Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
История мозаики - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
24.06.2011
(«Aut lux hic nata est, aut capta hic libera regnat»)
Одна из строк надписи в вестибюле Архиепископской капеллы в Равенне,
конец V - начало VI вв.
Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий, живших на Ближнем Востоке в III тысячелетии до н.э. Шумеры инкрустировали деревянные и глиняные изделия ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами, приклеивая их смолой.
Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также ее огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и даже стены храмов.
Тематика мозаичных работ древних шумеров была разнообразной – от военных сюжетов до мифологических и фантастических сцен. Среди сохранившихся произведений мозаичного искусства того времени (2,5 тыс. лет до н.э.): шкатулка «Штандарт Ура» (Лондон, Британский музей) и арфа царицы Шубад из погребения в Уре (Багдад, Иракский музей), украшенные перламутром, ляпис-лазурью и золотом. Среди не сохранившихся: мозаики дворцов фараонов Сети и Рамсесов, знаменитый «Мозаичный дворец», стены которого были покрыты ромбовидной мозаикой. Даже в те далекие времена мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение.
Чуть позднее, во времена Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда Египет вел завоевательные походы в Азии, Нубии и Ливии, в стране началось беспрецедентное в истории человечества каменное строительство: огромные, взмывающие к небу храмы, гробницы, красивейшие дворцы представителей высшей касты, стены и полы которых украшались драгоценной мозаикой.
Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков.
Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта».
Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное сияние».
В I - IY вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Наиболее известные образцы этой эпохи: мозаики «Битва Александра с Дарием» и «Уличные музыканты» (Неаполь), колоссальная работа «Пол из Пренесты» Палестрины с изображением долины реки Нил и «Голуби на чаше» (Рим). Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса), где господство римлян длилось более 4-х с половиной веков.
Большими специалистами в мозаичном искусстве были и исламские художники. На их работах отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие декоративнее орнаменты.
Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине Y в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.
Не менее значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V–VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. Именно равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским».
По оценке искусствоведов, самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи – недавно раскрытые мозаики храма Софии в Константинополе и фреска «Никейские ангелы» в Никее. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.
К YII в. относятся мозаики церкви св. Дмитрия в Солуни (соврем. Салоники). По сравнению с вышеописанными, они представляют уже другоёй художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция выглядит застывшей: неподвижны, не связаны друг с другом и строго симметричны все фигуры, похожие на каменные столбы и являющиеся предметами суеверного поклонения. Таким образом, к YII в. византийское искусство как бы вернулось к самой начальной стадии.
Запрещение в Византии YIII – IX вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии.
В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, в которой значительно увеличивается художественная выразительность здания благодаря внешнему декору. Впервые новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам современников, был украшен, как невеста. Храм имел пять куполов и белую колоннаду снаружи, был украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в т.ч. и в России.
Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (мозаики Гелатского монастыря, XII в.)
На Руси мозаика появилась после принятия христианства (X в.), но не получила большого распространения из-за дороговизны материала: смальту делать не умели и ее приходилось привозить из-за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в церкви Святой Софии (XI в.) и в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. После монголо-татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XYIII в.
XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XYI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней. Главная особенность флорентийской мозаики – тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.
С XIII-XIY вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу. Среди лучших образцов среднеазиатской мозаики — созданная в XIY-XY вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча.
Грандиозные мозаичные «полотна» были созданы в главном венецианском соборе – базилике Сан-Марко (XI – XIII вв. с более поздними добавлениями). На фасаде собора выделяются композиция "Страшный суд" и сцены, иллюстрирующие историю похищения и доставки в Венецию тела ее покровителя – Св. Марка.
Внутреннее пространство интерьера собора составляет по разным источникам от 5 тыс. до 8 тыс. кв. м , а все стены и своды украшены мозаичными картинами на золотом фоне.
Много позднее, уже в XIX в., мастера «модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике мозаики, как наиболее эффектному декоративному стилю.
Мозаика России Нового времени
Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты. К началу 1760-х гг. на специально построенной фабрике под Санкт-Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше тысячи их оттенков. В XYIII в. это было единственное в России художественно-промышленное предприятие. Параллельно с химическими экспериментами ученый разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. За первые 15 лет работы мозаичной мастерской Ломоносова были созданы портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Александра Невского и др. выдающихся людей России. Особый художественный интерес представляет набранный самим ученым образ Христа. Ломоносовым был разработан грандиозный проект: памятник-надгробие великому преобразователю России Петру I, для которого была создана картина «Полтавская баталия». Это последняя работа Ломоносова и единственная монументальная мозаика XYIII в. в России. Сегодня она украшает парадную лестницу в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.
В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской учились мозаичному искусству в Италии. Для организации работы в Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17 тысяч различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за границей.
С перспективными поисками в области монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890г. частной мастерской Фроловых. Художественный уровень мастерской курировала Академия художеств. За сравнительно короткий (дореволюционный) период в мастерской было создано почти все внутреннее и наружное (впервые!) мозаичное убранство храма Спаса на Крови, мозаики многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России: В.М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л.Н.Бенуа, В.А. Косяковым, А.В. Щусевым и многими другими.
В первые послереволюционные годы главной темой мозаичных полотен является революция. В 1930-е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И.И. Бродским, выполняет мозаики для театра им. В.Э. Мейерхольда, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря (Киев), создает герб для павильона СССР на всемирной выставке в Париже, начинает работать над созданием мозаик для метрополитена Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»).
После войны к созданию эскизов для мозаики были привлечены художники А.А. Дейнека, И.Э. Грабарь и др. В 1950-60-х гг. создаются первые мозаики для Ленинградского метрополитена.
Большую роль в развитии монументальной живописи в СССР (в т.ч. мозаики) сыграл руководитель мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, профессор А.А. Мыльников.В 1990-е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Авторами ряда иконописных образов становятся выпускники Института им. И.Е. Репина.
Начало XXI в. свидетельствует о растущем интересе к искусству мозаики в России. Спрос, как известно, рождает предложение, и сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне.
Автор текста: Юлия Дружинина; http://kumikodesign.ru/; Статья опубликована в журнале "Деко" (№ 1, 2008)
Теги:
История мозаики
«Либо здесь родился свет, либо, плененный, он царит здесь свободно»(«Aut lux hic nata est, aut capta hic libera regnat»)
Одна из строк надписи в вестибюле Архиепископской капеллы в Равенне,
конец V - начало VI вв.
Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий, живших на Ближнем Востоке в III тысячелетии до н.э. Шумеры инкрустировали деревянные и глиняные изделия ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами, приклеивая их смолой.
Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также ее огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и даже стены храмов.
Тематика мозаичных работ древних шумеров была разнообразной – от военных сюжетов до мифологических и фантастических сцен. Среди сохранившихся произведений мозаичного искусства того времени (2,5 тыс. лет до н.э.): шкатулка «Штандарт Ура» (Лондон, Британский музей) и арфа царицы Шубад из погребения в Уре (Багдад, Иракский музей), украшенные перламутром, ляпис-лазурью и золотом. Среди не сохранившихся: мозаики дворцов фараонов Сети и Рамсесов, знаменитый «Мозаичный дворец», стены которого были покрыты ромбовидной мозаикой. Даже в те далекие времена мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение.
Шумерская мозаика, III тыс. до. н.э.
Чуть позднее, во времена Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда Египет вел завоевательные походы в Азии, Нубии и Ливии, в стране началось беспрецедентное в истории человечества каменное строительство: огромные, взмывающие к небу храмы, гробницы, красивейшие дворцы представителей высшей касты, стены и полы которых украшались драгоценной мозаикой.
Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков.
Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта».
Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное сияние».
В I - IY вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Наиболее известные образцы этой эпохи: мозаики «Битва Александра с Дарием» и «Уличные музыканты» (Неаполь), колоссальная работа «Пол из Пренесты» Палестрины с изображением долины реки Нил и «Голуби на чаше» (Рим). Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса), где господство римлян длилось более 4-х с половиной веков.
«Триумфальная процессия Диониса», музей Сусса, Тунис, III в. н.э.
Большими специалистами в мозаичном искусстве были и исламские художники. На их работах отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие декоративнее орнаменты.
Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине Y в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.
Не менее значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V–VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. Именно равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским».
Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, Италия, V в.
Мозаики Базилики Сан Витале в Равенне, Италия, VI в.
Мозаики Базилики Сан Витале в Равенне, Италия, VI в.
По оценке искусствоведов, самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи – недавно раскрытые мозаики храма Софии в Константинополе и фреска «Никейские ангелы» в Никее. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.
Ангел «Дюнамис», фрагмент мозаики с изображением небесных сил с алтарного свода церкви Успения Богородицы в Никее, YII в.
К YII в. относятся мозаики церкви св. Дмитрия в Солуни (соврем. Салоники). По сравнению с вышеописанными, они представляют уже другоёй художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция выглядит застывшей: неподвижны, не связаны друг с другом и строго симметричны все фигуры, похожие на каменные столбы и являющиеся предметами суеверного поклонения. Таким образом, к YII в. византийское искусство как бы вернулось к самой начальной стадии.
«Сошествие во ад», мозаика церкви монастыря Дафнии недалеко от Афин, Греция, XI в.
Запрещение в Византии YIII – IX вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии.
В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, в которой значительно увеличивается художественная выразительность здания благодаря внешнему декору. Впервые новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам современников, был украшен, как невеста. Храм имел пять куполов и белую колоннаду снаружи, был украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в т.ч. и в России.
Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (мозаики Гелатского монастыря, XII в.)
На Руси мозаика появилась после принятия христианства (X в.), но не получила большого распространения из-за дороговизны материала: смальту делать не умели и ее приходилось привозить из-за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в церкви Святой Софии (XI в.) и в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. После монголо-татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XYIII в.
«Евхаристия», мозаика Софийского собора в Киеве, Украина, 1040-е гг.
XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XYI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней. Главная особенность флорентийской мозаики – тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.
Флорентийская мозаика. Фрагмент панно-вставки в деревянный шкаф, работа Петергофской гранильной фабрики, Россия, XIX в.
С XIII-XIY вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу. Среди лучших образцов среднеазиатской мозаики — созданная в XIY-XY вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча.
Грандиозные мозаичные «полотна» были созданы в главном венецианском соборе – базилике Сан-Марко (XI – XIII вв. с более поздними добавлениями). На фасаде собора выделяются композиция "Страшный суд" и сцены, иллюстрирующие историю похищения и доставки в Венецию тела ее покровителя – Св. Марка.
Внутреннее пространство интерьера собора составляет по разным источникам от 5 тыс. до 8 тыс. кв. м , а все стены и своды украшены мозаичными картинами на золотом фоне.
Много позднее, уже в XIX в., мастера «модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике мозаики, как наиболее эффектному декоративному стилю.
Мозаика России Нового времени
Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты. К началу 1760-х гг. на специально построенной фабрике под Санкт-Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше тысячи их оттенков. В XYIII в. это было единственное в России художественно-промышленное предприятие. Параллельно с химическими экспериментами ученый разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. За первые 15 лет работы мозаичной мастерской Ломоносова были созданы портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Александра Невского и др. выдающихся людей России. Особый художественный интерес представляет набранный самим ученым образ Христа. Ломоносовым был разработан грандиозный проект: памятник-надгробие великому преобразователю России Петру I, для которого была создана картина «Полтавская баталия». Это последняя работа Ломоносова и единственная монументальная мозаика XYIII в. в России. Сегодня она украшает парадную лестницу в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.
«Полтавская баталия», фрагмент мозаики, Ломоносовская мастерская, Россия, XYIII в.
В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской учились мозаичному искусству в Италии. Для организации работы в Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17 тысяч различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за границей.
С перспективными поисками в области монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890г. частной мастерской Фроловых. Художественный уровень мастерской курировала Академия художеств. За сравнительно короткий (дореволюционный) период в мастерской было создано почти все внутреннее и наружное (впервые!) мозаичное убранство храма Спаса на Крови, мозаики многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России: В.М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л.Н.Бенуа, В.А. Косяковым, А.В. Щусевым и многими другими.
Внутреннее убранство из мозаики, храм Спас на Крови, Санкт-Петербург, Россия, нач. XX в.
В первые послереволюционные годы главной темой мозаичных полотен является революция. В 1930-е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И.И. Бродским, выполняет мозаики для театра им. В.Э. Мейерхольда, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря (Киев), создает герб для павильона СССР на всемирной выставке в Париже, начинает работать над созданием мозаик для метрополитена Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»).
После войны к созданию эскизов для мозаики были привлечены художники А.А. Дейнека, И.Э. Грабарь и др. В 1950-60-х гг. создаются первые мозаики для Ленинградского метрополитена.
«Бег», фрагмент мозаики, ст. метро «Спортивная», Санкт-Петербург, Россия, 1985 г., автор оригинала – А.К.Быстров.
Большую роль в развитии монументальной живописи в СССР (в т.ч. мозаики) сыграл руководитель мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, профессор А.А. Мыльников.В 1990-е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Авторами ряда иконописных образов становятся выпускники Института им. И.Е. Репина.
Начало XXI в. свидетельствует о растущем интересе к искусству мозаики в России. Спрос, как известно, рождает предложение, и сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне.
Автор текста: Юлия Дружинина; http://kumikodesign.ru/; Статья опубликована в журнале "Деко" (№ 1, 2008)
Теги:
Новинки