Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Академик Рыбаков: патриотизм - понятие неотвлечённое - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
09.11.2011
Представляем вашему вниманию одно из последних интервью академика Бориса Александровича РЫБАКОВА - "патриотизм - понятие неотвлечённое".
Борис Александрович, давайте начнем с того, как вам удалось найти автора "Слова о полку Игореве".
- Работая над текстами сказаний Древней Руси, убедился, что почти все былинные сюжеты укладываются в хронологические рамки с IX по первую половину XIII века. былины - это художественное осмысление народом конкретных исторических событий, историческая память народа. С таких же позиций я подходил к исследованию летописей. Результатом анализов, сопоставлений, статистических расчетов стал вывод: "Слово" - вещь подлинная, написанная по следам событий конца XII века в Киеве Петром Брониславовичем - боярином, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.
Вы вели археологические раскопки в Тмутаракани. Насколько результаты раскопок подтверждают присутствие наших предков и исторические права на эти земли в связи со спорами вокруг Крыма и турецкими притязаниями на Кавказе?
- В центре Таманского княжества - Тмутаракани мы раскопали православную церковь XI-XII веков. Обнаружено немало свидетельств высокой культуры, расцвета ремесел в этом древнерусском княжестве на побережьях Азовского и Черного морей. Оно было русским окном в Византию. Для связей с Северо-Западной Европой таковым стал Новгород. На Тамани и в Крыму русские мирно уживались с греками. Характерным представляется эпизод в отношениях с полукочевыми народами, когда русский князь заявил их князю: "Давай побьемся с тобой, чем народ истреблять в битве!" И победа была за ним. Добрым соседом было христианское Абхазское царство. Русские укрепились, обустроились на южных морях за несколько веков до турок, которые пришли завоевателями с Аравийского полуострова и после захвата Малой Азии докатились до Кавказа.
В печати появляются высказывания, что князь Владимир был украинцем. Вы изучали летописи и доподлинно знаете, каким языком они написаны. Был ли тогда один язык в Киеве и Новгороде?
- Восточные славяне жили в составе одного государства от Новгорода на Севере до Черного моря на юге. Русские, украинцы и белорусы составляют триединый народ, происходящий от одного корня. Все летописи, что в Киеве, что в Новгороде, писались на древнерусском языке.
По-видимому, помрачение Беловежской пущи еще не прошло у некоторых украинских политисториков. Они пытаются переписать историю, а это не просто невежество, но и оскорбление памяти предков и времен Киевской Руси, и времен Богдана Хмельницкого. А сколько великороссов погибло, спасая малороссов от набегов крымского хана и турок, от нашествий поляков, французов и немцев?! Древнерусский же язык сквозь многие века пронесли русины в Закарпатье, и это говорит о многом.
Вы более полувека вели археологические раскопки на Украине. Какие открытия представляются наиболее важными?
- В книге "Древности Чернигова" я рассказал о том, как был открыт Благовещенский собор 1186 года с мозаичными полами. Я доказал, что подвальные помещения принимали за жилые, что дома в древнерусском городе были в полтора-два, реже в три этажа. Это было открытием. Мной реконструирован замок-усадьба Владимира Мономаха в Любече с укреплениями, дворцовыми и хозяйственными постройками, церковью и сторожевыми башнями. Изучен и восстановлен облик городов-крепостей по Днепру и Стугне, построенных в конце Х века для защиты от печенегов. Удалось доказать реальность былинного героя Ставра Годиновича. В надписи-граффити из Киевского Софийского собора приведено его подлинное отчество - Гордятинич. В книге "Геродотова Скифия. Историко-географический анализ", я привожу доказательства того, что в Днепровском Правобережье жили славянские племена еще во времена Геродота.
Ваша первая, огромная по объему книга "Ремесло Древней Руси", вышедшая еще в конце 40-х годов, совершила подлинный переворот в представлениях об истории восточных славян и Древней Руси. В книге приведены доказательства высокой степени развитости древнерусского ремесла и опровергалось мнение о слабой распространенности грамотности, о полной зависимости Древней Руси от рынков Европы и Византии. Как вы относитесь к высказываемому отдельными авторами мнению, что это был социальный политический заказ?
- Этого не могло быть. Начинал я свою работу, которую защитил как докторскую в 1942 году, еще в 20-30-е годы, когда, напротив, история писалась "революционная" и изобреталась интернациональная "пролетарская" культура. Моя работа возрождала историко-культурное достояние русского народа. Ремесло и культура Древней Руси были выше тогдашнего европейского уровня, но ей был нанесен огромный урон монголо-татарским нашествием.
К сожалению, во все времена находятся псевдоученые, которые, в угоду конъюнктуре, трактуют историю, не удосужась сопоставить данные летописей, эпиграфики, археологии, народной памяти.
Есть ли у вас разногласия с другими историками - академиком Лихачевым, с Львом Гумилевым?
- Да, на некоторые вещи мы смотрим по-разному. Это, впрочем, не помешало мне поддержать Дмитрия Сергеевича при выдвижении его в академики. А Гумилев неоправданно затушевывал огромный урон, нанесенный Руси монголо-татарским игом во время расцвета ее культуры. Ведь были десятки специальностей ремесленников и высочайшее ювелирное искусство в русских городах. Кстати, в моей монографии-альбоме "Русское прикладное искусство Х-ХIII веков" предстает во всем великолепии в прекрасных цветных иллюстрациях созданное русскими умельцами.
Появилось много противников глубокой древности нашей государственности. Действительно ли она начинает складываться в VI веке?
- Да, в VI-VII веках сложился мощный союз племен Среднего Приднепровья "Русская земля" под главенством росов-русов. В VII-IX веках в результате длительного и сложного развития складывается суперсоюз "Киевская Русь".
В своих книгах "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси" вы представляете языческие обряды и пишете о двоеверии, о многовековом сосуществовании православия и языческих представлений и обрядности в русском повседневном быту и культуре. По своему детству знаю, что в северном крестьянстве многое из поверий древности сохранялось. Это прослеживается в романах и стихах крестьянских поэтов Сергея Клычкова, Николая Клюева и самого Сергея Есенина. Было ли принятие христианства благом для Руси?
- Христианство пришло с византийской богатой культурой, литературой и философией. Это способствовало повышению грамотности, развитию русской культуры, а в последующем и литературы, единению и укреплению Древней Руси, а в последующем и русского государства.
Теперь о вас. Как вам удается совмещать научную работу с преподавательской и редакторской деятельностью?
- Я привык работать с аудиторией и чувствую призвание "сеять разумное, доброе, вечное". Для меня патриотизм никогда не был отвлеченным понятием. Я старался всегда привить студентам любовь к Отечеству через любовь к его истории, будучи заведующим кафедрой, деканом исторического факультета, проректором МГУ. Более 20 лет продолжались "Рыбаковские среды" - заседания Отдела истории культуры "Совета по культуре" РАН в Институте русского языка.
В течение многих лет я являлся членом редколлегии исторических журналов и главным редактором журнала по археологии. Вообще редакторская работа повышает чувство ответственности. Благодаря преподавательской работе у меня много учеников и последователей. Кстати, "Повесть временных лет", "Русскую правду" и "Слово о полку Игореве" я читаю на лекциях в подлиннике, чтобы студенты привыкали к образности и красочности, поэтичности языка и стиля Древней Руси. Не только бужу генетическую память через красоту чеканного ритма и поэтического слога "Слова о полку Игореве", но и учу извлекать из первоисточника необходимую историческую информацию.
На одной из ваших лекций в Доме литераторов вы так чудесно связали ремесла и вышивки Древней Руси с современным народным творчеством, что большинство писателей были буквально зачарованы. Вероятно, не только у меня перед глазами были вышивки с бабушкиных рушников. Оказывается, с раннего детства мы видели те же узоры, что и древние русичи.
- Меня радует, когда говорят, что они красивы. Но я подошел к расшифровкам вышивок как ученый. Это генетическая память народа и глубокая верность истории и устоям, пронесенная из поколения в поколение через десятки веков. И то, что эти вышивки в разных краях - на юге и на севере страны - имеют много общего, говорит об историческом единстве русского народа. Тысяча, даже полторы тысячи лет передается красочная информация, удивительно сочетающая языческие и православные божества и символы. Чаще всего изображенные божества в орнаментах воспринимались как хранительницы домашнего очага и оберег рода.
Над чем вы работаете в настоящее время?
- Моя новая книга будет называться "Судьба славянства от Геродота до Нестора". В ней прослеживается влияние античной культуры Рима и Греции на славянство. Данные археологии, исторические источники я дополняю почерпнутым в народных сказках, фольклоре.
источник: http://old-ru.ru/
Теги: академик Рыбаков, происхождение древних славян, развитие ремесел, культура русских земель, архитектура древнерусских городов, кудьтура и верования древних славян
Академик Рыбаков: патриотизм - понятие неотвлечённое
Рыбаков Борис Александрович был великим русским историком и археологом, крупнейшим специалистом по истории славянства и Киевской Руси, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. Сотни научных трудов академика Рыбакова составили целую эпоху в изучении Древней Руси и обогатили историческую науку крупнейшими открытиями. Он является автором фундаментальных работ по истории нашей Родины, происхождению древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX-XII веков, развитию ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, литературе и живописи, верованиям древних славян. За книгу "Ремесло Древней Руси" (1947 год) он был удостоен Государственной премии СССР. Фундаментальные труды "Язычество древних славян", "Язычество Древней Руси", "Киевская Русь и русские княжества IX-XIII веков" и другие являются настольными книгами серьезных ученых-историков и лингвистов. Борис Александрович - автор глубоких исследований о культуре и социальной природе древнерусского города, создатель новых концепций этнической истории славянства. Под его руководством Институт археологии АН превратился в наиболее крупное и авторитетное археологическое учреждение страны. Академик Рыбаков был патриотом своей Родины. Благодаря его трудам удалось сохранить многочисленные памятники истории и культуры нашего Отечества.Представляем вашему вниманию одно из последних интервью академика Бориса Александровича РЫБАКОВА - "патриотизм - понятие неотвлечённое".
Борис Александрович, давайте начнем с того, как вам удалось найти автора "Слова о полку Игореве".
- Работая над текстами сказаний Древней Руси, убедился, что почти все былинные сюжеты укладываются в хронологические рамки с IX по первую половину XIII века. былины - это художественное осмысление народом конкретных исторических событий, историческая память народа. С таких же позиций я подходил к исследованию летописей. Результатом анализов, сопоставлений, статистических расчетов стал вывод: "Слово" - вещь подлинная, написанная по следам событий конца XII века в Киеве Петром Брониславовичем - боярином, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.
Вы вели археологические раскопки в Тмутаракани. Насколько результаты раскопок подтверждают присутствие наших предков и исторические права на эти земли в связи со спорами вокруг Крыма и турецкими притязаниями на Кавказе?
- В центре Таманского княжества - Тмутаракани мы раскопали православную церковь XI-XII веков. Обнаружено немало свидетельств высокой культуры, расцвета ремесел в этом древнерусском княжестве на побережьях Азовского и Черного морей. Оно было русским окном в Византию. Для связей с Северо-Западной Европой таковым стал Новгород. На Тамани и в Крыму русские мирно уживались с греками. Характерным представляется эпизод в отношениях с полукочевыми народами, когда русский князь заявил их князю: "Давай побьемся с тобой, чем народ истреблять в битве!" И победа была за ним. Добрым соседом было христианское Абхазское царство. Русские укрепились, обустроились на южных морях за несколько веков до турок, которые пришли завоевателями с Аравийского полуострова и после захвата Малой Азии докатились до Кавказа.
В печати появляются высказывания, что князь Владимир был украинцем. Вы изучали летописи и доподлинно знаете, каким языком они написаны. Был ли тогда один язык в Киеве и Новгороде?
- Восточные славяне жили в составе одного государства от Новгорода на Севере до Черного моря на юге. Русские, украинцы и белорусы составляют триединый народ, происходящий от одного корня. Все летописи, что в Киеве, что в Новгороде, писались на древнерусском языке.
По-видимому, помрачение Беловежской пущи еще не прошло у некоторых украинских политисториков. Они пытаются переписать историю, а это не просто невежество, но и оскорбление памяти предков и времен Киевской Руси, и времен Богдана Хмельницкого. А сколько великороссов погибло, спасая малороссов от набегов крымского хана и турок, от нашествий поляков, французов и немцев?! Древнерусский же язык сквозь многие века пронесли русины в Закарпатье, и это говорит о многом.
Вы более полувека вели археологические раскопки на Украине. Какие открытия представляются наиболее важными?
- В книге "Древности Чернигова" я рассказал о том, как был открыт Благовещенский собор 1186 года с мозаичными полами. Я доказал, что подвальные помещения принимали за жилые, что дома в древнерусском городе были в полтора-два, реже в три этажа. Это было открытием. Мной реконструирован замок-усадьба Владимира Мономаха в Любече с укреплениями, дворцовыми и хозяйственными постройками, церковью и сторожевыми башнями. Изучен и восстановлен облик городов-крепостей по Днепру и Стугне, построенных в конце Х века для защиты от печенегов. Удалось доказать реальность былинного героя Ставра Годиновича. В надписи-граффити из Киевского Софийского собора приведено его подлинное отчество - Гордятинич. В книге "Геродотова Скифия. Историко-географический анализ", я привожу доказательства того, что в Днепровском Правобережье жили славянские племена еще во времена Геродота.
Ваша первая, огромная по объему книга "Ремесло Древней Руси", вышедшая еще в конце 40-х годов, совершила подлинный переворот в представлениях об истории восточных славян и Древней Руси. В книге приведены доказательства высокой степени развитости древнерусского ремесла и опровергалось мнение о слабой распространенности грамотности, о полной зависимости Древней Руси от рынков Европы и Византии. Как вы относитесь к высказываемому отдельными авторами мнению, что это был социальный политический заказ?
- Этого не могло быть. Начинал я свою работу, которую защитил как докторскую в 1942 году, еще в 20-30-е годы, когда, напротив, история писалась "революционная" и изобреталась интернациональная "пролетарская" культура. Моя работа возрождала историко-культурное достояние русского народа. Ремесло и культура Древней Руси были выше тогдашнего европейского уровня, но ей был нанесен огромный урон монголо-татарским нашествием.
К сожалению, во все времена находятся псевдоученые, которые, в угоду конъюнктуре, трактуют историю, не удосужась сопоставить данные летописей, эпиграфики, археологии, народной памяти.
Есть ли у вас разногласия с другими историками - академиком Лихачевым, с Львом Гумилевым?
- Да, на некоторые вещи мы смотрим по-разному. Это, впрочем, не помешало мне поддержать Дмитрия Сергеевича при выдвижении его в академики. А Гумилев неоправданно затушевывал огромный урон, нанесенный Руси монголо-татарским игом во время расцвета ее культуры. Ведь были десятки специальностей ремесленников и высочайшее ювелирное искусство в русских городах. Кстати, в моей монографии-альбоме "Русское прикладное искусство Х-ХIII веков" предстает во всем великолепии в прекрасных цветных иллюстрациях созданное русскими умельцами.
Появилось много противников глубокой древности нашей государственности. Действительно ли она начинает складываться в VI веке?
- Да, в VI-VII веках сложился мощный союз племен Среднего Приднепровья "Русская земля" под главенством росов-русов. В VII-IX веках в результате длительного и сложного развития складывается суперсоюз "Киевская Русь".
В своих книгах "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси" вы представляете языческие обряды и пишете о двоеверии, о многовековом сосуществовании православия и языческих представлений и обрядности в русском повседневном быту и культуре. По своему детству знаю, что в северном крестьянстве многое из поверий древности сохранялось. Это прослеживается в романах и стихах крестьянских поэтов Сергея Клычкова, Николая Клюева и самого Сергея Есенина. Было ли принятие христианства благом для Руси?
- Христианство пришло с византийской богатой культурой, литературой и философией. Это способствовало повышению грамотности, развитию русской культуры, а в последующем и литературы, единению и укреплению Древней Руси, а в последующем и русского государства.
Теперь о вас. Как вам удается совмещать научную работу с преподавательской и редакторской деятельностью?
- Я привык работать с аудиторией и чувствую призвание "сеять разумное, доброе, вечное". Для меня патриотизм никогда не был отвлеченным понятием. Я старался всегда привить студентам любовь к Отечеству через любовь к его истории, будучи заведующим кафедрой, деканом исторического факультета, проректором МГУ. Более 20 лет продолжались "Рыбаковские среды" - заседания Отдела истории культуры "Совета по культуре" РАН в Институте русского языка.
В течение многих лет я являлся членом редколлегии исторических журналов и главным редактором журнала по археологии. Вообще редакторская работа повышает чувство ответственности. Благодаря преподавательской работе у меня много учеников и последователей. Кстати, "Повесть временных лет", "Русскую правду" и "Слово о полку Игореве" я читаю на лекциях в подлиннике, чтобы студенты привыкали к образности и красочности, поэтичности языка и стиля Древней Руси. Не только бужу генетическую память через красоту чеканного ритма и поэтического слога "Слова о полку Игореве", но и учу извлекать из первоисточника необходимую историческую информацию.
На одной из ваших лекций в Доме литераторов вы так чудесно связали ремесла и вышивки Древней Руси с современным народным творчеством, что большинство писателей были буквально зачарованы. Вероятно, не только у меня перед глазами были вышивки с бабушкиных рушников. Оказывается, с раннего детства мы видели те же узоры, что и древние русичи.
- Меня радует, когда говорят, что они красивы. Но я подошел к расшифровкам вышивок как ученый. Это генетическая память народа и глубокая верность истории и устоям, пронесенная из поколения в поколение через десятки веков. И то, что эти вышивки в разных краях - на юге и на севере страны - имеют много общего, говорит об историческом единстве русского народа. Тысяча, даже полторы тысячи лет передается красочная информация, удивительно сочетающая языческие и православные божества и символы. Чаще всего изображенные божества в орнаментах воспринимались как хранительницы домашнего очага и оберег рода.
Над чем вы работаете в настоящее время?
- Моя новая книга будет называться "Судьба славянства от Геродота до Нестора". В ней прослеживается влияние античной культуры Рима и Греции на славянство. Данные археологии, исторические источники я дополняю почерпнутым в народных сказках, фольклоре.
источник: http://old-ru.ru/
Теги: академик Рыбаков, происхождение древних славян, развитие ремесел, культура русских земель, архитектура древнерусских городов, кудьтура и верования древних славян
Новинки