Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Из древней и средневековой классической индийской поэзии - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
19.01.2012
* * *
Тому, кто от времени, от пространства,
От всей Вселенной неотделим,
Тому, Кто в Себе одном воплотил
Всю полноту всецелого Знанья,
Тому, Кто с начала и до конца
Постиг Свою Суть и Свою Природу,
Ему, Блистательному, Всеблагому,
Исполненному покоя, – слава!
* * *
Хотел бы умереть я у порога
Того, Кому весь мир принадлежит.
Пусть спросит Он, Благословенный Хари:
«Кто это здесь у Врат Моих лежит?»
* * *
Творца я чту и славлю, ибо знаю:
Вселенная наполнена Им вся!
А кто не чтит святое Имя Хари –
Напрасно в этом мире родился.
* * *
Тебя я буду славить языком,
Ушами слушать, созерцать глазами,
А Ты в обитель сердца моего
Стань лотосоподобными Стопами.
* * *
Недра земные изрыл я в поисках кладов,
Долго дробил и обшаривал горные руды,
Пересекал я страны, одолевал океаны,
Сил не щадя, ублажал я многих владык.
И что же?.. Не смог добыть и потёртой монеты…
Желание благ земных, угомонись наконец!
* * *
Не утолили мы жажды земных наслаждений,
А эта жажда всю жизнь наслаждалась нами.
Не плоть мы мучили, чтобы очистить душу,
А наши души мучили нашу плоть.
Ещё не увяли желанья безумные наши –
Увяли мы сами от этих жгучих желаний,
И видно, не мы проводили весело время,
А время легко и весело нас провело!
* * *
Вот и угасло желание наслаждений,
Даже порой забываю, что я – человек.
В небесные выси былые друзья удалились –
Единодумцы, душе дорогие, как жизнь.
Лишь с помощью посоха двигаюсь еле-еле,
День ото дня в глазах всё густеет тьма,
А глупое мёртвое тело моё – хоть уж почти мертво –
Всё ещё хочет жить, всё ещё смерти боится.
* * *
Пусть в чертогах каждого сердца
Воцарится премудрый Владыка –
Йог блистающий, Светоч знанья,
Разгоняющий тьму авидйи*.
Шива, Чьи волосы украшает
Лунный серп, сверкающий ярко,
Махадэв, спаливший лукавого Каму**,
Как огонь мотылька сжигает!
_________
Авидйа – незнание, невежество
Кама – купидон, олицетворение плотской любви
* * *
Желанья – как река, чьи волны – заблужденья,
В ней притаились крокодилы страсти,
И древу нашей стойкости и силы
Она упорно подрывает корни.
Над нею кружат вороны-заботы,
А берега – из острых скал-тревог.
Но йог, что эту реку пересёк,
Блистает духом, радуется сердцем.
* * *
Сев на колени аскетов, живущих в горных пещерах,
Восторженно размышляющих о Всевышнем,
Дикие птицы струят умилённые слёзы
Из глаз, опьянённых вечной радостью Брахмо.
А мы – увы! – драгоценные дни наши тратим
На призрачные дворцы да на резные ограды
Вокруг прудов, услаждающих праздные взоры,
Да пышных садов для суетных наших веселий.
* * *
Сокрушение аскета
Раз в день безвкусную, жалкую пищу
Кидают мне в плошку для подаянья.
Земля – моё ложе, а дряхлое тело
Осталось последним моим слугой.
Одежда – обрывок ветхой дерюги,
Гнилой, в десятках грубых заплат.
Но горе! – лишённый всех благ земных,
Никак не отвергну земных желаний!
* * *
Мотылёк, ничего не зная о смерти,
Устремляясь к свече, погибает в огне,
Рыба, хитрости гибельной не понимая,
Устремляясь к наживе, глотает крючок.
Как же мы, хоть и ясно видим опасность,
Сами рады пойматься в сеть Камадэва*,
Где и пламень жгуч, и крючки остры…
Всех безумий любовная страсть безумней!..
_______
Камадэв – купидон, олицетворение плотской любви
* * *
Если горло иссохло от жгучей жажды,
Люди пьют прохладную, вкусную воду.
Если голод терзает пустой желудок,
Люди пищу глотают с вкусной приправой.
Если мучает похоть, в объятиях женских
Утоляют её. Но всё это, брат мой,
Только «снадобья» для «лечения» плоти,
Так зачем их считают истинным счастьем?..
* * *
Свой высокий дворец изукрашенный
Груды злата, сынов уважаемых,
Красоту жены, радость молодости –
Вот что ценит не знающий истины.
Но достигшие мудрости поняли:
Мир – темница, счастье – изменчивость,
И в леса, и в пещеры идут они,
Чтобы жизнь окончить отшельниками.
* * *
В любом наслажденье – страх пред злой болезнью,
В богатстве – страх перед кражей и разореньем,
В учёности – страх пред ложью,
В знатности – перед паденьем,
В честности – перед бесчестьем и клеветою,
В силе – пред хитростью,
А в красоте – пред старостью,
В каждой душе и плоти – страх пред смертью…
Да, в этом мире ничто не свободно от страха,
Свобода от страха – лишь в отверженье мира.
* * *
Рожденье наше заранее смертью отравлено,
Чудесная молодость – старостью неотвратимой,
Покой и довольство – растущей страстью к наживе,
Спокойное счастье – игрой изощрённых женщин.
Правленье царей отравляют их злодеянья,
А жизнь лесного аскета – хищные звери.
Любую отраду и радость отравляет их быстротечность…
Так что же, скажи, не отравлено в этом мире?..
* * *
Быстры наслажденья земные – подобны вспышкам
Молний, легко играющих в сумраке туч.
Зыбка наша жизнь – росинкой она дрожит
На лотосовом листе, что колышет ветер.
Умчатся юные страсти, обуревавшие душу, –
И, всё это ясно поняв, не медли, разумный,
В йогу свой ум погрузить – в доступный для всех
Путь созерцанья, стойкости и совершенства.
* * *
Вся наша жизнь – изменчивые волны,
Вся юность – только горсточка мгновений,
Всё, что сокровищами называют, –
Пустой мираж, игра воображенья.
Все наслажденья – будто вспышки молний,
Объятья женщин – и того короче…
Лишь верный Господу плывёт бесстрашно
Через пучину страха перед жизнью.
* * *
Тех, кого почитали премудрыми,
Одолели зависть и жадность,
Тех, кого почитали владыками,
Растлевают зло и гордыня.
Всех же прочих гнетёт невежество –
Беспросветное тупоумие.
И при виде такого упадка
Умолкает моё красноречие…
* * *
Что ты дрожишь? В неведенье, в тревоге
Метаться душу вынудил – зачем?
Пей Имя Рамы – сладкий сок духовный,
Лишь Он один дарует Счастье всем.
* * *
Ты вере предпочёл земные блага,
Но этих благ в тот мир не захватил.
Заблудший брат! Ты в руки взял секиру
И сам себе колени подрубил.
* * *
К чему рыдать над опочившим сантом*?
Ведь он отправился к себе Домой.
Уж лучше плакать о злосчастном шакте,
Что продаётся в лавочке любой**.
________
* покинувшим этот мир святым Вайшнавом, Преданным Всевышнего.
** считая шактов (поклонников Дурги и Кали, олицетворения
материальной энергии) неправедными, грешными людьми,
автор сравнивает душу шакта с дешёвым, расхожим товаром.
* * *
Ветшают наши лодки, прохудились,
И многие исчезли в глубине:
Те, что полегче были, — переплыли,
Что перегружены – уже на дне.
* * *
Богатому господину
Не возносись, скелет, покрытый кожей:
Сегодня гордо ты сидишь в седле,
Под балдахином, с пышной свитой едешь,
Не видишь ямы, вырытой в земле.
Не возносись! Презрительно смеяться
Ни над одним из бедняков не смей.
Твоя ладья плывёт сегодня гордо,
А знаешь ли, что завтра станет с неё?
* * *
В костре пылают кости, как дрова,
И волосы дымятся, как трава.
Гляжу с печалью: бренный мир сгорает,
И от печали никнет голова.
* * *
Тесны врата спасенья – не протиснешь
И малого горчичного зерна,
Как в них войдёшь, когда наш дух безумней
Взбешённого от похоти слона.
* * *
Пусть рот песком забьёт тому, кто людям
Советами пустыми надоел:
Лишь за чужим следит он урожаем,
А свой запас давно уже проел.
* * *
Что делаешь ты, спящий? Пробудись!
Чтоб грудь в тоске и страхе возопила!
Да разве может спать спокойно тот,
Чьё настоящее жильё – могила?!..
* * *
Беспечно жил, не чтил я Бхагавана*,
А тут и старость подошла ко мне.
Что вытащить успею из жилища**,
Когда все выходы уже в огне?..
______
* Бога
** т.е. с чем я пойду в своё следующее состояние жизни?
что я приобрёл вечного, пока жил здесь?
* * *
Высок дворец, в нём женщины и злато,
А на вершине башни вьётся флаг.
Но даже нищие, что прославляют Раму, –
Насколько выше этих бренных благ!..
* * *
Что ты отчаянно на небо лезешь?
Бог – не глухой, он слышит всех людей.
Того, кому ты крики посылаешь,
Ищи не в небе, а в душе своей.
* * *
Стрелу в меня пустил святейший Гуру,
Своей стрелой, не знающей обмана.
Вошла в меня стрела, упал я наземь,
И в сердце жаркая открылась рана.
* * *
Кто славит Хари, счастлив в этом мире:
Чем зря метаться из конца в конец,
Сидит спокойно там, куда с рожденья
Его премудрый поместил Творец.
* * *
Твой рот – кошель, в нём жемчуг – Имя Хари,
Лишь перед ищущим его открой.
Коль покупатель мудр, не постоит он
За самою высокою ценой.
* * *
Господь – как сахар, по песку рассыпанный,
Не выбрать хоботом, не взять рукой.
Но мудрый Гурудэв нам так советует:
«Стань муравьём* – и сахар съешь святой».
_____
* стань смиренным
* * *
Чем дальше от тебя уходит солнца диск,
Тем дальше тянется и тень твоя прямая.
Чем дальше от тебя Творца лучистый Лик,
Тем гуще тень Его – обманчивая Майа.
* * *
Как много жадных душ, голодных, ненасытных!
Как мало щедрых душ на свете рождено!
Так тысячами ртов земля глотает влагу,
Источник же воды – лишь облако одно.
* * *
Лишь Рама благостный как пламя, чист и светел,
А по сравненью с ним всё остальное – дым.
Достигнуть святости без Рамы так же трудно,
Как на небо залезть по струйкам дождевым.
* * *
Вражда, насилие, обман – дорога к бездне,
Из всех путей хорош лишь справедливый путь:
Бывает лучше пасть, чем победить в сраженье,
И быть обманутым честней, чем обмануть.
* * *
С начальной цифрой я сравню Владыку Раму:
Все люди без Него – пустые, как нули.
А с мудрым Рамою, в мильоны превратившись,
Они, Его нули, величье б обрели.
* * *
Кто зол – лишь о себе заботится всю жизнь;
Кто добр – тот о семье и о друзьях радеет;
А кто велик и свят, безбрежною душой
О всех заботится и всех любить умеет.
* * *
Где амриту добыть? Везде лишь яд да мерзость.
Где правду отыскать? Везде корысть да ложь.
Где лебедя узреть? Везде грачи да совы.
Лишь в чистом манасе ты лебедя найдёшь*.
________
* в чистом, одухотворённом уме (сердце) ты найдешь Господа.
* * *
А ну-ка вспомните: в ваш самый тяжкий час
Какие пять друзей пришли и помогли вам?
Правдивость, ясный ум, строка святых стихов,
Бесстрашие и мысль о Раме Справедливом.
* * *
Безжалостный раджа, что и блудит, и грабит,
И мучит подданных, и топчет их права –
Погибнет! Ведь погиб тиран десятиглавый*,
А у земных раджей – одна лишь голова.
_____
* Десятиглавый демон Равана, сражённый Господом Шри Рамой.
* * *
Любого воспитать и злым, и добрым можно –
Так может и добру, и злу служить металл:
К Любви зовёт ситар железною струною,
Железным остриём пронзает нас кинжал…
* * *
Знай, даже маленькая ссора – не пустяк,
И потушить её спеши на полдороге.
Бывает: съел огонь лачугу бедняка
И перекинулся на царские чертоги.
* * *
Пусть амритой святой из тучи льётся дождь –
Камыш не зацветёт, плодов не принесёт нам.
Пусть мудростью поделится брамин с глупцом –
Не пробудится мысль в мозгу его дремотном.
* * *
Есть злыдни и лгуны, в чьих душах грязь и яд,
Зато сладка их речь, угодливы их лица…
Кто сердце чистое не хочет запятнать,
Пусть даже тени их коснуться постыдится!
* * *
Для каждого из нас привычное приятно:
Кто носит грязное, уже не видит пятна,
А для того, кто есть давно привык чеснок,
Его зловоние, как манго, ароматно.
* * *
Как для безгрешного порочность ядовита,
Так для порочного безгрешность – словно яд.
Коснётся правды лжец, коснётся лжи правдивый,
И оба мучатся – как воск, в огне горят!
* * *
Пёс, увидав слона, хватает кость, бежит,
Чтоб «лакомство» его громадина не съела.
Не знают псы, что слон величествен и мудр,
И до объедков их – могучему нет дела.
* * *
Пусть крокодил, змея, лягушка, черепаха
В пруду купаются – но не в воде их дом.
Как рыба без воды, душа моя погибнет,
О Рама, без Тебя, мой чистый Водоём!
* * *
Едва придут дожди, смолкает песнь кукушки,
Лишь лягушачья речь болтливая слышна.
Что слышишь в наши дни? Лягушек хор крикливый.
А песнь святая – кому она теперь нужна?
* * *
Кто в злате и шелках, пьёт сладко, жирно ест,
Кто в роскоши погряз, бесстыдной, бесполезной,
Тех славят в наши дни как «праведных владык», –
Воистину, мрачнее бездны этот век Железный!*
_____
* Кали-йуга
* * *
Поэт говорит: – Путь Любви нелёгок,
Божественный слишком горяч огонь.
Попробуй-ка устремиться в пламя,
Если из воска слеплен твой конь!
* * *
Поэт говорит: – Стеная и плача,
Любовь к небесному прочь ушла,
И ныне в сердцах людских воцарилась
Любовь к земному – источник зла.
* * *
Поэт говорит: – Страшнее костра
Тревога, что жжёт нашу жизнь земную.
Ведь «чита» – костёр – сжигает лишь труп,
А «чинта» – тревога – душу живую.
* * *
Поэт говорит: – Терпеливо сноси
Невзгоды, что сыплются непрерывно,
Будь стойким, как стойко терпит земля
Смену то стужи, то зноя, то ливня.
* * *
Поэт говорит: – Сам себя не хвалит
Тот, чья душа величья полна, –
Да разве хоть раз говорил алмаз:
«Смотрите, сто тысяч рупий мне цена»?
* * *
Поэт говорит: – Нить Любви тонка,
Порвёшь – не свяжешь тонкую нить.
А если и свяжешь, останется узел:
Бесследно нить не соединить.
* * *
Поэт говорит: – Злой умысел скрыться
Умеет под сладким, как амрита, словом.
Так острая щепочка прятаться может
И в чистом сахаре тростниковом.
* * *
Поэт говорит: – Змею, скакуна,
Жену, раджу, бродягу, оружье,
Пока не случилась большая беда,
Сдерживать всеми силами нужно.
* * *
Поэт говорит: – Весь мир погибает,
Стрелами женских взоров сражённый,
И только у лотосных Стоп Всеблагого
Спасётся бхакт*, в покой погружённый.
____
* Преданный Господа.
* * *
Поэт говорит: – Если что-то решил
Совершить здесь, поскорей соверши:
Этот мир – только пристань, и очень скоро
Отправится в море корабль души…
(переводы С.Северцева)
___________________________________
Теги:
Из древней и средневековой классической индийской поэзии
Из древней и средневековой классической индийской поэзии* * *
Тому, кто от времени, от пространства,
От всей Вселенной неотделим,
Тому, Кто в Себе одном воплотил
Всю полноту всецелого Знанья,
Тому, Кто с начала и до конца
Постиг Свою Суть и Свою Природу,
Ему, Блистательному, Всеблагому,
Исполненному покоя, – слава!
* * *
Хотел бы умереть я у порога
Того, Кому весь мир принадлежит.
Пусть спросит Он, Благословенный Хари:
«Кто это здесь у Врат Моих лежит?»
* * *
Творца я чту и славлю, ибо знаю:
Вселенная наполнена Им вся!
А кто не чтит святое Имя Хари –
Напрасно в этом мире родился.
* * *
Тебя я буду славить языком,
Ушами слушать, созерцать глазами,
А Ты в обитель сердца моего
Стань лотосоподобными Стопами.
* * *
Недра земные изрыл я в поисках кладов,
Долго дробил и обшаривал горные руды,
Пересекал я страны, одолевал океаны,
Сил не щадя, ублажал я многих владык.
И что же?.. Не смог добыть и потёртой монеты…
Желание благ земных, угомонись наконец!
* * *
Не утолили мы жажды земных наслаждений,
А эта жажда всю жизнь наслаждалась нами.
Не плоть мы мучили, чтобы очистить душу,
А наши души мучили нашу плоть.
Ещё не увяли желанья безумные наши –
Увяли мы сами от этих жгучих желаний,
И видно, не мы проводили весело время,
А время легко и весело нас провело!
* * *
Вот и угасло желание наслаждений,
Даже порой забываю, что я – человек.
В небесные выси былые друзья удалились –
Единодумцы, душе дорогие, как жизнь.
Лишь с помощью посоха двигаюсь еле-еле,
День ото дня в глазах всё густеет тьма,
А глупое мёртвое тело моё – хоть уж почти мертво –
Всё ещё хочет жить, всё ещё смерти боится.
* * *
Пусть в чертогах каждого сердца
Воцарится премудрый Владыка –
Йог блистающий, Светоч знанья,
Разгоняющий тьму авидйи*.
Шива, Чьи волосы украшает
Лунный серп, сверкающий ярко,
Махадэв, спаливший лукавого Каму**,
Как огонь мотылька сжигает!
_________
Авидйа – незнание, невежество
Кама – купидон, олицетворение плотской любви
* * *
Желанья – как река, чьи волны – заблужденья,
В ней притаились крокодилы страсти,
И древу нашей стойкости и силы
Она упорно подрывает корни.
Над нею кружат вороны-заботы,
А берега – из острых скал-тревог.
Но йог, что эту реку пересёк,
Блистает духом, радуется сердцем.
* * *
Сев на колени аскетов, живущих в горных пещерах,
Восторженно размышляющих о Всевышнем,
Дикие птицы струят умилённые слёзы
Из глаз, опьянённых вечной радостью Брахмо.
А мы – увы! – драгоценные дни наши тратим
На призрачные дворцы да на резные ограды
Вокруг прудов, услаждающих праздные взоры,
Да пышных садов для суетных наших веселий.
* * *
Сокрушение аскета
Раз в день безвкусную, жалкую пищу
Кидают мне в плошку для подаянья.
Земля – моё ложе, а дряхлое тело
Осталось последним моим слугой.
Одежда – обрывок ветхой дерюги,
Гнилой, в десятках грубых заплат.
Но горе! – лишённый всех благ земных,
Никак не отвергну земных желаний!
* * *
Мотылёк, ничего не зная о смерти,
Устремляясь к свече, погибает в огне,
Рыба, хитрости гибельной не понимая,
Устремляясь к наживе, глотает крючок.
Как же мы, хоть и ясно видим опасность,
Сами рады пойматься в сеть Камадэва*,
Где и пламень жгуч, и крючки остры…
Всех безумий любовная страсть безумней!..
_______
Камадэв – купидон, олицетворение плотской любви
* * *
Если горло иссохло от жгучей жажды,
Люди пьют прохладную, вкусную воду.
Если голод терзает пустой желудок,
Люди пищу глотают с вкусной приправой.
Если мучает похоть, в объятиях женских
Утоляют её. Но всё это, брат мой,
Только «снадобья» для «лечения» плоти,
Так зачем их считают истинным счастьем?..
* * *
Свой высокий дворец изукрашенный
Груды злата, сынов уважаемых,
Красоту жены, радость молодости –
Вот что ценит не знающий истины.
Но достигшие мудрости поняли:
Мир – темница, счастье – изменчивость,
И в леса, и в пещеры идут они,
Чтобы жизнь окончить отшельниками.
* * *
В любом наслажденье – страх пред злой болезнью,
В богатстве – страх перед кражей и разореньем,
В учёности – страх пред ложью,
В знатности – перед паденьем,
В честности – перед бесчестьем и клеветою,
В силе – пред хитростью,
А в красоте – пред старостью,
В каждой душе и плоти – страх пред смертью…
Да, в этом мире ничто не свободно от страха,
Свобода от страха – лишь в отверженье мира.
* * *
Рожденье наше заранее смертью отравлено,
Чудесная молодость – старостью неотвратимой,
Покой и довольство – растущей страстью к наживе,
Спокойное счастье – игрой изощрённых женщин.
Правленье царей отравляют их злодеянья,
А жизнь лесного аскета – хищные звери.
Любую отраду и радость отравляет их быстротечность…
Так что же, скажи, не отравлено в этом мире?..
* * *
Быстры наслажденья земные – подобны вспышкам
Молний, легко играющих в сумраке туч.
Зыбка наша жизнь – росинкой она дрожит
На лотосовом листе, что колышет ветер.
Умчатся юные страсти, обуревавшие душу, –
И, всё это ясно поняв, не медли, разумный,
В йогу свой ум погрузить – в доступный для всех
Путь созерцанья, стойкости и совершенства.
* * *
Вся наша жизнь – изменчивые волны,
Вся юность – только горсточка мгновений,
Всё, что сокровищами называют, –
Пустой мираж, игра воображенья.
Все наслажденья – будто вспышки молний,
Объятья женщин – и того короче…
Лишь верный Господу плывёт бесстрашно
Через пучину страха перед жизнью.
* * *
Тех, кого почитали премудрыми,
Одолели зависть и жадность,
Тех, кого почитали владыками,
Растлевают зло и гордыня.
Всех же прочих гнетёт невежество –
Беспросветное тупоумие.
И при виде такого упадка
Умолкает моё красноречие…
* * *
Что ты дрожишь? В неведенье, в тревоге
Метаться душу вынудил – зачем?
Пей Имя Рамы – сладкий сок духовный,
Лишь Он один дарует Счастье всем.
* * *
Ты вере предпочёл земные блага,
Но этих благ в тот мир не захватил.
Заблудший брат! Ты в руки взял секиру
И сам себе колени подрубил.
* * *
К чему рыдать над опочившим сантом*?
Ведь он отправился к себе Домой.
Уж лучше плакать о злосчастном шакте,
Что продаётся в лавочке любой**.
________
* покинувшим этот мир святым Вайшнавом, Преданным Всевышнего.
** считая шактов (поклонников Дурги и Кали, олицетворения
материальной энергии) неправедными, грешными людьми,
автор сравнивает душу шакта с дешёвым, расхожим товаром.
* * *
Ветшают наши лодки, прохудились,
И многие исчезли в глубине:
Те, что полегче были, — переплыли,
Что перегружены – уже на дне.
* * *
Богатому господину
Не возносись, скелет, покрытый кожей:
Сегодня гордо ты сидишь в седле,
Под балдахином, с пышной свитой едешь,
Не видишь ямы, вырытой в земле.
Не возносись! Презрительно смеяться
Ни над одним из бедняков не смей.
Твоя ладья плывёт сегодня гордо,
А знаешь ли, что завтра станет с неё?
* * *
В костре пылают кости, как дрова,
И волосы дымятся, как трава.
Гляжу с печалью: бренный мир сгорает,
И от печали никнет голова.
* * *
Тесны врата спасенья – не протиснешь
И малого горчичного зерна,
Как в них войдёшь, когда наш дух безумней
Взбешённого от похоти слона.
* * *
Пусть рот песком забьёт тому, кто людям
Советами пустыми надоел:
Лишь за чужим следит он урожаем,
А свой запас давно уже проел.
* * *
Что делаешь ты, спящий? Пробудись!
Чтоб грудь в тоске и страхе возопила!
Да разве может спать спокойно тот,
Чьё настоящее жильё – могила?!..
* * *
Беспечно жил, не чтил я Бхагавана*,
А тут и старость подошла ко мне.
Что вытащить успею из жилища**,
Когда все выходы уже в огне?..
______
* Бога
** т.е. с чем я пойду в своё следующее состояние жизни?
что я приобрёл вечного, пока жил здесь?
* * *
Высок дворец, в нём женщины и злато,
А на вершине башни вьётся флаг.
Но даже нищие, что прославляют Раму, –
Насколько выше этих бренных благ!..
* * *
Что ты отчаянно на небо лезешь?
Бог – не глухой, он слышит всех людей.
Того, кому ты крики посылаешь,
Ищи не в небе, а в душе своей.
* * *
Стрелу в меня пустил святейший Гуру,
Своей стрелой, не знающей обмана.
Вошла в меня стрела, упал я наземь,
И в сердце жаркая открылась рана.
* * *
Кто славит Хари, счастлив в этом мире:
Чем зря метаться из конца в конец,
Сидит спокойно там, куда с рожденья
Его премудрый поместил Творец.
* * *
Твой рот – кошель, в нём жемчуг – Имя Хари,
Лишь перед ищущим его открой.
Коль покупатель мудр, не постоит он
За самою высокою ценой.
* * *
Господь – как сахар, по песку рассыпанный,
Не выбрать хоботом, не взять рукой.
Но мудрый Гурудэв нам так советует:
«Стань муравьём* – и сахар съешь святой».
_____
* стань смиренным
* * *
Чем дальше от тебя уходит солнца диск,
Тем дальше тянется и тень твоя прямая.
Чем дальше от тебя Творца лучистый Лик,
Тем гуще тень Его – обманчивая Майа.
* * *
Как много жадных душ, голодных, ненасытных!
Как мало щедрых душ на свете рождено!
Так тысячами ртов земля глотает влагу,
Источник же воды – лишь облако одно.
* * *
Лишь Рама благостный как пламя, чист и светел,
А по сравненью с ним всё остальное – дым.
Достигнуть святости без Рамы так же трудно,
Как на небо залезть по струйкам дождевым.
* * *
Вражда, насилие, обман – дорога к бездне,
Из всех путей хорош лишь справедливый путь:
Бывает лучше пасть, чем победить в сраженье,
И быть обманутым честней, чем обмануть.
* * *
С начальной цифрой я сравню Владыку Раму:
Все люди без Него – пустые, как нули.
А с мудрым Рамою, в мильоны превратившись,
Они, Его нули, величье б обрели.
* * *
Кто зол – лишь о себе заботится всю жизнь;
Кто добр – тот о семье и о друзьях радеет;
А кто велик и свят, безбрежною душой
О всех заботится и всех любить умеет.
* * *
Где амриту добыть? Везде лишь яд да мерзость.
Где правду отыскать? Везде корысть да ложь.
Где лебедя узреть? Везде грачи да совы.
Лишь в чистом манасе ты лебедя найдёшь*.
________
* в чистом, одухотворённом уме (сердце) ты найдешь Господа.
* * *
А ну-ка вспомните: в ваш самый тяжкий час
Какие пять друзей пришли и помогли вам?
Правдивость, ясный ум, строка святых стихов,
Бесстрашие и мысль о Раме Справедливом.
* * *
Безжалостный раджа, что и блудит, и грабит,
И мучит подданных, и топчет их права –
Погибнет! Ведь погиб тиран десятиглавый*,
А у земных раджей – одна лишь голова.
_____
* Десятиглавый демон Равана, сражённый Господом Шри Рамой.
* * *
Любого воспитать и злым, и добрым можно –
Так может и добру, и злу служить металл:
К Любви зовёт ситар железною струною,
Железным остриём пронзает нас кинжал…
* * *
Знай, даже маленькая ссора – не пустяк,
И потушить её спеши на полдороге.
Бывает: съел огонь лачугу бедняка
И перекинулся на царские чертоги.
* * *
Пусть амритой святой из тучи льётся дождь –
Камыш не зацветёт, плодов не принесёт нам.
Пусть мудростью поделится брамин с глупцом –
Не пробудится мысль в мозгу его дремотном.
* * *
Есть злыдни и лгуны, в чьих душах грязь и яд,
Зато сладка их речь, угодливы их лица…
Кто сердце чистое не хочет запятнать,
Пусть даже тени их коснуться постыдится!
* * *
Для каждого из нас привычное приятно:
Кто носит грязное, уже не видит пятна,
А для того, кто есть давно привык чеснок,
Его зловоние, как манго, ароматно.
* * *
Как для безгрешного порочность ядовита,
Так для порочного безгрешность – словно яд.
Коснётся правды лжец, коснётся лжи правдивый,
И оба мучатся – как воск, в огне горят!
* * *
Пёс, увидав слона, хватает кость, бежит,
Чтоб «лакомство» его громадина не съела.
Не знают псы, что слон величествен и мудр,
И до объедков их – могучему нет дела.
* * *
Пусть крокодил, змея, лягушка, черепаха
В пруду купаются – но не в воде их дом.
Как рыба без воды, душа моя погибнет,
О Рама, без Тебя, мой чистый Водоём!
* * *
Едва придут дожди, смолкает песнь кукушки,
Лишь лягушачья речь болтливая слышна.
Что слышишь в наши дни? Лягушек хор крикливый.
А песнь святая – кому она теперь нужна?
* * *
Кто в злате и шелках, пьёт сладко, жирно ест,
Кто в роскоши погряз, бесстыдной, бесполезной,
Тех славят в наши дни как «праведных владык», –
Воистину, мрачнее бездны этот век Железный!*
_____
* Кали-йуга
* * *
Поэт говорит: – Путь Любви нелёгок,
Божественный слишком горяч огонь.
Попробуй-ка устремиться в пламя,
Если из воска слеплен твой конь!
* * *
Поэт говорит: – Стеная и плача,
Любовь к небесному прочь ушла,
И ныне в сердцах людских воцарилась
Любовь к земному – источник зла.
* * *
Поэт говорит: – Страшнее костра
Тревога, что жжёт нашу жизнь земную.
Ведь «чита» – костёр – сжигает лишь труп,
А «чинта» – тревога – душу живую.
* * *
Поэт говорит: – Терпеливо сноси
Невзгоды, что сыплются непрерывно,
Будь стойким, как стойко терпит земля
Смену то стужи, то зноя, то ливня.
* * *
Поэт говорит: – Сам себя не хвалит
Тот, чья душа величья полна, –
Да разве хоть раз говорил алмаз:
«Смотрите, сто тысяч рупий мне цена»?
* * *
Поэт говорит: – Нить Любви тонка,
Порвёшь – не свяжешь тонкую нить.
А если и свяжешь, останется узел:
Бесследно нить не соединить.
* * *
Поэт говорит: – Злой умысел скрыться
Умеет под сладким, как амрита, словом.
Так острая щепочка прятаться может
И в чистом сахаре тростниковом.
* * *
Поэт говорит: – Змею, скакуна,
Жену, раджу, бродягу, оружье,
Пока не случилась большая беда,
Сдерживать всеми силами нужно.
* * *
Поэт говорит: – Весь мир погибает,
Стрелами женских взоров сражённый,
И только у лотосных Стоп Всеблагого
Спасётся бхакт*, в покой погружённый.
____
* Преданный Господа.
* * *
Поэт говорит: – Если что-то решил
Совершить здесь, поскорей соверши:
Этот мир – только пристань, и очень скоро
Отправится в море корабль души…
(переводы С.Северцева)
___________________________________
Теги:
Новинки