Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Происхождение Джйотиша - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
30.05.2012
УСТНОЕ ПРОТИВ ПИСЬМЕННОГО
Абсолютно достоверная история джйотиша, вероятно, никогда не будет написана, ибо ее исторические корни к настоящему дню глубоко затеряны в сумраке древности. Некоторые полагают, что джиотиш — не иначе как божественное откровение, один из бесценных даров Бога человечеству, открытый для нас мудрецами Индии; другие рассматривают ее как гибрид или сплав, образовавшийся в результате заимствований у других цивилизаций, в своем роде хитрое культурное воровство. Мы же рассматриваем джиотиш как обширный, постоянно развивающийся массив знаний, который, изначально базируясь на сугубо местных традициях астрономии и астрологии, впоследствии органично впитал в себя многочисленные достижения других культур.
Некоторые авторы трактуют очевидное отсутствие письменных памятников джйотиша в периоды, предшествовавшие греческому завоеванию отдельных областей северной Индии, в пользу того заключения, что джиотиш был заимствован. Современные исследователи, с подозрением относящиеся к возможности устного способа передачи знаний, повсюду ищут письменные свидетельства культуры, полагая, что всякое устное предание с неизбежностью принимает вид мифов и легенд. Не исключена, однако, и такая возможность, что мифы и легенды использовались древними для передачи эзотерических знаний от поколения к поколению. Тем из нас, кто безоговорочно убежден в заведомом превосходстве письменного слова над устным, не помешает ознакомиться со следующим высказыванием, с которым Тамус, царь и бог Египта, обратился к богу Тоту, поздравлявшему самого себя с изобретением алфавита:
«Твое изобретение, в конечном счете, приведет к беспамятности тех, кто научится им пользоваться, потому что они перестанут упражнять свою память. Их вера в искусство письма, опирающееся на внешние знаки, которые не являются частью их самих, отучит их пользоваться собственной памятью в самих себе.
Изобретенное тобою средство — пособие не для памяти, но для припоминания, и ты даешь ученикам своим не истину, а только лишь подобие истины»
Письменное слово было вторичным, вынужденным явлением, но отнюдь не идеальной формой знания, во многих цивилизациях. Как утверждают авторитетные источники в Индии, хранители священных знаний начали записывать их только тогда, когда их дальнейшая передача оказалась под угрозой быть прерванной из-за того, что осталось слишком мало способных учеников. Традиционное обучение классическим индийским учениям (шастрам) и по сей день опирается на устную передачу с применением таких приемов, как дословное заучивание текстов, ритмическая декламация и подробное обсуждение. До недавнего времени учащихся в обязательном порядке побуждали к тому, чтобы развивать свою память, и в современной Индии еще очень много ученых мужей, демонстрирующих поразительные фено¬мены запоминания, без труда цитируя, главу за главой, те или иные книги, посвященные классическим традициям, включая, в числе прочих, и джиотиш.
Мы в нашем XX столетии, верящие в прямолинейный прогресс цивилизации, с самого рождения приучены читать молча, «про себя», а ведь это — способность, возникшая много позже по сравнению с искусством письма. Мы принадлежим к культуре, боготворящей зрительное восприятие, и это затрудняет нам осознание того простого факта, что знание некогда передавалось из уст в уста, от поколения к поколению с абсолютной точностью и что письмо тогда воспринималось как малосущественная «подпорка», не более того. Есть все основания предполагать, что разум наших предков не только был «не хуже» нашего собственного, но даже, пожалуй, превосходил его во многих отношениях. Ведь большинство из нас никогда не развивает в полной мере свою способность к запоминанию; как же в таком случае мы можем судить о том, как или о чем думали наши предки?
ВЕДА, ВЕДАНГА, ВИДЬЯ
Устные традиции, и по сей день в изобилии встречающиеся в Индии, являют собой наследие того времени, когда еще во всех цивилизациях определяющим фактором было устное слово. Самыми первыми текстами в Индии, которые следовало изучать, воспринимая на слух и заучивая наизусть, были Веды, священные книги арийских народов. Большинство индийцев из числа тех, кто не подвергся серьезному влиянию Запада, свято верят в то, что основы их культуры были заложены не обыкновенными людьми, а древними мудрецами-ясновидящими, или риши, и изначально возникли в своей целостности и единстве как Веда (священное знание). Четыре Веды, которые принято считать главными священными текстами, лежащими в основе всей совокупности учений, известных под названием индуизма, представляют собой собрания гимнов, или священных песнопений, чей глубинный смысл сокрыт не столько в буквальном значении их слов, сколько в их символическом подтексте, в ритме и мелодии, а также в личной силе того, кто их произносит. Страница печатного текста способна передать лишь малую долю Веды, аудио- или видеозапись — чуточку больше. Но в конечном счете даже среди тех, кто в совершенстве постиг науку устного чтения Вед, многие так никогда и не окажутся причастны к тому истинному знанию, которое может быть передано только одним путем — непосредственно от одного посвященного к другому.
Сами Веды можно рассматривать как живые существа. Тот, кто открыл себя навстречу этим особым сущностям, будучи по¬священным в их изучение через посредника в лице своего гуру, человека, служившего сосудом для их хранения на протяжении многих лет, становится и сам способен вместить в себя это глубочайшее знание. К сожалению, даже в отношении тех немногих ведических традиций, которые продолжают существовать в современной Индии, возникает достаточно сильное сомнение — обладает ли хотя бы один из ныне живущих всей полнотой знания, сокрытого в Ведах, ибо ключи к пониманию их скрытого смысла начали утрачиваться задолго до начала христианской эры. Недостаток способных учеников в такой же мере разрушает традиционные устои, как недостаток детей полагает конец существованию семьи или ведет к вымиранию биологического вида.
Поскольку даже в момент их рождения Веды были полностью постижимы только для риши, эти великие провидцы, получившие свое знание свыше путем божественного откровения, основали шесть вспомогательных дисциплин, называемых ведангами — ветвями основной Веды, или Знания. Вышеупомянутые шесть веданг следует изучить прежде, чем вы приступите к изучению самих Вед. Вот они: вьякарана (грамматика), чхандас (метр или ритм), шикша (интонация), нирукта (этимология), кальпа (ритуал) и джиотиш (астрономия и астрология). Если представить себе Веду живым существом, вьякарана представит его лицо, чхандас — ноги, шикша — дыхание, нирукта — уши, кальпа — руки, а джиотиш — глаза. Каждая из веданг есть живое существо, и познать его можно только с помощью гуру.
Эти существа и другие, подобные им, побеги единого ведического древа, нередко обозначаются общим термином «видья», имеющим единый корень со словом «веда». Каждая видья — это богиня, которой вы должны поклоняться в стремлении установить с ней столь глубокие личные отношения, чтобы она могла полностью завладеть вами. Джиотиш с этой точки зрения есть не что иное, как джйотир-видья (Учение Света), и получить обладание такой видьей можно только от джйотиши, ибо джиотиш предполагает всестороннее познание всех граней и проявлений «владык света», каковыми являются Солнце, Луна, планеты и звезды.
Харт Дефау и Роберт Свобода,
из книги "ДЖИОТИШ. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ АСТРОЛОГИЮ"
Теги:
Происхождение Джйотиша
УСТНОЕ ПРОТИВ ПИСЬМЕННОГО
Абсолютно достоверная история джйотиша, вероятно, никогда не будет написана, ибо ее исторические корни к настоящему дню глубоко затеряны в сумраке древности. Некоторые полагают, что джиотиш — не иначе как божественное откровение, один из бесценных даров Бога человечеству, открытый для нас мудрецами Индии; другие рассматривают ее как гибрид или сплав, образовавшийся в результате заимствований у других цивилизаций, в своем роде хитрое культурное воровство. Мы же рассматриваем джиотиш как обширный, постоянно развивающийся массив знаний, который, изначально базируясь на сугубо местных традициях астрономии и астрологии, впоследствии органично впитал в себя многочисленные достижения других культур.
Некоторые авторы трактуют очевидное отсутствие письменных памятников джйотиша в периоды, предшествовавшие греческому завоеванию отдельных областей северной Индии, в пользу того заключения, что джиотиш был заимствован. Современные исследователи, с подозрением относящиеся к возможности устного способа передачи знаний, повсюду ищут письменные свидетельства культуры, полагая, что всякое устное предание с неизбежностью принимает вид мифов и легенд. Не исключена, однако, и такая возможность, что мифы и легенды использовались древними для передачи эзотерических знаний от поколения к поколению. Тем из нас, кто безоговорочно убежден в заведомом превосходстве письменного слова над устным, не помешает ознакомиться со следующим высказыванием, с которым Тамус, царь и бог Египта, обратился к богу Тоту, поздравлявшему самого себя с изобретением алфавита:
«Твое изобретение, в конечном счете, приведет к беспамятности тех, кто научится им пользоваться, потому что они перестанут упражнять свою память. Их вера в искусство письма, опирающееся на внешние знаки, которые не являются частью их самих, отучит их пользоваться собственной памятью в самих себе.
Изобретенное тобою средство — пособие не для памяти, но для припоминания, и ты даешь ученикам своим не истину, а только лишь подобие истины»
Письменное слово было вторичным, вынужденным явлением, но отнюдь не идеальной формой знания, во многих цивилизациях. Как утверждают авторитетные источники в Индии, хранители священных знаний начали записывать их только тогда, когда их дальнейшая передача оказалась под угрозой быть прерванной из-за того, что осталось слишком мало способных учеников. Традиционное обучение классическим индийским учениям (шастрам) и по сей день опирается на устную передачу с применением таких приемов, как дословное заучивание текстов, ритмическая декламация и подробное обсуждение. До недавнего времени учащихся в обязательном порядке побуждали к тому, чтобы развивать свою память, и в современной Индии еще очень много ученых мужей, демонстрирующих поразительные фено¬мены запоминания, без труда цитируя, главу за главой, те или иные книги, посвященные классическим традициям, включая, в числе прочих, и джиотиш.
Мы в нашем XX столетии, верящие в прямолинейный прогресс цивилизации, с самого рождения приучены читать молча, «про себя», а ведь это — способность, возникшая много позже по сравнению с искусством письма. Мы принадлежим к культуре, боготворящей зрительное восприятие, и это затрудняет нам осознание того простого факта, что знание некогда передавалось из уст в уста, от поколения к поколению с абсолютной точностью и что письмо тогда воспринималось как малосущественная «подпорка», не более того. Есть все основания предполагать, что разум наших предков не только был «не хуже» нашего собственного, но даже, пожалуй, превосходил его во многих отношениях. Ведь большинство из нас никогда не развивает в полной мере свою способность к запоминанию; как же в таком случае мы можем судить о том, как или о чем думали наши предки?
ВЕДА, ВЕДАНГА, ВИДЬЯ
Устные традиции, и по сей день в изобилии встречающиеся в Индии, являют собой наследие того времени, когда еще во всех цивилизациях определяющим фактором было устное слово. Самыми первыми текстами в Индии, которые следовало изучать, воспринимая на слух и заучивая наизусть, были Веды, священные книги арийских народов. Большинство индийцев из числа тех, кто не подвергся серьезному влиянию Запада, свято верят в то, что основы их культуры были заложены не обыкновенными людьми, а древними мудрецами-ясновидящими, или риши, и изначально возникли в своей целостности и единстве как Веда (священное знание). Четыре Веды, которые принято считать главными священными текстами, лежащими в основе всей совокупности учений, известных под названием индуизма, представляют собой собрания гимнов, или священных песнопений, чей глубинный смысл сокрыт не столько в буквальном значении их слов, сколько в их символическом подтексте, в ритме и мелодии, а также в личной силе того, кто их произносит. Страница печатного текста способна передать лишь малую долю Веды, аудио- или видеозапись — чуточку больше. Но в конечном счете даже среди тех, кто в совершенстве постиг науку устного чтения Вед, многие так никогда и не окажутся причастны к тому истинному знанию, которое может быть передано только одним путем — непосредственно от одного посвященного к другому.
Сами Веды можно рассматривать как живые существа. Тот, кто открыл себя навстречу этим особым сущностям, будучи по¬священным в их изучение через посредника в лице своего гуру, человека, служившего сосудом для их хранения на протяжении многих лет, становится и сам способен вместить в себя это глубочайшее знание. К сожалению, даже в отношении тех немногих ведических традиций, которые продолжают существовать в современной Индии, возникает достаточно сильное сомнение — обладает ли хотя бы один из ныне живущих всей полнотой знания, сокрытого в Ведах, ибо ключи к пониманию их скрытого смысла начали утрачиваться задолго до начала христианской эры. Недостаток способных учеников в такой же мере разрушает традиционные устои, как недостаток детей полагает конец существованию семьи или ведет к вымиранию биологического вида.
Поскольку даже в момент их рождения Веды были полностью постижимы только для риши, эти великие провидцы, получившие свое знание свыше путем божественного откровения, основали шесть вспомогательных дисциплин, называемых ведангами — ветвями основной Веды, или Знания. Вышеупомянутые шесть веданг следует изучить прежде, чем вы приступите к изучению самих Вед. Вот они: вьякарана (грамматика), чхандас (метр или ритм), шикша (интонация), нирукта (этимология), кальпа (ритуал) и джиотиш (астрономия и астрология). Если представить себе Веду живым существом, вьякарана представит его лицо, чхандас — ноги, шикша — дыхание, нирукта — уши, кальпа — руки, а джиотиш — глаза. Каждая из веданг есть живое существо, и познать его можно только с помощью гуру.
Эти существа и другие, подобные им, побеги единого ведического древа, нередко обозначаются общим термином «видья», имеющим единый корень со словом «веда». Каждая видья — это богиня, которой вы должны поклоняться в стремлении установить с ней столь глубокие личные отношения, чтобы она могла полностью завладеть вами. Джиотиш с этой точки зрения есть не что иное, как джйотир-видья (Учение Света), и получить обладание такой видьей можно только от джйотиши, ибо джиотиш предполагает всестороннее познание всех граней и проявлений «владык света», каковыми являются Солнце, Луна, планеты и звезды.
Харт Дефау и Роберт Свобода,
из книги "ДЖИОТИШ. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ АСТРОЛОГИЮ"
Теги:
Новинки