Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Образ Крошечки-хаврошечки в русской народной сказке - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
06.02.2012
В русской народной сказке Одноглазка - старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившийся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX - начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображены с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины - одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские - с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с - тем светом, т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя - о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая - о будущем. Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего.
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава вторая. Путеводная нить. Сказки, былины, заговоры. с. 70-72 - Вологда. 2003г.
Теги: связь русских образов в сказке Крошечка-Хаврошечка с ведическими корнями
Образ Крошечки-хаврошечки в русской народной сказке
Древний ведический сакральный комплекс сохранился и в широко распространенной русской народной сказке Крошечка-Хаврошечка. Вспомним, что там мать (или праматерь) как бы перевоплощается в корову, охраняющую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова потом трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами. Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Адити (несвязность, изначальность, мать богов) одновременно - и рожающая женщина, и космическая корова, и дерево с прекрасными листьями. В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по Сказке о Царе Салтане и русским народным заговорам комплексом - матерью с тремя ее дочерями. В данном случае это - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. Всвязи с образом Одноглазки стоит обратить внимание на то, что было отмечено еще Бируни в XI в. Он писал, что по представлению индийцев Венера была одноглазой (Бируни Абурейхан. Индия. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1963, с. 346). Индийская Венера - богиня счастья, богатства, красоты, плодородия, супруга верховного бога-творца Вишну и мать бога любви Камы-Лакшми, согласно мифам, появилась из океана, когда боги и асуры взбивали его, чтобы получить напиток бессмертия - амриту. По другим преданиям она появилась из первозданных вод в самом начале творения (Мифы народов мира. т. II, с.35-36). Среди ее имен: Падма (лотосная), Индира (прекрасная), Лола (непостоянная) - кстати, широко распространенные гидронимы Русского Севера. В древнейшей мифологии богини судьбы мойры или парки - дочери богини неизбежности, необходимости Ананке - три пряхи, которые прядут и поют: Лахезис - о прошлом, Клото - о настоящем, Антропос - о будущем. Мы уже отмечали это, и можно было бы не возвращаться вновь к этому вопросу, но дело в том, что (согласно Платону) Афродита (т.е. Венера) почиталась древнейшей из мойр (М.М. Кобылина. Об изображении Мойр в Северном Причерноморье...СА. 1971. 3. с. 252). Будучи богиней любви, красоты, изобилия, плодородия, браков и родов, она - являлась одной из первичных хтонических сил - и обладала - космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви (Мифы народов мира. т. I, с.132). Как и Лакшми, Афродита родилась из морской пены и одно из ее прозвищ Анадиомена, т.е. появившаяся на поверхности моря.В русской народной сказке Одноглазка - старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившийся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX - начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображены с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины - одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские - с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с - тем светом, т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя - о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая - о будущем. Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего.
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава вторая. Путеводная нить. Сказки, былины, заговоры. с. 70-72 - Вологда. 2003г.
Теги: связь русских образов в сказке Крошечка-Хаврошечка с ведическими корнями
Новинки