Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Духовные оды Ломоносова - ключ к познанию Бога, мира и человека - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
24.06.2011
Не вдаваясь в глубокий анализ традиций классицизма в духовной поэзии Ломоносова, заметим, что стиль од Ломоносова, величественно-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал не столько духу классицизма, сколько "тому чувству национального подъёма, гордости, тому ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине ХVIII столетия". [ 15]
Успехи России и возникшая на основе именно этих успехов вера в будущее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова. О возвышенных идеалах нельзя было говорить так, как о простых, обыденных вещах. Поэтому Ломоносов для высокой темы ищет в слове "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т. д. [16]
Г.А.Гуковский отмечает: "Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объёмом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъёма мысли и пафоса". [17] Кажется, что в таких периодах Ломоносов хочет единым взором охватить всё разнообразие государственного механизма, Вселенной, мироздания. Аналогичным образом строится предложение и в стихах, в одах Ломоносова.
Духовная поэзия Ломоносова тоже тяготеет к этому возвышенному поэтическому стилю эпохи классицизма, но вместе с тем в переложениях псалмов ощущается и тяга к простоте языка. Условно духовную поэзию Ломоносова и можно рассмотреть в двух разделах: оды-размышления о Божием величестве и стихотворные переложения псалмов.
В 1751 году было издано "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова. Книга первая". Ломоносов не только собрал лучшие на ту пору свои сочинения, но и тщательно продумал композицию книги. По тому факту, что в первом, ключевом разделе были помещены "оды духовные", мы можем судить, какое большое значение придавал этому жанру Ломоносов. "Надо думать, - указывает Е.Н.Лебедев, - не случайно именно о стихотворениях, вошедших в этот раздел, А.С.Пушкин ( в целом строго, порою беспощадно, оценивавший ломоносовскую поэзию) писал: "Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему приложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему…" [18]
Учитывая, что в трёх духовных одах содержится обобщённая учёным-поэтом картина мира, мы рассмотрим эти оды-размышления первыми, несмотря на то, что первой в сборнике 1751 года шла псаломская часть.
Ломоносов славит Бога, размышляя над величием и разнообразием Божьих творений. Звёзды на небе, ветры и облака, дождь и снег, горы и долы, пещеры и горные ключи, травы и злаки - всё это дары природы, Творцом которых является Бог. Величие природы Ломоносов видит с двух позиций: как философ-богослов и как учёный-естествоиспытатель. Под таким углом зрения написаны его "Утреннее размышление о Божием величестве"(1751) и "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"( 1743).
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел.
Что Ты творить нам повелел! [19]
Солнечный свет Ломоносовым воспринимается как символ просветления всего мироздания лучами Божественной премудрости. Высшая цель человеческого бытия так ясно рисуется в этих строках:
Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь. [20]
Европейское Просвещение видело необходимость в насыщении и просвещении разума человека земной премудростью, знаниями, добытыми самим человеком, его усилиями. Научное знание виделось большинству просветителей самодостаточной силой, которая делает человека великим и всемогущим, не нуждающимся в защите Творца. Ломоносов противостал в своей оде этой концепции европейских просветителей - он говорит о смирении перед великой силой Творца и Его мудрыми замыслами.
Сам Ломоносов свои научные представления и выводы поверял трудами святых отцов. М.М.Дунаев, цитирует выписку Ломоносова, обратившегося к трудам Василия Великого: " Василий Великий, о возможности многих миров рассуждая, пишет: "Якоже бо скудельник от того художества тминные создав сосуды, ниже художество, ниже силу изнутри: тако и всего сего Содетель не единому миру соумеренную имея творительную силу, но на бесконечногубое превосходящую, мгновением хотения единем во еже бытии приведе величества видимых". [21]
Конечно же, на рассуждения святителя опирался Ломоносов, создавая строфы "Вечернего размышления":
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
…………………………………..
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят.
Народы там и круг веков:
Для общей славы Божества
Там равна сила естества. [22]
При чтении од-размышлений Ломоносова один вывод только и может быть сделан: в науке Ломоносов видел помощницу и союзницу богословия в познании премудрости и могущества Божия. [23]
Очень важным для понимания мировоззрения Ломоносова и картины мира, созданной им в его духовной поэзии, является его переложение отдельных мест из Книги Иова ( 1743). Как указывает М.М.Дунаев, "сам выбор тех или иных мест для такого переложения всегда характеризует манеру мышления и даже мировоззрения поэта". Знаменитая "Ода, выбранная из Иова" рисует спор, в который Бог вступает, чтобы доказать ропщущему человеку своё могущество именно картинами величественного творения. Пафос этого произведения - гимн Творцу, мудрой силе созидания. В строчках оды открывается путь к познанию Бога через Его творения.
Ломоносовское переложение становится своего рода ответом великого учёного на неосмысленное превознесение достижений человеческого разума, ничтожного перед творческой силой Создателя Вселенной и её законов.
Сбери свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ.
Где был ты, как Я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет;
Когда Я твердь земли поставил
И сонм небесных сил прославил
Величество и власть Мою?
Яви премудрость ты свою!
Где был ты, как передо Мною
Бесчисленны тьмы новых звезд,
Моей возжженных вдруг рукою
В обширности безмерных мест,
Мое величество вещали;
Когда от солнца воссияли
Повсюду новые лучи.
Когда взошла луна в ночи?
………………………………
Стесняя вихрем облак мрачный,
Ты солнце можешь ли закрыть,
И воздух огустить прозрачный,
И молнию в дожде родить,
И вдруг быстротекущим блеском
И гор сердца трясущим треском
Концы вселенной колебать
И смертным гнев свой возвещать?[24]
М.М.Дунаев, проникая в самую суть замысла Ломоносова, делает выводы к оде: "Поэт как естественную добродетель человека утверждает его смирение перед властью и волею Зиждителя, усматривая в этом истинную земную премудрость". [ 25]
Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть.
Святую волю почитая,
Имей свою в терпенье часть.
Он все на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси. [26]
Просветляющее действие слов Ломоносова о смирении испытывает на себе каждый, кто со вниманием прочитает духовные стихи поэта. И хотя В.Г.Белинский в статье о книге К.Полевого о Ломоносове и вспоминает слова Бюффона о том, что гений не есть терпение в высочайшей степени, потому что терпение, дескать, есть добродетель посредственности и бездарности, а гений есть сильная воля, которая всё побеждает и всё преодолевает, сам критик- революционер не смог бы возразить, что для смирения и терпения как раз и нужна огромнейшая сила воли. Что невозможно человеку, то достигается с Божьей помощью, а мы во всей жизни Ломоносова этот Божий Промысел, несомненно, усматриваем.
Очень часто приводят цитату из письма Ломоносова Шувалову, в котором разгневанный поэт покровительствующему ему вельможе пишет: "Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, которой мне дал смысл, пока разве отнимет". Смысл этой цитаты можно трактовать как гордыню и непокорность Ломоносова. Но не нам судить великого учёного, доведённого до такого гнева выходками его недоброжелателей, в том числе постоянно соперничавшего с ним Сумарокова. "Не судите, да не судимы будете". Нельзя забывать, что в том же письме строчками выше Ломоносов пишет: "Я полагаюсь на помощь Всевышнего, Которой мне был в жизнь защитником и никогда не оставил, когда я пролил пред Ним слезы в моей справедливости". [ 27]Упование на Божью помощь, а не на помощь "сильных мира сего" - это ли не признак правильного отношения к своим бедам и несчастьям?
Если рассматривать другие оды Ломоносова, прославляющие Россию, науки, искусства, просвещение, государственную власть, то и там мы находим везде строчки, посвящённые Творцу. Именно Божественное происхождение государственной власти диктует человеку необходимость покоряться этой власти и установленным ею законам. Ломоносов пишет в знаменитой оде о Елизавете: "Когда на трон она вступила, / Как Вышний подал ей венец…"[28] В той же оде говорит о происхождении власти Петра Великого - преобразователя России:
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу. Победами венчанну.
Россию. Грубостью попранну.
С собой возвысил до небес.[29]
Власть от Бога, Бог - Творец мира, истории, Защитник и Спаситель человеческой души - вот что явствует из духовных стихов Ломоносова.
М.М.Дунаев пишет о том, что Ломоносов не избежал некоторых предрассудков своего времени, внёс свою лепту в дело прославления Петра как идеального монарха, отдал дань "антиклерикальной теме", написав сатиру "Гимн бороде", вызвавшую гнев церкви и императрицы. Из песни слова не выкинешь, никто не может избежать ошибок. Однако ныне кто цитирует "Гимн бороде"? А слова о Божием величестве "открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне дна" знает каждый.
14. О творчестве Ломоносова, с. 152.
15. Там же, с. 154.
16. Там же, с. 154.
17. Там же, с. 155.
18. Лебедев Е.Н., с. 318.
19. Ломоносов М. Избранные сочинения/ Михайло Ломоносов; Сост. Т.П.Аранзон. - М., 2008, с. 171.
20. Там же, с. 172.
21. Дунаев М.М., Указ. соч., с.79.
22. Ломоносов М., Указ. соч., с. 172-173.
23. Дунаев М.М., Указ. соч., с. 79.
24. Ломоносов М., Указ. соч., с. 168-169.
25. Дунаев М.М., Указ. соч., с. 80.
26. Ломоносов М., Указ. соч., с. 171.
27. О творчестве Ломоносова, с. 71.
28. Ломоносов М., с. 85.
29. Там же, с. 87.
(часть статьи Валентины Яроцкой "Духовная поэзия М.В. Ломоносова"; http://217.16.27.129/avtor/valya77)
Теги:
Духовные оды Ломоносова - ключ к познанию Бога, мира и человека
"Ломоносов-поэт отдал дань тому стилю, который был господствующим в европейских литературах его времени, классицизму", - утверждает Г.А. Гуковский. Но он же и делает оговорку, что поэзии Ломоносова "остался чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, логический характер суховатой классической семантики, боязнь фантазии, схематизация отвлечённой мысли" [14]Не вдаваясь в глубокий анализ традиций классицизма в духовной поэзии Ломоносова, заметим, что стиль од Ломоносова, величественно-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал не столько духу классицизма, сколько "тому чувству национального подъёма, гордости, тому ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине ХVIII столетия". [ 15]
Успехи России и возникшая на основе именно этих успехов вера в будущее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова. О возвышенных идеалах нельзя было говорить так, как о простых, обыденных вещах. Поэтому Ломоносов для высокой темы ищет в слове "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т. д. [16]
Г.А.Гуковский отмечает: "Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объёмом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъёма мысли и пафоса". [17] Кажется, что в таких периодах Ломоносов хочет единым взором охватить всё разнообразие государственного механизма, Вселенной, мироздания. Аналогичным образом строится предложение и в стихах, в одах Ломоносова.
Духовная поэзия Ломоносова тоже тяготеет к этому возвышенному поэтическому стилю эпохи классицизма, но вместе с тем в переложениях псалмов ощущается и тяга к простоте языка. Условно духовную поэзию Ломоносова и можно рассмотреть в двух разделах: оды-размышления о Божием величестве и стихотворные переложения псалмов.
В 1751 году было издано "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова. Книга первая". Ломоносов не только собрал лучшие на ту пору свои сочинения, но и тщательно продумал композицию книги. По тому факту, что в первом, ключевом разделе были помещены "оды духовные", мы можем судить, какое большое значение придавал этому жанру Ломоносов. "Надо думать, - указывает Е.Н.Лебедев, - не случайно именно о стихотворениях, вошедших в этот раздел, А.С.Пушкин ( в целом строго, порою беспощадно, оценивавший ломоносовскую поэзию) писал: "Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему приложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему…" [18]
Учитывая, что в трёх духовных одах содержится обобщённая учёным-поэтом картина мира, мы рассмотрим эти оды-размышления первыми, несмотря на то, что первой в сборнике 1751 года шла псаломская часть.
Ломоносов славит Бога, размышляя над величием и разнообразием Божьих творений. Звёзды на небе, ветры и облака, дождь и снег, горы и долы, пещеры и горные ключи, травы и злаки - всё это дары природы, Творцом которых является Бог. Величие природы Ломоносов видит с двух позиций: как философ-богослов и как учёный-естествоиспытатель. Под таким углом зрения написаны его "Утреннее размышление о Божием величестве"(1751) и "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"( 1743).
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел.
Что Ты творить нам повелел! [19]
Солнечный свет Ломоносовым воспринимается как символ просветления всего мироздания лучами Божественной премудрости. Высшая цель человеческого бытия так ясно рисуется в этих строках:
Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь. [20]
Европейское Просвещение видело необходимость в насыщении и просвещении разума человека земной премудростью, знаниями, добытыми самим человеком, его усилиями. Научное знание виделось большинству просветителей самодостаточной силой, которая делает человека великим и всемогущим, не нуждающимся в защите Творца. Ломоносов противостал в своей оде этой концепции европейских просветителей - он говорит о смирении перед великой силой Творца и Его мудрыми замыслами.
Сам Ломоносов свои научные представления и выводы поверял трудами святых отцов. М.М.Дунаев, цитирует выписку Ломоносова, обратившегося к трудам Василия Великого: " Василий Великий, о возможности многих миров рассуждая, пишет: "Якоже бо скудельник от того художества тминные создав сосуды, ниже художество, ниже силу изнутри: тако и всего сего Содетель не единому миру соумеренную имея творительную силу, но на бесконечногубое превосходящую, мгновением хотения единем во еже бытии приведе величества видимых". [21]
Конечно же, на рассуждения святителя опирался Ломоносов, создавая строфы "Вечернего размышления":
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
…………………………………..
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят.
Народы там и круг веков:
Для общей славы Божества
Там равна сила естества. [22]
При чтении од-размышлений Ломоносова один вывод только и может быть сделан: в науке Ломоносов видел помощницу и союзницу богословия в познании премудрости и могущества Божия. [23]
Очень важным для понимания мировоззрения Ломоносова и картины мира, созданной им в его духовной поэзии, является его переложение отдельных мест из Книги Иова ( 1743). Как указывает М.М.Дунаев, "сам выбор тех или иных мест для такого переложения всегда характеризует манеру мышления и даже мировоззрения поэта". Знаменитая "Ода, выбранная из Иова" рисует спор, в который Бог вступает, чтобы доказать ропщущему человеку своё могущество именно картинами величественного творения. Пафос этого произведения - гимн Творцу, мудрой силе созидания. В строчках оды открывается путь к познанию Бога через Его творения.
Ломоносовское переложение становится своего рода ответом великого учёного на неосмысленное превознесение достижений человеческого разума, ничтожного перед творческой силой Создателя Вселенной и её законов.
Сбери свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ.
Где был ты, как Я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет;
Когда Я твердь земли поставил
И сонм небесных сил прославил
Величество и власть Мою?
Яви премудрость ты свою!
Где был ты, как передо Мною
Бесчисленны тьмы новых звезд,
Моей возжженных вдруг рукою
В обширности безмерных мест,
Мое величество вещали;
Когда от солнца воссияли
Повсюду новые лучи.
Когда взошла луна в ночи?
………………………………
Стесняя вихрем облак мрачный,
Ты солнце можешь ли закрыть,
И воздух огустить прозрачный,
И молнию в дожде родить,
И вдруг быстротекущим блеском
И гор сердца трясущим треском
Концы вселенной колебать
И смертным гнев свой возвещать?[24]
М.М.Дунаев, проникая в самую суть замысла Ломоносова, делает выводы к оде: "Поэт как естественную добродетель человека утверждает его смирение перед властью и волею Зиждителя, усматривая в этом истинную земную премудрость". [ 25]
Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть.
Святую волю почитая,
Имей свою в терпенье часть.
Он все на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси. [26]
Просветляющее действие слов Ломоносова о смирении испытывает на себе каждый, кто со вниманием прочитает духовные стихи поэта. И хотя В.Г.Белинский в статье о книге К.Полевого о Ломоносове и вспоминает слова Бюффона о том, что гений не есть терпение в высочайшей степени, потому что терпение, дескать, есть добродетель посредственности и бездарности, а гений есть сильная воля, которая всё побеждает и всё преодолевает, сам критик- революционер не смог бы возразить, что для смирения и терпения как раз и нужна огромнейшая сила воли. Что невозможно человеку, то достигается с Божьей помощью, а мы во всей жизни Ломоносова этот Божий Промысел, несомненно, усматриваем.
Очень часто приводят цитату из письма Ломоносова Шувалову, в котором разгневанный поэт покровительствующему ему вельможе пишет: "Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, которой мне дал смысл, пока разве отнимет". Смысл этой цитаты можно трактовать как гордыню и непокорность Ломоносова. Но не нам судить великого учёного, доведённого до такого гнева выходками его недоброжелателей, в том числе постоянно соперничавшего с ним Сумарокова. "Не судите, да не судимы будете". Нельзя забывать, что в том же письме строчками выше Ломоносов пишет: "Я полагаюсь на помощь Всевышнего, Которой мне был в жизнь защитником и никогда не оставил, когда я пролил пред Ним слезы в моей справедливости". [ 27]Упование на Божью помощь, а не на помощь "сильных мира сего" - это ли не признак правильного отношения к своим бедам и несчастьям?
Если рассматривать другие оды Ломоносова, прославляющие Россию, науки, искусства, просвещение, государственную власть, то и там мы находим везде строчки, посвящённые Творцу. Именно Божественное происхождение государственной власти диктует человеку необходимость покоряться этой власти и установленным ею законам. Ломоносов пишет в знаменитой оде о Елизавете: "Когда на трон она вступила, / Как Вышний подал ей венец…"[28] В той же оде говорит о происхождении власти Петра Великого - преобразователя России:
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу. Победами венчанну.
Россию. Грубостью попранну.
С собой возвысил до небес.[29]
Власть от Бога, Бог - Творец мира, истории, Защитник и Спаситель человеческой души - вот что явствует из духовных стихов Ломоносова.
М.М.Дунаев пишет о том, что Ломоносов не избежал некоторых предрассудков своего времени, внёс свою лепту в дело прославления Петра как идеального монарха, отдал дань "антиклерикальной теме", написав сатиру "Гимн бороде", вызвавшую гнев церкви и императрицы. Из песни слова не выкинешь, никто не может избежать ошибок. Однако ныне кто цитирует "Гимн бороде"? А слова о Божием величестве "открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне дна" знает каждый.
14. О творчестве Ломоносова, с. 152.
15. Там же, с. 154.
16. Там же, с. 154.
17. Там же, с. 155.
18. Лебедев Е.Н., с. 318.
19. Ломоносов М. Избранные сочинения/ Михайло Ломоносов; Сост. Т.П.Аранзон. - М., 2008, с. 171.
20. Там же, с. 172.
21. Дунаев М.М., Указ. соч., с.79.
22. Ломоносов М., Указ. соч., с. 172-173.
23. Дунаев М.М., Указ. соч., с. 79.
24. Ломоносов М., Указ. соч., с. 168-169.
25. Дунаев М.М., Указ. соч., с. 80.
26. Ломоносов М., Указ. соч., с. 171.
27. О творчестве Ломоносова, с. 71.
28. Ломоносов М., с. 85.
29. Там же, с. 87.
(часть статьи Валентины Яроцкой "Духовная поэзия М.В. Ломоносова"; http://217.16.27.129/avtor/valya77)
Теги:
Новинки