Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Восточные духовные практики: путь на Запад - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
06.04.2012
Предпосылки. Кризис мышления.
Меньше столетия прошло с тех пор, как восточные духовные практики начали приобретать популярность. Однако взлет ее произошел столь стремительно, что сегодня уже сложно встретить человека, совершенно с ними незнакомого. В чем причины такого бурного интереса Запада к философии Востока?
Социальная парадигма, в течение последних нескольких столетий господствовавшая в нашей культуре, постепенно начала сдавать свои позиции. Именно она сформировала западное общество. Вот некоторые идеи и ценности, которые включает в себя эта парадигма: взгляд на человека как на «машину»; восприятие мира как механической системы; взгляд на жизнь как на конкурентную борьбу за выживание; установка на неограниченный материальный прогресс, который достигается путем технического и экономического развития.
Однако сама жизнь начала подводить общество к смене парадигмы. Ряд научных открытий продемонстрировал несостоятельность механистического подхода к объектам научного исследования . Состояние окружающей среды, плачевное и даже угрожающее, стало причиной формирования экологического сознания. Люди начали понимать, что, влияя на что-то в этом мире, они влияют в конечном итоге на себя самих.
«Культура потребления», высокий уровень индустриализации и – как следствие – отстранение от природы, механицизм, проповедуемый наукой, - все это вызывало глубокий протест в среде творческой западной молодежи середины прошлого века. Именно тогда возникли движения битников и хиппи, проповедовавших свободное творчество, веротерпимость и отказ от буржуазных ценностей.
Переоценка ценностей рука об руку шла с ростом популярности восточной философии. Ее школы, хотя и различаются в деталях, утверждают взаимосвязь всего во Вселенной. Человек представляется частью единого Разума, а высшей целью считается осознание этого единства и слияние с высшей реальностью.
Эта же причина пробудила интерес к языческим и шаманским практикам. Язычество – в отличие от христианства – воспринимает человека как часть природы, а не противопоставляет ей.
Итак, востребованность восточных идей и течений на западе вытекала из логики развития господствовавшей на западе социальной парадигмы и мировоззрения, проявившего свою несостоятельность и во многом исчерпавшего себя в глазах западной молодежи. Возникшая потребность в катарсисе, продиктованная духовным кризисом в странах Запада, естественным образом обратила общественное внимание на многовековой опыт восточных духовных практик.
Конец XIXв. – 70-е годы XXв. Взрыв популярности.
До середины прошлого столетия о восточных духовных практиках было известно немного - в основном по восторженным описаниям путешественников, нотациям миссионеров, сухим отчетам чиновников. На рубеже XIX-XX веков начинают появляться работы эзотерического и мистического толка, на арену философской мысли выходят Блавацкая, Гурджиев, Успенский, Рамачарака, чуть позже, в 20-х годах XX века – Рерихи. Однако их работы, хотя и стимулировали интерес к философии Востока, не имели с традиционными учениями ничего общего.
Тогда же началось проникновение буддизма за пределы Азии: первый обращенный в буддизм европеец (британец Аллен Беннетт, ставший монахом в 1902 г.), первый буддийский храм в Европе (С.-Петербург, построен в 1909–1915 гг.), первые отмеченные буддизмом литературные произведения («Свет Азии» сэра Эдвина Арнольда, 1879 г., «Сиддхартха» Германа Гессе, 1922 г.). К этому же времени относится первая попытка сделать буддизм всемирно значимым — «Буддийский Катехизис» Генри Олкотта (1881 г.), стремившегося в сжатом виде перечислить основные идеи буддизма, единые для всех школ.
Также замечательна деятельность Свами Вивекананды, выступившего в 1893 г. на Всемирном конгрессе религий и впервые познакомившего Запад с философией Адвайты и Йоги .
Однако подлинная популярность восточной философии на западе началась в 1940 – 50-х годах благодаря движению битников и дадаистов. Зарождение движения битников связано с именами Джека Керуака, Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга. В авангарде движения была интеллектуальная молодежная элита – писатели и художники, пропагандировавшие дух свободы и творческого поиска. "Буддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха... Это был поиск более открытого, исследование его границ» – вспоминает Гинзберг.
Битничество в 60х годах переросло в движение хиппи, захватившее Америку и Европу. Молодые люди, протестующие против морали буржуазного общества и проповедующие терпимость и свободную любовь, требовали радикальных перемен в общественном мировоззрении. Вспомним хотя бы лозунги парижской революции в мае 1968 года: «Вся власть воображению», «Запрещено запрещать» и т.д. Молодые люди заполняли улицы городов, с рюкзаками отправлялись странствовать, создавали собственные поселения, вели бесконечные философские споры, медитировали, и – добрались-таки до Индии, Китая и Японии. После этого взрыва популярности интерес к восточным философским учениям и практикам уже не угасал.
К тому же времени относятся книги К.Кастанеды, познакомившего Запад с философией латиноамериканских индейцев и сразу завоевавшего чрезвычайную популярность. С этого времени начинается повальное увлечение индейскими практиками и культурой в целом.
70-е годы XX века являют несколько иную тенденцию: на Западе стал расти интерес не только к философии и медитации, но к физическим и психоэнергетическим практикам. В частности к боевым искусствам, в том числе внутренним стилям: кунфу, тайцзи-цюань, багуа, синь-и (Китай); айкидо и кэндо (Япония), хотя некоторые стили, например, тайцзи-цюань, были известны на Западе еще в XIX в. Тогда же начался интерес Запада к тантре, различным физическим практикам йоги и даосизма, совпав с сексуальной революцией.
В России популярность духовных практик опоздала лет на 20. До перестройки они носили полуподпольный характер и были увлечением немногих. Зато перестройка породила настоящий бум, еще усиленный идейным кризисом, связанным с распадом Союза. В 80-90 гг. XX века в Россию хлынула настоящая волна эзотерики самого различного толка и «качества», чаще всего невысокого. На данный момент ситуация несколько стабилизировалась, появляются серьезные школы, учителя с Востока, а также из Европы и Америки регулярно приезжают с семинарами, появляется качественная литература.
От 1970-х годов до начала нового тысячелетия. Популяризация.
«…Во всех стpанах Запада офоpмилось, pазвилось, pазpослось явление, котоpое тепеpь называется hippies style -"стиль хиппи". Массовая культуpа, pазвлекательная и потpебительская, пеpемалывает этот стиль на своих жеpновах. Майки с надписями и pисунками - гигантский бизнес. Джинсы заполонили миp. Куpтки, сумки, пpически, пояса, пpяжки, музыка, даже автомобили - в стиле одинокого моpеплавателя - хиппи, плывущего спокойно и отчужденно по моpю стpастей, в стиле одинокого монаха, бpедущего по свету под дыpявым зонтиком. Монах-pасстpига, беглец из Тибета, Ринго Стаp, ах, обалдеть - that`s a picture ! » (В.Аксенов)
Вместе с ростом популярности происходит постепенная адаптация восточных практик к западному менталитету. Духовные практики постепенно утрачивают свое религиозное значение и начинают преподноситься как комплекс техник, улучшающих здоровье и умственные способности. Йога, боевые искусства и цигун перемещаются из монастырей и ашрамов в спортивные клубы и фитнес-центры.
Быстрый ритм жизни отражается на восточных практиках, превращая их в простые, самодостаточные и адаптированные под западный ритм системы.
Однако не только практика, но и духовные ценности претерпевают изменения, подстраиваясь под западный менталитет. Происходит «очищение» традиционных верований от «позднейших наслоений», суеверий и архаичности. Вместе с тем они все больше рационализируется, такие черты, как опора на опыт и критическое мышление, гипертрофируются, что приводит к формированию нового, интеллектуального и даже научного подхода к духовным практикам.
Адаптация духовных практик идет параллельно с их коммерциализацией. Для занятий, семинаров, тренингов, посвящений находится денежный эквивалент. При всех очевидных издержках такого подхода он имеет свои положительные стороны. Финансовые поступления позволяют организовывать школы, приглашать учителей из других стран, издавать литературу. В целом этот подход переводит духовные практики из увлечения антиобщественно настроенных групп людей в социальное явление и увеличивает их популярность среди самых разных социальных групп.
Духовные практики породили целую индустрию. Литература, предметы интерьера, одежда, сопутствующие товары – неплохой источник дохода. Только в Москве насчитывается несколько десятков эзотерических магазинов, и их число все время растет.
Еще одно явление последних лет – «духовный туризм». Индия и Непал становятся «обладателями» духовных центров, о которых западные учителя могут говорить лишь заочно. Как следствие – организуются паломничества к индийским и гималайским святыням.
Наконец, следующий этап развития духовных учений – внедрение их принципов в практики, изначально не имевшие отношения к традиционным системам. На стыке науки и философии, эзотерических практик и спорта рождаются новые системы. Одним из примеров можно назвать фридайвинг, или «свободное погружение», т.е. технику подводного плаванья без акваланга. Подобные техники были известны людям давно и использовались, например, собирателями жемчуга. Однако в последние несколько лет фридайвинг выделился в отдельный вид спорта и приобрел отчетливую эзотерическую окраску. Среди людей, увлекающихся фридайвингом, немало адептов различных духовных практик, в частности, йоги. Эти люди привносят принципы пранаямы (дыхательных упражнений йоги) и медитации в свои занятия и добиваются значительных результатов.
Путь или бегство? Психологические предпосылки для занятий духовными практиками.
Одна из причин, которая побуждает людей к занятиям духовными практиками – глубокая внутренняя неудовлетворенность. Первое, что побуждает многих к занятиям - физические проблемы. Такие системы, как йога, айкидо или цигун, получили известность как мощные оздоровительные практики, и своей кажущейся простотой и доступностью они привлекают многих. Однако чтобы получить действительно позитивный эффект от занятий, нужна, во-первых, регулярная практика, на которую способны немногие, во-вторых, глубокие знания. Однако, даже получив желаемый эффект, эти люди в большинстве своем бросают занятия, так как стимул к ним исчезает.
Люди, уставшие от бешеного ритма жизни и обилия стрессов, ищут в различных медитативных практиках успокоения и уравновешенности. Но нельзя забывать, что заниматься медитацией, обладая неподготовленным умом, в состоянии внутренней неуравновешенности, опасно.
Современный ритм городской жизни провоцирует разрозненность. Такие понятия, как род и община, теряют свое значение в современном обществе, однако остаются важными для индивидуального сознания. Человек чувствует себя одиноким и лишенным поддержки. И различные духовные организации позволяют ему вновь почувствовать себя частью коллектива, объединенного общими представлениями, вновь обрести почву под ногами. Поэтому так часты конфликты и взаимное неприятие между представителями даже родственных течений.
Духовные практики привлекают множество людей, не состоявшихся в современном обществе, для которых духовные учения становятся бегством от реальности в другой, идеальный мир, не имеющий ничего общего с жестокой и скучной реальностью. Для таких людей практика превращается в род наркотика. На упомянутых выше факторах играют создатели сект различного толка.
В нашей стране одним из факторов, побуждающих людей к поиску смысла жизни, стал глубокий идейный кризис, связанный с распадом Союза. Церковь не смогла восполнить образовавшийся духовный вакуум, и люди начали искать новые духовные ценности.
Погоня за острыми ощущениями и сексуальная вседозволенность, свойственная западному обществу последних лет, привлекает людей в неотантрические системы – различные сексуальные практики, выступающие под «маркой» тантры. Для тантры же сексуальный аспект никогда не был ведущим, эти техники использовались опытными практиками, тогда как на западе такие техники превращаются в погоню за острыми ощущениями, что не имеет отношения к целям тантры.
Наконец, последний фактор, проявившийся в последние годы – мода. Волна хиппи 60-г. угасла на песке прагматизма. Вчерашние «дети цветов» постепенно превратились в добропорядочных офисных служащих, а духовные практики, бывшие в 40е-60е гг. вызовом, брошенным обществу, из маргинального явления превратились в явление социальное и даже модное. Фен-шуй используется для оформления офисов, рынок заполняет литература вроде «дао бизнеса», а звезды музыки и кино не упускают случая обронить о своем увлечении какой-нибудь экзотической восточной практикой. Вслед за своими кумирами масса молодежи приходит в залы для занятий. Надо ли говорить, что большинство из них исчезает, не прозанимавшись и года.
Заключение. Выводы и некоторые соображения о возможных перспективах развития восточных практик на западе.
Несмотря на все издержки бурного роста популярности, тенденция просматривается несомненно положительная. Все больше появляется качественной литературы, посвященной духовным практикам, хранители духовных традиций все шире открывают свои двери для учеников с Запада. Интерес к духовным практикам стабилизируется, и количество информации постепенно переходит в ее качество.
Сам подход к практикам на Западе постепенно трансформируется, подстраиваясь под западный менталитет и ритм жизни. С одной стороны, очевидно, что многие аспекты восточных практик являются производными многовековой культуры и мировоззренческих традиций, непонятных для людей Запада. Все, пришедшее из другой культуры, нам приходится переосмысливать заново. И трансформация представлений неизбежна. С другой стороны, удастся ли западному обществу отделить саму суть духовных учений от особенностей, определяемых только культурой? Не выплеснем ли мы с водой ребенка, превратив многовековые системы самопознания в спорт, терапию или психотренинг? Это зависит от сегодняшнего поколения…
Материал:
http://www.archaka.ru
Марианна
(по согласованию с администратором сайта)
Теги:
Восточные духовные практики: путь на Запад
Восточные духовные практики: путь на ЗападПредпосылки. Кризис мышления.
Меньше столетия прошло с тех пор, как восточные духовные практики начали приобретать популярность. Однако взлет ее произошел столь стремительно, что сегодня уже сложно встретить человека, совершенно с ними незнакомого. В чем причины такого бурного интереса Запада к философии Востока?
Социальная парадигма, в течение последних нескольких столетий господствовавшая в нашей культуре, постепенно начала сдавать свои позиции. Именно она сформировала западное общество. Вот некоторые идеи и ценности, которые включает в себя эта парадигма: взгляд на человека как на «машину»; восприятие мира как механической системы; взгляд на жизнь как на конкурентную борьбу за выживание; установка на неограниченный материальный прогресс, который достигается путем технического и экономического развития.
Однако сама жизнь начала подводить общество к смене парадигмы. Ряд научных открытий продемонстрировал несостоятельность механистического подхода к объектам научного исследования . Состояние окружающей среды, плачевное и даже угрожающее, стало причиной формирования экологического сознания. Люди начали понимать, что, влияя на что-то в этом мире, они влияют в конечном итоге на себя самих.
«Культура потребления», высокий уровень индустриализации и – как следствие – отстранение от природы, механицизм, проповедуемый наукой, - все это вызывало глубокий протест в среде творческой западной молодежи середины прошлого века. Именно тогда возникли движения битников и хиппи, проповедовавших свободное творчество, веротерпимость и отказ от буржуазных ценностей.
Переоценка ценностей рука об руку шла с ростом популярности восточной философии. Ее школы, хотя и различаются в деталях, утверждают взаимосвязь всего во Вселенной. Человек представляется частью единого Разума, а высшей целью считается осознание этого единства и слияние с высшей реальностью.
Эта же причина пробудила интерес к языческим и шаманским практикам. Язычество – в отличие от христианства – воспринимает человека как часть природы, а не противопоставляет ей.
Итак, востребованность восточных идей и течений на западе вытекала из логики развития господствовавшей на западе социальной парадигмы и мировоззрения, проявившего свою несостоятельность и во многом исчерпавшего себя в глазах западной молодежи. Возникшая потребность в катарсисе, продиктованная духовным кризисом в странах Запада, естественным образом обратила общественное внимание на многовековой опыт восточных духовных практик.
Конец XIXв. – 70-е годы XXв. Взрыв популярности.
До середины прошлого столетия о восточных духовных практиках было известно немного - в основном по восторженным описаниям путешественников, нотациям миссионеров, сухим отчетам чиновников. На рубеже XIX-XX веков начинают появляться работы эзотерического и мистического толка, на арену философской мысли выходят Блавацкая, Гурджиев, Успенский, Рамачарака, чуть позже, в 20-х годах XX века – Рерихи. Однако их работы, хотя и стимулировали интерес к философии Востока, не имели с традиционными учениями ничего общего.
Тогда же началось проникновение буддизма за пределы Азии: первый обращенный в буддизм европеец (британец Аллен Беннетт, ставший монахом в 1902 г.), первый буддийский храм в Европе (С.-Петербург, построен в 1909–1915 гг.), первые отмеченные буддизмом литературные произведения («Свет Азии» сэра Эдвина Арнольда, 1879 г., «Сиддхартха» Германа Гессе, 1922 г.). К этому же времени относится первая попытка сделать буддизм всемирно значимым — «Буддийский Катехизис» Генри Олкотта (1881 г.), стремившегося в сжатом виде перечислить основные идеи буддизма, единые для всех школ.
Также замечательна деятельность Свами Вивекананды, выступившего в 1893 г. на Всемирном конгрессе религий и впервые познакомившего Запад с философией Адвайты и Йоги .
Однако подлинная популярность восточной философии на западе началась в 1940 – 50-х годах благодаря движению битников и дадаистов. Зарождение движения битников связано с именами Джека Керуака, Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга. В авангарде движения была интеллектуальная молодежная элита – писатели и художники, пропагандировавшие дух свободы и творческого поиска. "Буддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха... Это был поиск более открытого, исследование его границ» – вспоминает Гинзберг.
Битничество в 60х годах переросло в движение хиппи, захватившее Америку и Европу. Молодые люди, протестующие против морали буржуазного общества и проповедующие терпимость и свободную любовь, требовали радикальных перемен в общественном мировоззрении. Вспомним хотя бы лозунги парижской революции в мае 1968 года: «Вся власть воображению», «Запрещено запрещать» и т.д. Молодые люди заполняли улицы городов, с рюкзаками отправлялись странствовать, создавали собственные поселения, вели бесконечные философские споры, медитировали, и – добрались-таки до Индии, Китая и Японии. После этого взрыва популярности интерес к восточным философским учениям и практикам уже не угасал.
К тому же времени относятся книги К.Кастанеды, познакомившего Запад с философией латиноамериканских индейцев и сразу завоевавшего чрезвычайную популярность. С этого времени начинается повальное увлечение индейскими практиками и культурой в целом.
70-е годы XX века являют несколько иную тенденцию: на Западе стал расти интерес не только к философии и медитации, но к физическим и психоэнергетическим практикам. В частности к боевым искусствам, в том числе внутренним стилям: кунфу, тайцзи-цюань, багуа, синь-и (Китай); айкидо и кэндо (Япония), хотя некоторые стили, например, тайцзи-цюань, были известны на Западе еще в XIX в. Тогда же начался интерес Запада к тантре, различным физическим практикам йоги и даосизма, совпав с сексуальной революцией.
В России популярность духовных практик опоздала лет на 20. До перестройки они носили полуподпольный характер и были увлечением немногих. Зато перестройка породила настоящий бум, еще усиленный идейным кризисом, связанным с распадом Союза. В 80-90 гг. XX века в Россию хлынула настоящая волна эзотерики самого различного толка и «качества», чаще всего невысокого. На данный момент ситуация несколько стабилизировалась, появляются серьезные школы, учителя с Востока, а также из Европы и Америки регулярно приезжают с семинарами, появляется качественная литература.
От 1970-х годов до начала нового тысячелетия. Популяризация.
«…Во всех стpанах Запада офоpмилось, pазвилось, pазpослось явление, котоpое тепеpь называется hippies style -"стиль хиппи". Массовая культуpа, pазвлекательная и потpебительская, пеpемалывает этот стиль на своих жеpновах. Майки с надписями и pисунками - гигантский бизнес. Джинсы заполонили миp. Куpтки, сумки, пpически, пояса, пpяжки, музыка, даже автомобили - в стиле одинокого моpеплавателя - хиппи, плывущего спокойно и отчужденно по моpю стpастей, в стиле одинокого монаха, бpедущего по свету под дыpявым зонтиком. Монах-pасстpига, беглец из Тибета, Ринго Стаp, ах, обалдеть - that`s a picture ! » (В.Аксенов)
Вместе с ростом популярности происходит постепенная адаптация восточных практик к западному менталитету. Духовные практики постепенно утрачивают свое религиозное значение и начинают преподноситься как комплекс техник, улучшающих здоровье и умственные способности. Йога, боевые искусства и цигун перемещаются из монастырей и ашрамов в спортивные клубы и фитнес-центры.
Быстрый ритм жизни отражается на восточных практиках, превращая их в простые, самодостаточные и адаптированные под западный ритм системы.
Однако не только практика, но и духовные ценности претерпевают изменения, подстраиваясь под западный менталитет. Происходит «очищение» традиционных верований от «позднейших наслоений», суеверий и архаичности. Вместе с тем они все больше рационализируется, такие черты, как опора на опыт и критическое мышление, гипертрофируются, что приводит к формированию нового, интеллектуального и даже научного подхода к духовным практикам.
Адаптация духовных практик идет параллельно с их коммерциализацией. Для занятий, семинаров, тренингов, посвящений находится денежный эквивалент. При всех очевидных издержках такого подхода он имеет свои положительные стороны. Финансовые поступления позволяют организовывать школы, приглашать учителей из других стран, издавать литературу. В целом этот подход переводит духовные практики из увлечения антиобщественно настроенных групп людей в социальное явление и увеличивает их популярность среди самых разных социальных групп.
Духовные практики породили целую индустрию. Литература, предметы интерьера, одежда, сопутствующие товары – неплохой источник дохода. Только в Москве насчитывается несколько десятков эзотерических магазинов, и их число все время растет.
Еще одно явление последних лет – «духовный туризм». Индия и Непал становятся «обладателями» духовных центров, о которых западные учителя могут говорить лишь заочно. Как следствие – организуются паломничества к индийским и гималайским святыням.
Наконец, следующий этап развития духовных учений – внедрение их принципов в практики, изначально не имевшие отношения к традиционным системам. На стыке науки и философии, эзотерических практик и спорта рождаются новые системы. Одним из примеров можно назвать фридайвинг, или «свободное погружение», т.е. технику подводного плаванья без акваланга. Подобные техники были известны людям давно и использовались, например, собирателями жемчуга. Однако в последние несколько лет фридайвинг выделился в отдельный вид спорта и приобрел отчетливую эзотерическую окраску. Среди людей, увлекающихся фридайвингом, немало адептов различных духовных практик, в частности, йоги. Эти люди привносят принципы пранаямы (дыхательных упражнений йоги) и медитации в свои занятия и добиваются значительных результатов.
Путь или бегство? Психологические предпосылки для занятий духовными практиками.
Одна из причин, которая побуждает людей к занятиям духовными практиками – глубокая внутренняя неудовлетворенность. Первое, что побуждает многих к занятиям - физические проблемы. Такие системы, как йога, айкидо или цигун, получили известность как мощные оздоровительные практики, и своей кажущейся простотой и доступностью они привлекают многих. Однако чтобы получить действительно позитивный эффект от занятий, нужна, во-первых, регулярная практика, на которую способны немногие, во-вторых, глубокие знания. Однако, даже получив желаемый эффект, эти люди в большинстве своем бросают занятия, так как стимул к ним исчезает.
Люди, уставшие от бешеного ритма жизни и обилия стрессов, ищут в различных медитативных практиках успокоения и уравновешенности. Но нельзя забывать, что заниматься медитацией, обладая неподготовленным умом, в состоянии внутренней неуравновешенности, опасно.
Современный ритм городской жизни провоцирует разрозненность. Такие понятия, как род и община, теряют свое значение в современном обществе, однако остаются важными для индивидуального сознания. Человек чувствует себя одиноким и лишенным поддержки. И различные духовные организации позволяют ему вновь почувствовать себя частью коллектива, объединенного общими представлениями, вновь обрести почву под ногами. Поэтому так часты конфликты и взаимное неприятие между представителями даже родственных течений.
Духовные практики привлекают множество людей, не состоявшихся в современном обществе, для которых духовные учения становятся бегством от реальности в другой, идеальный мир, не имеющий ничего общего с жестокой и скучной реальностью. Для таких людей практика превращается в род наркотика. На упомянутых выше факторах играют создатели сект различного толка.
В нашей стране одним из факторов, побуждающих людей к поиску смысла жизни, стал глубокий идейный кризис, связанный с распадом Союза. Церковь не смогла восполнить образовавшийся духовный вакуум, и люди начали искать новые духовные ценности.
Погоня за острыми ощущениями и сексуальная вседозволенность, свойственная западному обществу последних лет, привлекает людей в неотантрические системы – различные сексуальные практики, выступающие под «маркой» тантры. Для тантры же сексуальный аспект никогда не был ведущим, эти техники использовались опытными практиками, тогда как на западе такие техники превращаются в погоню за острыми ощущениями, что не имеет отношения к целям тантры.
Наконец, последний фактор, проявившийся в последние годы – мода. Волна хиппи 60-г. угасла на песке прагматизма. Вчерашние «дети цветов» постепенно превратились в добропорядочных офисных служащих, а духовные практики, бывшие в 40е-60е гг. вызовом, брошенным обществу, из маргинального явления превратились в явление социальное и даже модное. Фен-шуй используется для оформления офисов, рынок заполняет литература вроде «дао бизнеса», а звезды музыки и кино не упускают случая обронить о своем увлечении какой-нибудь экзотической восточной практикой. Вслед за своими кумирами масса молодежи приходит в залы для занятий. Надо ли говорить, что большинство из них исчезает, не прозанимавшись и года.
Заключение. Выводы и некоторые соображения о возможных перспективах развития восточных практик на западе.
Несмотря на все издержки бурного роста популярности, тенденция просматривается несомненно положительная. Все больше появляется качественной литературы, посвященной духовным практикам, хранители духовных традиций все шире открывают свои двери для учеников с Запада. Интерес к духовным практикам стабилизируется, и количество информации постепенно переходит в ее качество.
Сам подход к практикам на Западе постепенно трансформируется, подстраиваясь под западный менталитет и ритм жизни. С одной стороны, очевидно, что многие аспекты восточных практик являются производными многовековой культуры и мировоззренческих традиций, непонятных для людей Запада. Все, пришедшее из другой культуры, нам приходится переосмысливать заново. И трансформация представлений неизбежна. С другой стороны, удастся ли западному обществу отделить саму суть духовных учений от особенностей, определяемых только культурой? Не выплеснем ли мы с водой ребенка, превратив многовековые системы самопознания в спорт, терапию или психотренинг? Это зависит от сегодняшнего поколения…
Материал:
http://www.archaka.ru
Марианна
(по согласованию с администратором сайта)
Теги:
Новинки