Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Посвящается 100-летию со дня рождения Матери Терезы - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
29.09.2011
«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моём сердце». (Молитва Матери Терезы)
Её боготворили и считали святой ещё при жизни. Ей выпала нелёгкая и радостная доля - примером своей собственной жизни нести людям благую весть о том, что Бог есть любовь, и смысл существования каждого смертного состоит лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В XX веке она была не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться.
Маленькая пожилая женщина, не очень образованная монахиня в простых одеждах и грубых сандалиях, свободная в своих поступках, мыслях и изречениях...
Она делала, что хотела. Могла приготовить обед на несколько тысяч человек, не спать много суток подряд, ухаживая за больными и прокажёнными, искать еду для голодных и чистить выгребные ямы, при этом всегда улыбаться и проповедовать любовь к ближнему. Могла прибыть в разрушенный войной Бейрут лишь с пасхальной свечой и иконой Девы Марии, чтобы помолиться (помолилась - наступило перемирье). Могла мимоходом зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников. Могла забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца (ради норвежского короля она даже надела носки, и об этом писали газеты). Ей можно было позвонить ночью или днём - в любой час - и удостоиться внимания и беседы.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета, она жила среди убогих, украшала свой неприхотливый быт статуэтками Богоматери и открытками с кровоточащим сердцем Христа, от всех болезней и усталости лечилась постом и молитвой, а в Рождество напевала Христу «Happy birthday to you»...
Она легко говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами, но никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать. Она прибывала на «поле брани» одна и без оружия. И, никого не обличая, никого не задабривая, открыто брала под защиту тех, кто, по её мнению, в ней нуждался. А добившись общественного прозрения, для закрепления успеха открывала миссию, в которой поселялись сестры основанного ею Ордена Милосердия.
мать Тереза с принцессой Дианой
Ей открывались двери и хижин, и дворцов. Она самозабвенно служила «беднейшим из бедных»... и её трудами активно росло влияние католической веры, которая в лице прославившейся на весь мир монахини имела надёжного проводника своего учения. Во все уголки мира, будь то Африка, Азия, Австралия, Европа или Америка, вместе с заботливыми монашками Ордена Милосердия прибывали и духовные служители-католики, работавшие на прославление Ватикана и католической религии.
«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста. Другие же по сей день задаются вопросом: так кто же она, эта «маленькая великая женщина»? Сумасшедшая?.. Одержимая?.. Или святая?..
«Маленькая великая женщина», — так сказал о Матери Терезе папа Иоанн Павел II, который причислил её к лику блаженных. Папа Римский сделал для монахини исключение из правила, по которому Ватикан не может начинать процедуру беатификации (причисление умершего к лику блаженных в католической церкви) ранее пятилетнего срока со дня кончины человека. Это единственный случай в недавней истории католической церкви, когда было сделано подобное исключение.
Мать Тереза с Папой Римским
С конца XX века Имя Матери Терезы стало в миру нарицательным. Теперь нередко - и в шутку, и в серьёз - на любую добродетель можно услышать слова: «Ну, ты прямо как Мать Тереза!»
Что ж, такая популярность личности заслуживает не только внимания, но и изучения, которое мы постараемся провести с помощью своих астрологических методов.
Гонджа Бояджиу родилась под знаком Девы, 26 августа 1910 года, в городе Скопье Оттоманской империи (современной Македонии), и была третьим ребёнком в албанской семье, исповедовавшей католическую веру. Днём позже, 27 августа, Гонджа была крещена как Агнесс, и потому именно этот день стала считать днём своего рождения.
Именно эта дата, 27.08.1910, встречается как день рождения Матери Терезы во всех официальных СМИ, что для построения гороскопа, конечно же, не верно.
Её отец, Никола Бояджиу, был совладельцем крупной строительной фирмы, преуспевающим торговцем, членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой. Мать, урождённая Дранафиле Бернан, занималась воспитанием детей. Будучи очень религиозной, она часто брала их с собой на службу в костёл, приобщая к Богу и вере.
Детство Агнесс — это богатый дом, большая благополучная семья, католическое воспитание, атмосфера любви и доброжелательности, учёба в светской начальной школе и государственном лицее. Девочка была лучшей ученицей в классе, к тому же не лишённой талантов, и думала о том, чтобы посвятить себя либо музыке (пела в церковном хоре - сопрано, играла на мандалине), либо литературной деятельности (писала стихи, прозу, её работы печатались в местной газете).
По натуре набожная и романтичная, радостная и приветливая, Агнесс принимала активное участие в жизни прихода и всегда была готова оказать помощь другим. Мать часто брала её с собой во время посещения больных и нуждающихся, и возможно, именно это родило в ней новое желание - стать миссионером в Африке, которую со временем вытеснила индийская Калькутта.
Для семьи Бояджиу было полной неожиданностью, что эта 17-летняя девушка, по словам её брата - «пухленькая, весёлая, лукавая, очень живая, совсем как мальчишка», предпочтёт замужеству и мирской жизни не просто монашескую стезю, но и служение в зарубежной миссионерской конгрегации.
Отец до этих дней не дожил - активный деятель албанского освободительного движения, он погиб в 1919 году при невыясненных обстоятельствах. А мать от решения своей младшей дочери пережила шок: её «Агнесс — такая тихая, разумная, домашняя, покладистая... и какая-то там Калькутта?!» Откуда в её девочке такая прыть? И где эта Калькутта?! Отдать дочь Богу, а тем более в Индию, означало по тем временам расставание навсегда. Шок продолжался двадцать четыре часа, потом мать смирилась с выбором дочери и благословила её.
Брат Лазарь, который в это время учился в военной академии в Австрии, счёл решение своей младшей сестрёнки «девичьей блажью», о чём ей так и написал. Ответ Агнесс был незамедлительным и резким: «Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира!»
Впервые призыв к служению Богу Агнесс ощутила ещё в юном возрасте во время паломничества в Черногорию, молясь у иконы Пресвятой Девы Марии (она рассказала об этом родным и священнику, но те ни на чём не настаивали, оставив ей полную свободу выбора).
Служение Матери Терезы происходило в невероятно тяжёлых условиях, связанных с полной разрухой, голодом, нищетой, болезнями и смертью тысяч бедняков, буквально выброшенных на улицы Калькутты, а иногда и в мусорные баки. И всех этих никому ненужных, обездоленных и полуживых людей, чьё прогнившее тело нередко кишело червями, добрая монахиня подбирала, отмывала, кормила, лечила, дарила им свою улыбку и говорила с ними, вселяя тем самым в их сердца веру в Бога, принимавшего их души...
Что здесь можно сказать? Индия - страна, максимально приспособленная для христианского подвига: её жители бедны, подвержены страшным болезням, и в придачу ко всему исповедуют то, что со стороны христианской религии воспринимается с нескрываемой неприязнью - язычество, поклонение самым разным богам и следование самым разным культам.
Вот несколько примеров деяний Матери Терезы в Индии.
Нирмал Хирдай, что в переводе означает Чистое Сердце, стал первым Домом для умирающих, который сама Мать Тереза называла Моё Чистилище. Поводом для его открытия послужило то, что многие бедняки Калькутты умирали прямо на улицах, объедаемые червями и крысами, а другие жители города их даже не замечали. Монахиня обратилась к властям с просьбой о выделении всего лишь помещения для умирающих, а всю работу по уходу за ними и захоронению по индусским законам она организует сама.
Истинное значение такого учреждения проясняется, если принять во внимание тот факт, что Индия уже много лет лидирует в мировом экспорте человеческих скелетов, и главную долю этого «товара» исправно поставляет Калькутта. Начался этот «бизнес» ещё в 1943 году, во время «великого бенгальского голода». По словам бизнесменов, многие страны Европы и США охотно приобретают этот жуткий товар (один скелет даёт им 100$). Мать Терезу потрясло происходящее: несчастные, которые расставались с жизнью прямо на улицах, даже после смерти не могли обрести покой: их перерабатывали и... зарабатывали. По словам жителей Калькутты, Мать Тереза «превратила смерть в жизнь, а разрушение - в любовь».
Власти разрешили воспользоваться заброшенным в пригороде огромным сараем, находящимся, как это не парадоксально, рядом с храмом Кали — индуистской богини смерти и разрушения, покровительницы Калькутты.
Шанти Нагар (Город Мира) - организованная Матерью Терезой кампания под названием «Прикоснись своей добротой к прокажённому». В двухстах километрах от Калькутты на выделенном властями участке земли под её руководством был образован лепрозорий (место для прокажённых). Это большое самообеспечиваемое поселение, где прокажённые могут свободно жить, работать, получать медицинскую помощь, как обычные горожане, а их дети — ходить в школу. Рука об руку с прокажёнными здесь работают волонтёры. Для многомиллионной Калькутты (с тысячами прокажённых!) это был выход из сложившейся неблагоприятной ситуации.
Шишу Баван - Дом детей в Калькутте, который стал первым приютом для брошенных детей со всей Индии. Мать Тереза очень любила детей, где она их только не находила - в обедневшей Индии, голодной Эфиопии, охваченном войной Ливане...
«Я стала матерью тысячам брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и канавах. Мне приносят их полицейские и отдают больницы, если настоящая мать отказывается забрать ребёнка себе. Я спасла их, обогрела и обучила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю их, я радуюсь за моих детей. Я чувствую, что люблю этих детей, как родная мать, как научил меня любить Иисус. Многие из них остались со мной - физически и умственно неполноценные. Природа жестоко обошлась с ними. Но они дети Господни и тоже нуждаются в любви. Если честно, это мои любимцы. Иногда врачи говорят, что лучше бы они умерли, но мы всё равно берём их к себе. Отказать им в любви — всё равно, что убить».
Среди других «малых, но великих дел» Матери Терезы в Индии можно назвать: открытие дома престарелых, создание мастерских для безработных, которые делали сувениры из подручных средств и продавали их, зарабатывая себе на пропитание, организацию медпунктов при железнодорожных станциях, предоставлявших бесплатную помощь женщинам и детям.
Со временем филиалы Ордена Милосердия были открыты по всему миру, где они и по сей день выполняют самую разную работу, помогая бедным, больным и обездоленным. Например, когда появился СПИД, Мать Тереза стала создавать приюты, больницы и хосписы для больных СПИДом. Первый такой приют был открыт в Нью-Йорке в 1985 году.
К Рождеству в Гринидж-виллидж открылся первый приют для больных СПИДом (она любила преподносить Христу ко дню рождения дорогие подарки). И пока обывателей трясло от страха, а священники недоумевали, при чём тут христианское милосердие (по отношению к лицам, совершившим содомский грех!), GIFT OF LOVE («ПОДАРОК ЛЮБВИ» - именно так называется приют для больных СПИДом в Нью-Йорке!) принял первых несчастных постояльцев.
Мать Тереза брала под свою защиту и ни в чём неповинных младенцев, и приговорённых убийц-смертников, ибо «все они дети Христа и нуждаются в прощении, любви и милосердии...»
Да, дело Матери Терезы - это путь беззаветного служения своей вере, путь величайшего терпения, милосердия и великодушия. Но этот же путь, повторимся, был и отработкой её собственной кармической программы через смерть и страдания тысяч людей, которым она помогала претерпевать их участь, и если не выжить от свалившихся на них несчастий и недугов, то хотя бы умереть по-человечески. Через умение уважать человеческое достоинство, особенно в тех, кто не только обделён вниманием, но и нередко презираем - в нищих, больных, искалеченных. А также путём сплочения вокруг себя единоверцев, близких по духу (сестёр милосердия), и создание собственного католического Ордена Миссии Милосердия.
ИНТЕРНЕТ-СМИ: В своих «Дневниках» Мать Тереза рассказывает, что и она, подобно Святой Терезе Авильской, пережила «тёмную ночь души», когда её душой хотел завладеть хозяин ада, и ей даже пришлось пройти обряд изгнания бесов. Занимавшийся вопросами её беатификации канадский священник Брайан Колодейчук получил доступ к её личным документам. В одном из писем своему духовному наставнику она писала: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет». Согласно утверждению специалистов, все великие святые подвергались искушениям: во-первых, искушениям дьявольским, когда Сатана не даёт человеку спать или вести нормальный образ жизни, во-вторых, искушениям духовным, цель которых уничтожить веру, зародив сомнения в существовании Бога. Как известно, Мать Тереза не смыкала глаз несколько лет подряд и, судя по письму, даже начала сомневаться в существовании Бога.
Поэтому ей и было дано видение свыше, предопределившее её кармическую задачу: «Принеси мне души бедных, больных и умирающих! Есть много моих слуг, которые заботятся о душах богатых и обогретых. Но для нищих нет никого. Принеси веру в меня в те дыры, где живут самые бедные!»
«Автор десятков книг и лауреат множества премий, она умерла, не имея ничего, кроме двух сари, Библии, молитвенника, нескольких дневников и карандашей. Это всё, что она оставила после себя, если не считать десятков тысяч последователей, более 700 домов милосердия в 126 странах мира и около 400 отделений Ордена сестёр милосердия, насчитывающих 4600 человек», - сказано о ней в биографии.
Мать Тереза о причинах своих деяний:
«Дом для умирающих — это не просто место, где несчастных, подобранных на улицах, моют и укладывают в постель. Смысл таких учреждений в том, чтобы попытаться прикоснуться к душам умирающих людей. Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем удобная постель, пища и крыша над головой, это понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Здесь они знают, что если им даже осталось жить всего несколько часов, их любят».
«Муки голода ужасны. Многие никогда не испытывали их и никогда не узнают, что это значит. Но люди сегодня изголодались не только по хлебу, но и по любви Они изголодались по ощущению того, что они кому-то нужны. Во многих странах у людей есть всё, кроме этого ощущения. Каждый хоть однажды в жизни испытывал этот голод - голод любви: боль, одиночество, непонимание окружающих. Нужно уметь распознать этот голод. Может быть, кто-то чувствует себя несчастным не где-то далеко, а рядом с вами, в вашей семье. Помогите им, дайте им тепла и любви. Ведь любя их, вы любите самого Бога».
Краткая биография Матери Терезы
В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.
В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и снова услышала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.
Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св.Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты.
24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св.Анны.
Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.
10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни». Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен - Калькутта, беднейшая из бедных. Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как».
Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении - уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:
- Зачем ты пришла сюда? - спросил её Святой Пётр. - Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб, - ответила ему монахиня.
Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.
Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты - трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.
Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы.
Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.
1950 год. Матери Терезе 40 лет - «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять).
Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый - всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа - тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.
Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).
Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону», — говорила о них Мать Тереза.
Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения...
Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.
Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем - и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.
Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи. Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей»,— говорила им Мать Тереза.
Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.
По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10-50 миллиардов долларов в год.
Мать Тереза: «Что для меня Иисус?.. Иисус — мой Бог, мой Супруг, моя жизнь, моя единственная любовь. Иисуса люблю я всем своим сердцем, всем своим существом. Я всё Ему отдала, даже свои грехи, и Он перемолол их во мне в нежность и любовь. Я — супруга распятого Супруга».
Из биографии: «Ей постоянно приходили в голову нестандартные мысли. Так, в поисках возможности дешёвого перемещения в пространстве она предложила себя Air-India в качестве стюардессы. К сожалению, ей отказали».
Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.
Награды, премии и учёные степени Матери Терезы:
1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971 год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975 год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете; 1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете; 1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
Главной из наград считается, конечно же, Нобелевская премия мира. Решение о присуждении Матери Терезе этой премии вызвало недовольство со стороны тех, кто считал, что, помогая бедным, она ничего не сделала для дела мира. Однако представитель Норвежского Нобелевского комитета Саннесс в своей речи сказал: «Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным. В каждом человеке она может заронить семена добра. Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили значение. Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства».
В ответ Мать Тереза сказала: «Я принимаю эту премию во имя бедняков, потому что, давая мне эту награду, сильные мира признают существование бедных на земле».
А после церемонии вручения премии отказалась от участия в торжественном обеде по поводу присуждения ей этой премии, уйдя со словами: «Я не могу предаваться чревоугодию, когда в мире столько людей голодает и умирает».
Правительство Индии выступило с требованием, чтобы 80% премии она отдала государству, но Мать Тереза проигнорировала это требование. Все деньги (восемьсот тысяч шведских крон) она истратила на нужды своего Ордена - на строительство приютов для бедных и страдающих проказой.
О пожертвованиях Ордену Сестёр Милосердия
Основным источником финансирования Ордена были пожертвования, поступавшие от частных лиц, компаний, государственных органов, общественных и международных организаций.
В числе постоянных спонсоров Ордена Милосердия была всеобщая любимица принцесса Диана. А также... кровавый диктатор Гаити Жан-Клод Дювалье и другие ему подобные. Например, значительные суммы денег Ордену жертвовали Чарльз Китинг, махинации которого оставили без гроша тысячи американских пенсионеров, а также известный газетный магнат Роберт Максвелл, разоривший пенсионный фонд всех своих сотрудников. К Матери Терезе неоднократно обращались с просьбой вернуть эти «грязные деньги». Но каждый раз следовал её решительный отказ: «Они пожертвовали эти деньги от чистого сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. И я не могу их отдать». Орден Милосердия совмещает в себе несовместимое: он существует одновременно и как аскетическое монашеское общество (единственные личные вещи сестёр - два форменных сари), и как юридическое лицо с многомиллиардным бюджетом.
Узнав о гибели принцессы Дианы (1.09.1997), Мать Тереза сказала: «Я не всегда понимаю пути Господни. Наверное, эта трагическая утрата значит гораздо больше, чем мы можем себе предположить». Мать Тереза намеревалась произвести молитву за упокой души леди Дианы, прощание с которой должно было состояться 6 сентября, но не дожила один день, покинув этот мир 5 сентября.
Смерть для Матери Терезы была естественным завершением всех земных дел:
«Смерть прекрасна. Умирая, мы отправляемся домой, к Господу Богу. Многие люди боятся смерти. Они боятся даже думать о ней. Это неправильно. Смерть - это не стена, о которую вдребезги разбивается жизнь. Это не угасание жизни, а последний поступок человека на этой земле. Смерть уничтожает всякое сомнение и неясность. За её чертой всё определено: «как дерево упадёт, так и останется лежать»...
Ужасна не сама смерть, а то, что с ней связано: одиночество оставшихся близких, сиротство детей, или невозможность умереть по-человечески и быть похороненным, как подобает...
Для человека очень важно умереть в любви и покое. Поэтому мы и создаём Дома для умирающих. Люди в наших Домах не боятся смерти. Они умирают с улыбкой на лице...»
Любите друг друга, как Бог любит каждого из вас, - сильной и особенной любовью. Пусть каждый будет мил с другими; лучше совершать ошибки с доброжелательностью, чем чудеса - без неё.
В этом секрет добра: вначале оно слабо, но всемогуще в конце. Зло же, напротив, всемогуще вначале, но ослабевает со временем.
Мы не можем делать великих дел, только малые дела, но с великой любовью. Я верю в малые дела, именно в них наша сила.
Не позволяй себе огорчаться неудаче, если ты сделал всё, что мог. В конце концов, всё, что ты делаешь, нужно не людям, это нужно только тебе самому и Господу Богу.
Если вы хотите быть счастливой семьёй, если вы хотите быть святой семьёй, отдайте свои сердца любви.
Одиночество и ощущение, что ты в этом мире никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты.
Бог не создавал нищеты, её создали мы. Перед лицом Бога мы все нищи.
Будьте благодарны!.. Если вы цените всё, что даёт вам Бог, он вас не оставит!
Мать Тереза скончалась в возрасте 87 лет (5.09.1997) от остановки сердца. Её похоронили во дворе штаб-квартиры Ордена Милосердия, неподалёку от городских трущоб Калькутты.
Ещё при жизни её называли бриллиантом в короне Индии, поэтому похороны были величественными и помпезными. Так здесь хоронили только президентов и премьер-министров. В стране был объявлен всенародный траур. Гроб, покрытый национальным флагом, везли по городу на том же орудийном лафете, что и Махатму Ганди и Джавахарлала Неру. За гробом следовала процессия длиной в семь километров.
Со всего мира приходили многочисленные соболезнования. В одном из них сказано: «Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадёжных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить и нас, ныне живущих, и тех, кто придёт после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству».
Папа Иоанн Павел II не пытался скрыть слёз, когда говорил о Матери Терезе, называя её жизнь одним из величайших событий века. И не хотел умирать, не приобщив к лику святых свою верную помощницу и возлюбленную монахиню.
Сделав исключение из правил католической церкви (и это был единственный случай в недавней истории!), папа Иоанн Павел II разрешил начать процедуру беатификации раньше положенного срока (в католической церкви причисление к лику блаженных происходит не ранее пятилетнего срока со дня кончины человека), и в 2003 году причислил к лику блаженных одну из самых известных сестёр милосердия в мире - Мать Терезу из Калькутты.
День беатификации католической подвижницы Матери Терезы Калькуттской отмечается на её родине, в Албании, как национальный праздник. Большинство албанцев считает её самой выдающейся представительницей своего народа.
Мать Тереза писала в одном из писем: «Ввергнутые в ад обречены на вечные муки, потому что решились утратить Бога. В своей душе я чувствую чудовищную боль этой утраты. Мне кажется, что я не нужна Богу, что Бог — это не Бог, и что в действительности Его не существует».
Il Messeggero: «Мать Тереза была женщиной, которой в один год явились видения, а на протяжении следующих 50 лет она сомневалась, вплоть до своей смерти».
Daily Telegraph: «По прочтении её писем и дневников складывается картина жизни, весьма отличная от официальной. Монахиня, которая была удостоена Нобелевской премии мира, уже не выглядит женщиной непоколебимой веры».
Как сообщили в Риме, биографические исследования о Матери Терезе придётся переписать с учетом новых откровений. Прежде не публиковавшиеся материалы будут опубликованы в книге «Секрет Матери Терезы».
Полностью прочитать статью можно здесь
Теги:
Посвящается 100-летию со дня рождения Матери Терезы
Всеми силами служить беднейшим«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моём сердце». (Молитва Матери Терезы)
Её боготворили и считали святой ещё при жизни. Ей выпала нелёгкая и радостная доля - примером своей собственной жизни нести людям благую весть о том, что Бог есть любовь, и смысл существования каждого смертного состоит лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В XX веке она была не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться.
Маленькая пожилая женщина, не очень образованная монахиня в простых одеждах и грубых сандалиях, свободная в своих поступках, мыслях и изречениях...
Она делала, что хотела. Могла приготовить обед на несколько тысяч человек, не спать много суток подряд, ухаживая за больными и прокажёнными, искать еду для голодных и чистить выгребные ямы, при этом всегда улыбаться и проповедовать любовь к ближнему. Могла прибыть в разрушенный войной Бейрут лишь с пасхальной свечой и иконой Девы Марии, чтобы помолиться (помолилась - наступило перемирье). Могла мимоходом зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников. Могла забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца (ради норвежского короля она даже надела носки, и об этом писали газеты). Ей можно было позвонить ночью или днём - в любой час - и удостоиться внимания и беседы.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета, она жила среди убогих, украшала свой неприхотливый быт статуэтками Богоматери и открытками с кровоточащим сердцем Христа, от всех болезней и усталости лечилась постом и молитвой, а в Рождество напевала Христу «Happy birthday to you»...
Она легко говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами, но никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать. Она прибывала на «поле брани» одна и без оружия. И, никого не обличая, никого не задабривая, открыто брала под защиту тех, кто, по её мнению, в ней нуждался. А добившись общественного прозрения, для закрепления успеха открывала миссию, в которой поселялись сестры основанного ею Ордена Милосердия.
Именной указатель в биографии Матери Терезы озадачивает самыми невозможными именами: принцесса Анна, Ясир Арафат, Джордж Буш, Фидель Кастро, Джавахарлал Неру, Рональд и Нэнси Рейганы, Дэн Сяопин, Эрих Хоннеккер, принцесса Диана, король Норвегии ХаральдV, принц Чарльз, ПийXII, ИоаннXXIII, ПавелVI, Иоанн Павел II...
мать Тереза с принцессой Дианой
«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста. Другие же по сей день задаются вопросом: так кто же она, эта «маленькая великая женщина»? Сумасшедшая?.. Одержимая?.. Или святая?..
«Маленькая великая женщина», — так сказал о Матери Терезе папа Иоанн Павел II, который причислил её к лику блаженных. Папа Римский сделал для монахини исключение из правила, по которому Ватикан не может начинать процедуру беатификации (причисление умершего к лику блаженных в католической церкви) ранее пятилетнего срока со дня кончины человека. Это единственный случай в недавней истории католической церкви, когда было сделано подобное исключение.
Мать Тереза с Папой Римским
Что ж, такая популярность личности заслуживает не только внимания, но и изучения, которое мы постараемся провести с помощью своих астрологических методов.
Гонджа Бояджиу родилась под знаком Девы, 26 августа 1910 года, в городе Скопье Оттоманской империи (современной Македонии), и была третьим ребёнком в албанской семье, исповедовавшей католическую веру. Днём позже, 27 августа, Гонджа была крещена как Агнесс, и потому именно этот день стала считать днём своего рождения.
Именно эта дата, 27.08.1910, встречается как день рождения Матери Терезы во всех официальных СМИ, что для построения гороскопа, конечно же, не верно.
Её отец, Никола Бояджиу, был совладельцем крупной строительной фирмы, преуспевающим торговцем, членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой. Мать, урождённая Дранафиле Бернан, занималась воспитанием детей. Будучи очень религиозной, она часто брала их с собой на службу в костёл, приобщая к Богу и вере.
Детство Агнесс — это богатый дом, большая благополучная семья, католическое воспитание, атмосфера любви и доброжелательности, учёба в светской начальной школе и государственном лицее. Девочка была лучшей ученицей в классе, к тому же не лишённой талантов, и думала о том, чтобы посвятить себя либо музыке (пела в церковном хоре - сопрано, играла на мандалине), либо литературной деятельности (писала стихи, прозу, её работы печатались в местной газете).
По натуре набожная и романтичная, радостная и приветливая, Агнесс принимала активное участие в жизни прихода и всегда была готова оказать помощь другим. Мать часто брала её с собой во время посещения больных и нуждающихся, и возможно, именно это родило в ней новое желание - стать миссионером в Африке, которую со временем вытеснила индийская Калькутта.
Агнесс Гонджа Бояджиу до принятия монашества
Для семьи Бояджиу было полной неожиданностью, что эта 17-летняя девушка, по словам её брата - «пухленькая, весёлая, лукавая, очень живая, совсем как мальчишка», предпочтёт замужеству и мирской жизни не просто монашескую стезю, но и служение в зарубежной миссионерской конгрегации.
Отец до этих дней не дожил - активный деятель албанского освободительного движения, он погиб в 1919 году при невыясненных обстоятельствах. А мать от решения своей младшей дочери пережила шок: её «Агнесс — такая тихая, разумная, домашняя, покладистая... и какая-то там Калькутта?!» Откуда в её девочке такая прыть? И где эта Калькутта?! Отдать дочь Богу, а тем более в Индию, означало по тем временам расставание навсегда. Шок продолжался двадцать четыре часа, потом мать смирилась с выбором дочери и благословила её.
Брат Лазарь, который в это время учился в военной академии в Австрии, счёл решение своей младшей сестрёнки «девичьей блажью», о чём ей так и написал. Ответ Агнесс был незамедлительным и резким: «Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира!»
Впервые призыв к служению Богу Агнесс ощутила ещё в юном возрасте во время паломничества в Черногорию, молясь у иконы Пресвятой Девы Марии (она рассказала об этом родным и священнику, но те ни на чём не настаивали, оставив ей полную свободу выбора).
Агнесс Гонджа Бояджиу в юные годы
Служение Матери Терезы происходило в невероятно тяжёлых условиях, связанных с полной разрухой, голодом, нищетой, болезнями и смертью тысяч бедняков, буквально выброшенных на улицы Калькутты, а иногда и в мусорные баки. И всех этих никому ненужных, обездоленных и полуживых людей, чьё прогнившее тело нередко кишело червями, добрая монахиня подбирала, отмывала, кормила, лечила, дарила им свою улыбку и говорила с ними, вселяя тем самым в их сердца веру в Бога, принимавшего их души...
Что здесь можно сказать? Индия - страна, максимально приспособленная для христианского подвига: её жители бедны, подвержены страшным болезням, и в придачу ко всему исповедуют то, что со стороны христианской религии воспринимается с нескрываемой неприязнью - язычество, поклонение самым разным богам и следование самым разным культам.
Вот несколько примеров деяний Матери Терезы в Индии.
Нирмал Хирдай, что в переводе означает Чистое Сердце, стал первым Домом для умирающих, который сама Мать Тереза называла Моё Чистилище. Поводом для его открытия послужило то, что многие бедняки Калькутты умирали прямо на улицах, объедаемые червями и крысами, а другие жители города их даже не замечали. Монахиня обратилась к властям с просьбой о выделении всего лишь помещения для умирающих, а всю работу по уходу за ними и захоронению по индусским законам она организует сама.
Истинное значение такого учреждения проясняется, если принять во внимание тот факт, что Индия уже много лет лидирует в мировом экспорте человеческих скелетов, и главную долю этого «товара» исправно поставляет Калькутта. Начался этот «бизнес» ещё в 1943 году, во время «великого бенгальского голода». По словам бизнесменов, многие страны Европы и США охотно приобретают этот жуткий товар (один скелет даёт им 100$). Мать Терезу потрясло происходящее: несчастные, которые расставались с жизнью прямо на улицах, даже после смерти не могли обрести покой: их перерабатывали и... зарабатывали. По словам жителей Калькутты, Мать Тереза «превратила смерть в жизнь, а разрушение - в любовь».
Власти разрешили воспользоваться заброшенным в пригороде огромным сараем, находящимся, как это не парадоксально, рядом с храмом Кали — индуистской богини смерти и разрушения, покровительницы Калькутты.
Шанти Нагар (Город Мира) - организованная Матерью Терезой кампания под названием «Прикоснись своей добротой к прокажённому». В двухстах километрах от Калькутты на выделенном властями участке земли под её руководством был образован лепрозорий (место для прокажённых). Это большое самообеспечиваемое поселение, где прокажённые могут свободно жить, работать, получать медицинскую помощь, как обычные горожане, а их дети — ходить в школу. Рука об руку с прокажёнными здесь работают волонтёры. Для многомиллионной Калькутты (с тысячами прокажённых!) это был выход из сложившейся неблагоприятной ситуации.
Шишу Баван - Дом детей в Калькутте, который стал первым приютом для брошенных детей со всей Индии. Мать Тереза очень любила детей, где она их только не находила - в обедневшей Индии, голодной Эфиопии, охваченном войной Ливане...
Со временем филиалы Ордена Милосердия были открыты по всему миру, где они и по сей день выполняют самую разную работу, помогая бедным, больным и обездоленным. Например, когда появился СПИД, Мать Тереза стала создавать приюты, больницы и хосписы для больных СПИДом. Первый такой приют был открыт в Нью-Йорке в 1985 году.
К Рождеству в Гринидж-виллидж открылся первый приют для больных СПИДом (она любила преподносить Христу ко дню рождения дорогие подарки). И пока обывателей трясло от страха, а священники недоумевали, при чём тут христианское милосердие (по отношению к лицам, совершившим содомский грех!), GIFT OF LOVE («ПОДАРОК ЛЮБВИ» - именно так называется приют для больных СПИДом в Нью-Йорке!) принял первых несчастных постояльцев.
Мать Тереза брала под свою защиту и ни в чём неповинных младенцев, и приговорённых убийц-смертников, ибо «все они дети Христа и нуждаются в прощении, любви и милосердии...»
Да, дело Матери Терезы - это путь беззаветного служения своей вере, путь величайшего терпения, милосердия и великодушия. Но этот же путь, повторимся, был и отработкой её собственной кармической программы через смерть и страдания тысяч людей, которым она помогала претерпевать их участь, и если не выжить от свалившихся на них несчастий и недугов, то хотя бы умереть по-человечески. Через умение уважать человеческое достоинство, особенно в тех, кто не только обделён вниманием, но и нередко презираем - в нищих, больных, искалеченных. А также путём сплочения вокруг себя единоверцев, близких по духу (сестёр милосердия), и создание собственного католического Ордена Миссии Милосердия.
«...Я всё ему отдала, даже свои грехи, и он перемолол их во мне в нежность и любовь...» (Молитва Матери Терезы)
ИНТЕРНЕТ-СМИ: В своих «Дневниках» Мать Тереза рассказывает, что и она, подобно Святой Терезе Авильской, пережила «тёмную ночь души», когда её душой хотел завладеть хозяин ада, и ей даже пришлось пройти обряд изгнания бесов. Занимавшийся вопросами её беатификации канадский священник Брайан Колодейчук получил доступ к её личным документам. В одном из писем своему духовному наставнику она писала: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет». Согласно утверждению специалистов, все великие святые подвергались искушениям: во-первых, искушениям дьявольским, когда Сатана не даёт человеку спать или вести нормальный образ жизни, во-вторых, искушениям духовным, цель которых уничтожить веру, зародив сомнения в существовании Бога. Как известно, Мать Тереза не смыкала глаз несколько лет подряд и, судя по письму, даже начала сомневаться в существовании Бога.
Поэтому ей и было дано видение свыше, предопределившее её кармическую задачу: «Принеси мне души бедных, больных и умирающих! Есть много моих слуг, которые заботятся о душах богатых и обогретых. Но для нищих нет никого. Принеси веру в меня в те дыры, где живут самые бедные!»
«Автор десятков книг и лауреат множества премий, она умерла, не имея ничего, кроме двух сари, Библии, молитвенника, нескольких дневников и карандашей. Это всё, что она оставила после себя, если не считать десятков тысяч последователей, более 700 домов милосердия в 126 странах мира и около 400 отделений Ордена сестёр милосердия, насчитывающих 4600 человек», - сказано о ней в биографии.
Мать Тереза о причинах своих деяний:
«Дом для умирающих — это не просто место, где несчастных, подобранных на улицах, моют и укладывают в постель. Смысл таких учреждений в том, чтобы попытаться прикоснуться к душам умирающих людей. Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем удобная постель, пища и крыша над головой, это понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Здесь они знают, что если им даже осталось жить всего несколько часов, их любят».
«Муки голода ужасны. Многие никогда не испытывали их и никогда не узнают, что это значит. Но люди сегодня изголодались не только по хлебу, но и по любви Они изголодались по ощущению того, что они кому-то нужны. Во многих странах у людей есть всё, кроме этого ощущения. Каждый хоть однажды в жизни испытывал этот голод - голод любви: боль, одиночество, непонимание окружающих. Нужно уметь распознать этот голод. Может быть, кто-то чувствует себя несчастным не где-то далеко, а рядом с вами, в вашей семье. Помогите им, дайте им тепла и любви. Ведь любя их, вы любите самого Бога».
Краткая биография Матери Терезы
В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.
В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и снова услышала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.
Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св.Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты.
24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св.Анны.
Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.
10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни». Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен - Калькутта, беднейшая из бедных. Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как».
Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении - уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:
- Зачем ты пришла сюда? - спросил её Святой Пётр. - Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб, - ответила ему монахиня.
Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.
Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты - трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.
Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы.
Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.
1950 год. Матери Терезе 40 лет - «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять).
Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый - всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа - тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.
Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).
Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону», — говорила о них Мать Тереза.
Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения...
Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.
Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем - и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.
Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи. Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей»,— говорила им Мать Тереза.
Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.
По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10-50 миллиардов долларов в год.
Мать Тереза: «Что для меня Иисус?.. Иисус — мой Бог, мой Супруг, моя жизнь, моя единственная любовь. Иисуса люблю я всем своим сердцем, всем своим существом. Я всё Ему отдала, даже свои грехи, и Он перемолол их во мне в нежность и любовь. Я — супруга распятого Супруга».
Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.
Награды, премии и учёные степени Матери Терезы:
1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971 год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975 год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете; 1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете; 1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
Главной из наград считается, конечно же, Нобелевская премия мира. Решение о присуждении Матери Терезе этой премии вызвало недовольство со стороны тех, кто считал, что, помогая бедным, она ничего не сделала для дела мира. Однако представитель Норвежского Нобелевского комитета Саннесс в своей речи сказал: «Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным. В каждом человеке она может заронить семена добра. Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили значение. Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства».
В ответ Мать Тереза сказала: «Я принимаю эту премию во имя бедняков, потому что, давая мне эту награду, сильные мира признают существование бедных на земле».
А после церемонии вручения премии отказалась от участия в торжественном обеде по поводу присуждения ей этой премии, уйдя со словами: «Я не могу предаваться чревоугодию, когда в мире столько людей голодает и умирает».
Правительство Индии выступило с требованием, чтобы 80% премии она отдала государству, но Мать Тереза проигнорировала это требование. Все деньги (восемьсот тысяч шведских крон) она истратила на нужды своего Ордена - на строительство приютов для бедных и страдающих проказой.
О пожертвованиях Ордену Сестёр Милосердия
Основным источником финансирования Ордена были пожертвования, поступавшие от частных лиц, компаний, государственных органов, общественных и международных организаций.
В числе постоянных спонсоров Ордена Милосердия была всеобщая любимица принцесса Диана. А также... кровавый диктатор Гаити Жан-Клод Дювалье и другие ему подобные. Например, значительные суммы денег Ордену жертвовали Чарльз Китинг, махинации которого оставили без гроша тысячи американских пенсионеров, а также известный газетный магнат Роберт Максвелл, разоривший пенсионный фонд всех своих сотрудников. К Матери Терезе неоднократно обращались с просьбой вернуть эти «грязные деньги». Но каждый раз следовал её решительный отказ: «Они пожертвовали эти деньги от чистого сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. И я не могу их отдать». Орден Милосердия совмещает в себе несовместимое: он существует одновременно и как аскетическое монашеское общество (единственные личные вещи сестёр - два форменных сари), и как юридическое лицо с многомиллиардным бюджетом.
Узнав о гибели принцессы Дианы (1.09.1997), Мать Тереза сказала: «Я не всегда понимаю пути Господни. Наверное, эта трагическая утрата значит гораздо больше, чем мы можем себе предположить». Мать Тереза намеревалась произвести молитву за упокой души леди Дианы, прощание с которой должно было состояться 6 сентября, но не дожила один день, покинув этот мир 5 сентября.
Смерть для Матери Терезы была естественным завершением всех земных дел:
«Смерть прекрасна. Умирая, мы отправляемся домой, к Господу Богу. Многие люди боятся смерти. Они боятся даже думать о ней. Это неправильно. Смерть - это не стена, о которую вдребезги разбивается жизнь. Это не угасание жизни, а последний поступок человека на этой земле. Смерть уничтожает всякое сомнение и неясность. За её чертой всё определено: «как дерево упадёт, так и останется лежать»...
Ужасна не сама смерть, а то, что с ней связано: одиночество оставшихся близких, сиротство детей, или невозможность умереть по-человечески и быть похороненным, как подобает...
Для человека очень важно умереть в любви и покое. Поэтому мы и создаём Дома для умирающих. Люди в наших Домах не боятся смерти. Они умирают с улыбкой на лице...»
НАПУТСТВИЯ МАТЕРИ ТЕРЕЗЫ
Плод тишины есть молитва,
плод молитвы есть вера,
плод веры - любовь,
плод любви - служение,
а плод служения - мир.
плод молитвы есть вера,
плод веры - любовь,
плод любви - служение,
а плод служения - мир.
Любите друг друга, как Бог любит каждого из вас, - сильной и особенной любовью. Пусть каждый будет мил с другими; лучше совершать ошибки с доброжелательностью, чем чудеса - без неё.
В этом секрет добра: вначале оно слабо, но всемогуще в конце. Зло же, напротив, всемогуще вначале, но ослабевает со временем.
Мы не можем делать великих дел, только малые дела, но с великой любовью. Я верю в малые дела, именно в них наша сила.
Не позволяй себе огорчаться неудаче, если ты сделал всё, что мог. В конце концов, всё, что ты делаешь, нужно не людям, это нужно только тебе самому и Господу Богу.
Если вы хотите быть счастливой семьёй, если вы хотите быть святой семьёй, отдайте свои сердца любви.
Одиночество и ощущение, что ты в этом мире никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты.
Бог не создавал нищеты, её создали мы. Перед лицом Бога мы все нищи.
Будьте благодарны!.. Если вы цените всё, что даёт вам Бог, он вас не оставит!
Мать Тереза скончалась в возрасте 87 лет (5.09.1997) от остановки сердца. Её похоронили во дворе штаб-квартиры Ордена Милосердия, неподалёку от городских трущоб Калькутты.
Ещё при жизни её называли бриллиантом в короне Индии, поэтому похороны были величественными и помпезными. Так здесь хоронили только президентов и премьер-министров. В стране был объявлен всенародный траур. Гроб, покрытый национальным флагом, везли по городу на том же орудийном лафете, что и Махатму Ганди и Джавахарлала Неру. За гробом следовала процессия длиной в семь километров.
Со всего мира приходили многочисленные соболезнования. В одном из них сказано: «Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадёжных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить и нас, ныне живущих, и тех, кто придёт после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству».
Папа Иоанн Павел II не пытался скрыть слёз, когда говорил о Матери Терезе, называя её жизнь одним из величайших событий века. И не хотел умирать, не приобщив к лику святых свою верную помощницу и возлюбленную монахиню.
Сделав исключение из правил католической церкви (и это был единственный случай в недавней истории!), папа Иоанн Павел II разрешил начать процедуру беатификации раньше положенного срока (в католической церкви причисление к лику блаженных происходит не ранее пятилетнего срока со дня кончины человека), и в 2003 году причислил к лику блаженных одну из самых известных сестёр милосердия в мире - Мать Терезу из Калькутты.
День беатификации католической подвижницы Матери Терезы Калькуттской отмечается на её родине, в Албании, как национальный праздник. Большинство албанцев считает её самой выдающейся представительницей своего народа.
Мать Тереза писала в одном из писем: «Ввергнутые в ад обречены на вечные муки, потому что решились утратить Бога. В своей душе я чувствую чудовищную боль этой утраты. Мне кажется, что я не нужна Богу, что Бог — это не Бог, и что в действительности Его не существует».
Il Messeggero: «Мать Тереза была женщиной, которой в один год явились видения, а на протяжении следующих 50 лет она сомневалась, вплоть до своей смерти».
Daily Telegraph: «По прочтении её писем и дневников складывается картина жизни, весьма отличная от официальной. Монахиня, которая была удостоена Нобелевской премии мира, уже не выглядит женщиной непоколебимой веры».
Как сообщили в Риме, биографические исследования о Матери Терезе придётся переписать с учетом новых откровений. Прежде не публиковавшиеся материалы будут опубликованы в книге «Секрет Матери Терезы».
Полностью прочитать статью можно здесь
Теги:
Новинки