А ещё в советское время академик Олег Николаевич Трубачёв, он выявил 150 таких же названий в средней полосе. Поэтому мы можем понять, что реки, по меткому выражению Жарниковой — это действительно" хранилище памяти".
Три главных слова
Но прежде всего, когда мы говорим о мировоззрении, нас интересуют пантеоны Богов, божеств, древнейшая история народов. Это тот следующий блок, о котором мы можем поговорить, и начать конечно надо с трёх важнейших слов. Это Веда, Бхага и Джива. "Веда" на санскрите и на русском — это знать. ПраВЕДник — человек живущий по закону Бога. Другое слово, которое на санскрите обозначает знание — это "джнана" или "гьяна". Тоже самое, много совпадений — джнана - на русском «знать». «Дж» переходит в «з». Второе слово - Бог. Если вы откроете Библию в оригинале на иврите, то там Бога обозначают определёнными именами. Это Яхвэ, Адонаи, Саваоф, Элохим. А само слово "Бог" - оно имеет также дохристианское происхождение. Указывает на Абсолют, на творца вселенной. И как раз славянское слово Бог, оно близко к санскритским словам Бхагас и Бхагаван. То есть "одаряющий, господин, владыка всех достояний".
Далее слово Джива. Джива на санскрите означает «душа». Вообще с учением о душе в разных традициях всегда были серьёзные проблемы. Я вот люблю цитировать такой эпизод, когда в пятьсот восемдесят шестом году, а в 585 году епископы Бургундии голосовали, "есть ли душа у женщины?" С перевесом в один голос победила точка зрения, что душа всё-таки есть. Но Веды, они говорят, что душа есть не только у женщины, не только у мужчин, - но также деревья, растения, другие звери, они обладают душой, - но сознание проявлено в разной степени. И душа, она находится в сердце. Не голова, где мозг, как наши физиологи говорят, а именно сердце, мистический центр нашего Я. Поэтому йоговские практики будут работать с сердцем, и никто не скажет, что "у меня голова за этого человека болит", а каждый скажет, "у меня за него сердце болит". Поэтому вот это санскритское "джив", в значении "жить, жизнь, душа", оно переходит в русское «жив». Поэтому у даже у славян такая богиня Жива, да? Богиня Жизни. Живой, жить, живот в значении "жизнь". Это всё очень близко к санскритскому влиянию. Поэтому даже такие ключевые слова: "знание, Бог, душа" - "Веда, Бхага и Джива", - это восходит к индо-европейским временам.
Единобожие и многобожие в Ведах
Далее, когда мы говорим о пантеонах божеств, то мы прежде всего должны разобраться, как вообще соотносилась вера в единого Бога, и вера в множество Богов в древних культурах. Как соотносится? В школе нас пичкают двумя схемами. Они по-научному называются монотеизм и политеизм. Значит, монотеизм — это значит, что Бог один, считается, ну вот христианство принесло эту идею. А политеизм — это многобожие, мол, когда язычники были дикие, не понимали, что есть один Господь. В действительности — это полная ерунда. И если вы откроете, например, академика Рыбакова, то... и все древние культуры — там другая схема. Политеизм, подчинённый монотеизму. То есть, другими словами, существует один Бог, Бог богов. Это даже в Библии есть, да? Яхве — это Бог богов. А есть подчинённые, то есть боги этого материального мира, которые подобны администраторам различных процессов у президента. Или кто-то, если убеждённый монархист, которые подобны министрам царя, например. С точки зрения Вед, Господь, он обитает в вечном мире, он бессмертен, вечен, изначален. А Боги — это просто более высокие существа нашего материального мира. Если мы говорим, о каких-то слоганах, то «и боги смертны». Только их продолжительность жизни, их возможности, они, ну, превышают наши.
Подобным же образом Арии, они видели, что все энергии в мироздании личностны. Например, мы говорим: «Дума приняла закон». Но в действительности какая-то конкретная личность этот закон лоббировала. Или, например, мы говорим: «У нас есть компьютер», - однако, в действительности Билл Гейтс, Стив Джобс или какая-то конкретная личность стояла за этим компьютером. Он не просто из космоса прилетел. Астрология, например, говорит, что даже планеты и стихии обладают своими темпераментами, например, Марс какой там вспыльчивый, покровитель войны. Сатурн — коммерции, Уран, там, тяжелое такое. Поэтому вот в действительности Арии, индоевропейцы, они воспринимали весь мир не просто как какие-то безличные энергии, а как энергии, которые обладают определённым сознанием. Поэтому в какой-то степени, они были способны не только это воспринимать, но даже, например, поговорить, там, в какой-то степени с какой-то стихией. Например, с ветром пообщаться, вызывать его или наоборот отодвинуть. В какой-то степени вступить в контакт со зверями. То есть эти до сих пор практики сохранены у некоторых первобытных племен, у шаманов, но уж тем более в древние времена это входило просто в часть психических способностей человека. И также различные силы природы, они видели не просто как безликие силы, а как некие мужские или женские сущности. Поэтому они давали им имена.
Санскрит в именах славянских богов
Вот, если мы рассматриваем имена Богов, то Агни... на русском Огонь, на санскрите Агни — божество Огня. Мы говорим, «Огонь», но произносим «Агонь». Вайю или Вата, на санскрите - это божество ветра. У нас "веять, повевать, в английском wind", да? Вот, пожалуйста, ветер. Далее, допустим, у славян есть такое божество Ниям. Ниям — это суровое божество, владыка подземного царства, который следит за нарушением, ну, соблюдением законов. И точно также на санскрите "ниям" означает "наказывать за соблюдение или несоблюдение каких-то норм", а божество на санскрите называется Яма, подземного мира. Ну, у нас любое углубление называется ямой. Очень много любят рассуждать о таком божестве как Сварог. Скорее всего Сварог был аналогом ведического Брахмы, то есть творца этой вселенной, который сотворяет наш мир. Сварог сотворяет 14 уровней нашей вселенной в таком вселенском яйце, называется "брахманда" на санскрите, и... ну или Вселенское Яйцо, и вот русское слово «сварганить» - это означает сотворить что-либо. Но что такое Сварга на санскрите? Сварга на санскрите означает «Миры Богов». Поэтому Сварог просто ну, как бы, "небесный".
А далее богиня Лада. Существование этой богини у славян было доказано Рыбаковым, он рассматривает различные воспоминания о ней в различных пословицах, обрядах, географических названиях. На санскрите "лата" означает "прекрасная, небесная женщина". Стрибог — в слове о полку Игореве - это божество небесных просторов. "Стрибожья внуки", они описываются как ветры, да? На санскрите "стри" означает "простираться, распространяться". Сурья — это божество солнца. В "Повести временных лет" Сирия называется Сурией, то есть солнечной страной. А в Велесовой книге сурица — это напиток, который нстаивается на солнечных лучах и так далее. Поэтому иногда так как "Велесова книга" вот, иногда любят сопоставлять Велесу и Шиву. Это не совсем корректно, есть только частичное совпадение. Частичное совпадение в том, что и Велес и Шива — это такие "волосатые" божества. "Велес — волос". Да, то есть комбинация есть. Одно из имён Шивы — это "Джатадхара", носящий копну волос.
А второе схождение в том, что они оба покровительствуют скоту. Одно из имён Шивы — это Пашупати, то есть тот, кто оберегает стадо. Это же сходство было у Велеса. Но культ Велеса был связан с почитанием, как тотема, медведя, да. Почему иногда говорят "русские медведи". Вот, а в культе Шивы этого нет совершенно. То есть была, ну, подстройка под местные условия. Но при всем при том при этом почему, например, "Велесова книга", которая... Ответ очень простой: потому что описаны перемещения славянских племён, которые были прежде всего, они были не кровожадными, как их изображают некоторые европейские летописцы, они были кочевниками, скотоводами. Точно также как в Индии никогда не убивали коров, к ней относились как к матери. И в древнерусском языке "скотница" означало также "казна".
Мара — это по славянки богиня смерти и гибели: "морок, заморить, заморыш". На санскрите Мара означает - смерть. Вот, Ярило — это божество весны, мужской сексуальности, мужской силы. Например, когда засеевали поле, изготавливали образ Ярила с огромным таким детородным органом, вот, на санскрите "джара" означает «любовник», да? То есть Яра, Джара, часто санскритское Дж переходит в русское «й». И ещё знают все, кто интересуется востоком, такое слово майа. Майа — это богиня материальной иллюзии. Если вы посмотрите, западные славяне, то в болгарском, также в чешском. "Омая означает "околдовываю, очаровываю".
Поэтому в названиях пантеонов божеств славянских мы видим значительное присутствие санскрита. И часто даже такие вот тексты, как «Слово о полку Игореве», в нём проясняется что-то именно когда обращаются к санскриту. Например, одна из птиц, которая оплакивает умерших воинов на поле боя. Эту птицу зовут Карна. А на санскрите "карунья или каруна" означает "сострадание чужому горю". Точно так же духи называются мавки, на санскрите "мав" — уводить, запутывать. Или, например, в «Слове о полку Игореве» употребляется такое загадочное слово "харалужные мечи". Если вы откроете русские словари — нет, что это такое — непонятно. И, оказывается, что единственное, где есть параллель, и это отражено в академическом издании «Слова о полку Игореве» - это санскритское слово «кхаралангьяна», то есть "поражать остротой". Поэтому есть ещё такая большая интересная тема — это санскрит и феня. Ну, если мы начнём трогать — это мы уйдём немножко в дебри.
Санскрит в именах духов стихий
Поэтому мы посмотрели немножко по божествам, и помимо высших божеств ещё всегда в любом мировоззрении, в том числе в языческом существует понятие «духи стихий». Иногда их называют элементалы, иногда их по-научному называют "низшие божества". Но в именах этих самых низших божеств, также огромное количество санскрита. Например, все мы знаем русалок. Русалки — это водные девы, часто души утопленниц, согласно народной культуре. Но, что самое интересное, если вы возьмете энциклопедию или какие-то справочники по славянской мифологии, русалки — они не русые. Русалки, они обычно ведьмы, а все ведьмы, они обычно зеленоглазые и жгучие брюнетки. Тогда откуда слово русалки? Оказывается, что на санскрите существует слово "раса", которое... одно из значений которого «влага» или «вода». Откуда русское роса, да? Близко. И поэтому русалки — это всего лишь навсего "водные существа". Существа, которые живут в водной среде. Точно так же и дух, который описан в Ведах — это Шишумара. На санскрите шишумара означает "гибель детей", или "злой дух, убивающий детей". И точно также на славянском... в славянском фольклоре "шишумара" или "кикимора" — это дух, который нападает на детей, пьёт их кровь и прочие оптимистичные вещи. Берегиня — это наоборот оберегающий дух, и на санскрите "бхри" означает "оберегать, заботиться". Чур — это охранительный колышек, на санскрите чур — "брать себе, присваивать".
Следующий блок слов — это слова, которые в дохристианской культуре имели нейтральное или позитивное значение, а после принятия христианства стали обладать значением негативным. Это слова ведун, ведунья, ведьма. Мы понимаем, что в дохристианской культуре — это прежде всего значение слов "волхв и волхвиня". То есть хранители древних знаний, учителя и негативного... окраски скорее всего даже слово ведьма не несло на себе. Другое слово — это идол. Очень любят различные изображения божеств называть идолами. Оно тоже скорее всего не носило негативной окраски на санскрите "идас" означает всего лишь навсего "объект поклонения". Среди других интересных слов... Часто вот, в эпосе о былинных богатырях, богатырей называют "волоты". И на санскрите "балата" или "валата" означает сила или мощь. Поэтому эти корни, они насквозь лингвистические пропитывают все пантеоны, начиная с богов, далее идя к низшим божествам и заканчивая ведунами, богатырями, волотами.
Древнейшая история славян
Далее, я думаю, так как мы чуть поговорили о пантеонах, перед тем как начать говорить об эволюции поклонения славян, вот, сделать небольшое отступление о древнейшей истории. То есть мы сказали, вот было индоевропейское единство, были, возможно, те самые индославы. И возникает вопрос, какова же их древнейшая... их древнейший путь? К сожалению, из памятников, принимаемых официальной наукой, с точки зрения официальной науки никаких таких памятников нет. Единственный текст, который может претендовать на древнейшую летопись славян в составе индославов — это пресловутая "Велесова книга". Если кто-то вам скажет, что существует однозначное мнение учёных на её повод, вас немножко обманывают. В действительности, с обоих сторон люди, которые обладают кандидатскими степенями по филологии, докторскими степенями по славистике, они... кто-то высказывается "за", кто-то высказывается "против". У меня есть отдельный такой толстый фолиант в компьютере, когда я просто ну где-то просто тридцать пять минут читаю тему «Ученые: за и против». Просто если вас сейчас начну грузить, оно и так тяжело ну понятно там... А вот такой-то сказал, а вот такой-то... Ну у меня такое вообще в принципе есть. И, ну, мой личный опыт за чаем, допустим, ты пьёшь чай с каким-нибудь там доктором наук, кандидатом исторических, и вот в моей практике один доктор филологических и два кандидата исторических, они сказали: «Ну ты знаешь, вообще очень похоже на правду, но если мы скажем это в нашем университете, там будет пинок, и мы полетим».
Поэтому не надо думать, что всё так просто. Поэтому это памятник спорный. Но даже если мы его не принимаем как оригинальную летопись славянских племён, мы можем сказать, что это гипотеза Юрия Петровича Миролюбова. Он, в отличие от нас, которые прочитали в большинстве своём в том числе две книжки умные и сказали, что "мы поняли всё". Юрий Петрович, например, он написал где-то тридцать вот таких толстых томиков по параллелям в языческой и ведической культуре, и библиография общая его составляет больше тысячи наименований литературы. Поэтому как минимум как учёного, мы должны уважать его эрудицию, и мы можем назвать это его гипотезой хотя бы, как минимум. Эта гипотеза она находится вполне в русле гипотезы, которая называется «Скифо-сарматское происхождение славян», когда как чать этноса ариев, которые вот живут в Азии, как часть скифов, славяне выходят из территории между Ираном и Индией и отправляются на современные территории. Ничего космического, невероятного в этом нет.
Если же мы берём "Велесову книгу", то "Велесова книга", она ещё очень интересный памятник, вот почему. Веды говорят, что существует четыре эпохи существования человечества. То есть если сейчас мы считаем, что мы достигли пика своего развития, то идея древних культур, о том что человечество, наоборот, развивается от золотого века и деградирует. Среди греческих авторов эту идею истории наоборот вы можете прочитать у таких греков как Гесиод и Овидий. Если мы берём русские сказки, то даже в русских сказках будет учение о нескольких царствах: золотое царство, там, серебряное, медное. Это та же самая идея. Поэтому Веды, они говорят, что в прежние времена цивилизация была более высокоразвитой и всемирной. И только потом целое начинает распадаться на части.
И наша эпоха как раз описывается, как эра определённой деградации. Но то, что в древности достигалось посредством мистических сил, у нас достигается с помощью техники. Поэтому эта цивилизация была экологичной, но не техногенной. И нам она порою кажется ну такой простой какой-то, скотоводческой. Косвенно, ученые, они иллюстрируют эту идею распадения целого на части. Если вы обратитесь к геологам, то геологи скажут вам, что была единая земля Пангея. Ну, вы знаете, что наши континенты можно поставить кусочками, они собирутся. А потом Пангея распадается на континенты. Специалисты по языкам, скажут вам, что существовал, например, общеславянский язык, а потом уже распадаются: восточные, южные, западные славяне. А этнографы, допустим, скажут, что были индоевропейцы, а потом распались, вот, на те народы, которых мы сегодня знаем.
Поэтому также объясняется, что существуют разные эпохи, и когда наступает наша эра, которая называется Кали-юга — эра деградации. Ведические тексты датируют её примерно 3 000 годом до нашей эры. Если быть более занудным, она наступает в феврале 3102 года, и астрологические, ведические тексты, они очень интересно описывают дату наступления Кали-юги. Есть такой астрономический текст, который называется Сурья Сиддханта, и он говорит о том, что когда наступает Кали-юга, семь планет, они выстраиваются в одну линию. Обретает особую силу тёмная, невидимая планета Раху, и они выстраиваются на меридиане Удджайн в одну линию с зетой Рыбы. То есть когда говорят, что мы живём в эпоху Рыб, да? И вы знаете, что символом христиан были рыбы. Не потому что, они их ели, или Пётр ловил их, а потому что эпоха Рыб. И поэтому Кали-юга — это эпоха Рыб.
А сейчас говорят эзотерики часто, что наступает некая эпоха Водолея. Поэтому пять тысяч лет, когда наступает Кали юга происходит трансформация определённая пространства и времени на планетах. И что происходит в это время в климатическом плане: похолодание; ледники наступают, потопы. Например, город Кришны - Дварака, он тонет под волнами моря — это такая ведическая Атлантида; и также землятрясения, да, начинается землетрясения, извержения; в духовном плане теряется память, начинает более широко использоваться письменность, исчезают мистические силы; и перестраивается и время над планетой.
C.В. Зюзько,
из цикла лекций "Cлавяне и Веды"
(по договоренности с автором)
Теги:
Новинки