Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Творение с позиции философии Санкхьи - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
01.11.2011
В современном мире очень много теорий о создании вселенной и наука, в свою очередь, приводит множество гипотез и спекуляций на эту тему. Древняя философия Санкхъя также говорит о творении.
Ияйя, вайшиша и буддизм, говоря о творении, упоминают о наличии атомов. Философия Санкхьи не принимает это положение, утверждая, что атомы были порождены стихиями воды, огня, земли, воздуха и эфира. Но такие важные подразделения невидимой материи, как интеллект, субстанция из которой строится эго, а также ум, не могут быть, по мнению философии Санкхьи, созданы различными комбинациями атомов. Санкхья иначе называют дуалистическим реализмом, потому что она прибегает к таким представлениям, как дух и материя. Это можно выразить и другими понятиями: Пуруша и Пракрити. Пурушу можно назвать чистым сознанием или духом, он также вечен и бесконечен. Пракрити - первичная материя, которая также вечна и бесконечна.
Сам акт творения начался с момента взаимодействия Пуруши и Пракрити, Пракрити постоянно изменяется. Существуют два вида изменения: внутреннее и внешнее, которые преобразуют проявленные формы во всем их многообразии во Вселенной.
Пуруша неизменчив и неактивен. Таким образом, один неизменчив, но обладает силами разума и интеллекта, другой наоборот постоянно меняется, но не обладает качествами интеллекта. Каждая из них имеет внутреннюю цель: начать взаимодействие друг с другом, стремясь, друг к другу. Пракрити имеет тенденцию к проявлению себя во всем. Эта тенденция может быть удовлетворена только при взаимодействии с Пурушой, который дает ей возможность проявляться Себя через конкретные формы, выявляя Свои возможности. Пуруша имеет свою основную задачу - отличать себя от Пракрити и путем различения приобретать свободу. Таким образом Пракрити приходит в контакт, чтобы продемонстрировать Саму себя, а Пуруша входит в контакт, чтобы через Нее найти освобождение.
Вместе с взаимодействием начинается акт творения, Пуруша не может без Пракрити никак Себя проявить. Пракрити - тонкая первичная материальная субстанция, которая не одухотворена и не может давать различные формы проявления, не войдя во взаимодействие с Пурушой. Например, Пуруша, как инвалид, который не может ходить, а Пракрити, как слепая женщина. Если они оба попадут в лес и заблудятся, то только при взаимной помощи друг другу они могут спастись и выйти из леса. Этот пример показывает, что только при встрече друг с другом появляется новое качество.
Санкхья объясняет, почему Пракрити можно назвать первичной причиной всего творения. Эта философия проповедует теорию о причинно-следственной связи. По этой теории причина находится внутри следствия, т.е. следствие и причина представляет собой единство - одно находится в другом.
Многие полагают, что следствие не содержит в себе причины. Предположим, мы имеем зерно - причина, следствие - дерево. Санкхья говорит, приводя различные аргументы, что дерево уже находится в самом семени, если дерево не содержится в семени в своей потенциальной форме, то мы ни когда не сможем получить это дерево. Но требуются определенные условия, при которых причина переходит в свою форму. Материя, которая будет конструировать последовательность определенных форм, она одна и та же. Если вы семя начнете сдавливать под прессом, то получите масло. Это говорит о том, что масло также присутствует в семени. Философия Санкхьи приводит множество аргументов в подтверждение данного положения, утверждая при этом, что обязательно в следствии сокрыта причина, т.к. без этого следствие развернуться не может.
Таким образом, во всей природе этого мира можно выделить определенные качества, по средствам которых все осуществляется: удовольствие, болезненность и безразличие. Эти три качества присущи всем вещам этого мира. Представим цветок, он также имеет указанные качества. Для некоторых людей он может принести радость (например, когда вы дарите его артисту), если человек умер - цветок становиться символом трагедии и олицетворяет болезненность души, для некоторых садовников сами цветы безразличны, а имеет значение только их рыночная стоимость. Согласно Санкхьи все в природе имеет эти три качества. Война также ярко демонстрирует эти три качества: победителю она приносит наслаждение, проигравшему, страдание, а для какой-нибудь иной страны, не принимавшей участия в войне, безразличие.
Если мы принимаем предыдущие положения Санкхьи: следствие имеет три качества, то, в таком случае, и причина обязательно должна содержать их. Таким образом, Пракрити, как первопричина, должна обладать этими качествами. Они имеют называния сатва, раджас и тамас. Эти три элемента являются необходимыми составляющими Пракрити. Они неразделимы друг от друга и всегда присутствуют вместе в различных соотношениях, также как сплетение волокон дает одну и ту же веревку, их называют гуны. Совместное присутствие этих трех компонентов и создает Пракрити. Это очень тонкие составляющие, Они имеют тенденцию к изменению: саттва меняется через саттву, раджас меняется через раджас, тамас меняется через тамас и при этом они еще неразрывно сплетены. Если такая самодостаточная изменчивость каждой присутствует, то это порождает определенное равновесие. Динамическое равновесие каждого качества не может явиться импульсом к творению.
С момента начала взаимодействия Пракрити с Пурушой, сразу же возникает иное качество действия. С начала раджас получает большую степень активности и начинает влиять на элементы саттвы и тамаса. Происходит нарушение первоначального баланса. С его нарушением, сразу же возникает первая волна, первый импульс творения. Таким образом, Пракрити начинает свое первичное проявление, которое называется - Великая причина. До тех пор, пока существует равновесие трех гун, называемое "естественная причина", акт творения отсутствует, но как только начинается взаимодействие Пуруши и Пракритии, то возникает дисбаланс, который начинает акт проявления. Великая причина начинает действовать - появляется Космический разум - Махат.
Махат - очень тонкая материальная субстанция, на первоначальной стадии проявления Пракрити. Махат возникает, как самостоятельное начало, имеющее причинную связь с Пурушой и Пракрити, в результате оплодотворения духовного начала Пуруши материального начала Пракрити. Это можно сравнить с актом отражения сознательной составляющей первичного сознания, духовно выраженного в Пуруше, с отражением через гигантское зеркало. Это отраженное качество сознания Пуруши выявляет особую категорию - духо-материю, которую мы называем Космическим умом.
Эта философская система говорит о том, что человеческий разум тоже является органической составляющей Космического разума, является очень тонким видом материи и может отражать сознание Пуруши, первичного духовного начала. Мы называем наши умственные способности сознательными только в силу этого отражения, потому что сам по себе абстрагированный интеллект не сознателен. Таким образом, первая стадия преображения Пракрити называется Махат.
Вторая стадия преображения Махата называется Ахамкара и являет собой Космическое эго. В космическом масштабе - Космическое эго, в индивидуальном - человеческое эго. Аханкара содержит три элемента: сатву, раджас и тамас. Через сатвическую составляющую Аханкары возникает одиннадцать элементов. Пять из них - чувства восприятия (зрение, слух и т.д.), пять органов действия и ум. Из тамасической составляющей Аханкары возникают такие спосбоности, как запах, прикосновение, зрение, слух и вкус.
Раджас в Аханкаре дает энергию для взаимодействия предыдущих групп. Потом возникают танматры - очень тонкие невидимые элементы, которые связаны со стихиями эфира, огня. Когда эти тонкие танматры в определенных пропорциях вступают во взаимодействие, тогда возникает проявление в начале тонких, а затем грубых состояний стихий. Благодаря этому, начинают формироваться все объекты проявленного мира. Таким образом, развивается процесс эволюции.
Представляет интерес последовательность преображения и развития этих стихий: как из тонкого состояния огня возникает тонкое состояние эфира, потом возникает воздух, вода, земля. Эфир имеет только одно качество, которое проявляется в виде вызывания звука. Он не имеет других качеств. Из тонкого эфира получается воздух - он обладает 2 качествами: звук и осязание. Он является продуктом эфира. Из воздуха порождается огонь, он имеет 3 качества: звук, осязание, качество зрения. Вы не можете видеть эфир, воздух, но вы можете видеть огонь. Из огня происходит вода, которая имеет 4 качества: звук, прикосновение, зрение и вкус. Наконец, из воды происходит земля, которая имеет 5 качеств: звук, прикосновение, вкус, зрение, запах. По градациям преобразования этих стихий можно видеть, как причина переходит в следствие.
Наше тело также можно представить как комбинацию этих пяти элементов, которые и составляют форму. Ум, разум, чувства являются продуктом эго.
Чувства и объекты этих чувств созданы из одной и той же материи и обладают способностью взаимного притяжения: чувства притягивают объекты, а объекты притягивают чувства. Чувства - это определенные силы, присущие нашему телу, которые могут проявляться. Сила чувств притягивает объекты, и передает их свойства в ум. Ум, получая сведения об этих объектах, обрабатывает их и отправляет их в эго. Именно эго принимает решение: воспринимать эти объекты или удалять их из поля своего внимания. Эго, определяя свое отношения к этим объектам, дает ощущение того, что мы воспринимаем. В результате взаимодействия эго с объектом возникает ощущение опыта сопричастности с объектом, сопереживание его качеств, эго делает вывод, что объект вошел в соприкосновение и имеет к нему отношение. Этот опыт эго передается для обработки разуму, который принимает решение: имеется ли необходимость взаимодействия с данным объектом. Интеллект не в состоянии это сделать, потому что он представляет собой отраженное сознание.
Самое главное - это "Я", без которого интеллект и все остальные составляющие не могут вступать во взаимодействие с внешним миром. Это взаимодействие "Я" с разумом, с интеллектом является для нас очень большой проблемой. Когда "Я" входит во взаимодействие с интеллектом, уже через интеллект начинает погружаться в другие стадии взаимодействия с миром, забывает, что по природе своей "Я" - внутренняя первичная основа любого существа является чистым сознанием. Основная проблема в этом мире - "Я" включаясь, проявляясь через грубые составляющие (разум, интеллект), забывает свою первичную основу и путает себя со свойствами, присущими интеллекту, чувствам и другим элементам.
Ум, рассудок, тело, чувства постоянно изменчивы. В самой природе Пракрити есть свойство постоянного изменения, то и в ее более грубых формах проявления также имеют качества изменчивости. Придя во взаимодействия с этими меняющимися проявлениями Пракрити, наше "Я" считает себя изменчивым. В результате возникает ощущение того, что происходит рост, зрелость, разрушение какого-то организма. В результате этих изменений возникает представление о радости, наслаждении, горе, рождении, смерти.
Санкхья говорит, что вы должны освободить себя (свое высшее "Я") от привязанности к разуму, чувствам, телу и через эти усилия, стать свободными. Будучи очень древней философией, Санкхья дает как бы направление, по которому можно обрести освобождения "Я" от пут материального мира, чтобы уйти от страданий. Многие последующие века эти положения философии рассматривались как наставления по обретению освобождения.
Психологическая система Санкхья была воспринята всеми без исключения философскими системами Индии. Все основные системы духовной практики Индии основывались на психологических установках, выраженных в системе Санкхьи. Но философские положения Санкхьи не всеми были восприняты однозначно. Еще раньше возникла философская система Веданты. В основном два положения философии Санкхьи не были восприняты позже другими основными философскими системами, особенно Ведантой.
Санкхья говорит, что Пуруша, олицетворяющий чистое сознание, не измеримо. Каждая индивидуальность имеет свою духовную составляющую, отделенную от других, но Пракрити едина, а Пуруша разделен на бесчисленное множество самостоятельных духовных начал. Санкхья приводит аргумент для подтверждения этих представлений. Веданта же говорит, что Бог един, что Он похож на Солнце, которое отражается в едином океана бытия через бесчисленное количество пузырей на поверхности этого океана, давая иллюзию множественности. Таким образом, согласно Веданте Пуруша один, согласно Санкхьи Пуруша - множественность. Как бы в противоречие этого положения Веданты Санкхья говорит о том, что поскольку Пуруша один, то в случае смерти хотя бы одного человека, то и Пуруша должен умереть. Если один человек страдает, а поскольку все едины, то все должны страдать и наоборот, если хоть один достиг освобождения, то все должны достигнуть освобождения. Через подобные умозаключения, они пытаются доказать, что Пуруша должен быть многочисленным.
Уже позднее Веданта дала аргументы, подтверждая единственность Пуруши. Веданта говорит, что если какой-нибудь человек страдает, то страдает его тело и душа, а его высшее "Я" не страдает. Пуруша един, но каждый является отражением, в той или иной степени проявленным отражением, этого единого источника духа. Если одно зеркало, отражающее этот свет уничтожится, то это не означает, что погибнут сразу же все зеркала.
Другая основополагающая позиция заключена в следующем: Санкхья считает, что существуют как бы два источника, две причины творения: Пуруша и Пракрити, две реальности. Веданта в своем развитии пришла к убеждению к тому, что нет необходимости принимать наличие двух реальностей, она утверждает, что есть одна реальность. Согласно Санкхьи, Пракрити вечна и бесконечна, Пуруша во всей его множественности также бесконечен. Встает вопрос: как могут существовать одновременно две бесконечности? Бесконечностей не может быть много, она одна. Если существуют две бесконечности, то между ними существует граница, а если существует граница, значит это уже не бесконечность. Веданта в своем развитии приходит пониманию того, что бесконечность одна. Если Пуруша представляет собой чистое Сознание и не действует, то, как может эта Вселенная произойти из материальной Пракрити. Чтобы объяснить это противоречие в положениях Санкхьи Веданта говорит о том, что Реальность только одна и эта реальность - Пуруша - чистое Сознание, Пракрити возникает как первичная сила проявления чистого Сознания, которое по природе своей является иллюзорной, это первичное возникновение иллюзии - Майи. Пракрити не является чем-то таким, что само по себе представляет реальность.
Санкхья называется дуалистическим реализмом именно потому, что она считает Пракрити самостоятельной реальностью и не может объяснить, как без Пракрити возникает творение.
Веданта о факте творения утверждает, что поскольку Пракрити нереальна, то и все порожденное Ей тоже нереально. Согласно Веданте, весь многообразный мир, который мы видим, нереален и только выглядит таким для воспринимающего. Существует градация проявления и за этим стоит сверхсознание. Этот мир имеет природу временной реальности. Для наших чувств состояние сновидения является такой же разновидностью относительной реальности. Когда вы переживаете какой-то сон, и вам представляется вся его реальность, но после пробуждения вы понимаете, что это был сон. Веданта говорит, что есть такое состояние, когда в опыт восприятия этих миров вступает чистое сознание, только оно одно может распознать нереальность всех этих миров.
Опыт святых показывает, что человеческий ум может достичь этого состояния разными путями и при достижении и переживании этого грандиозного опыта человек начинает ощущать природу единого сознания и видит иллюзорность всех проявленных форм. Можно назвать это состояние сознания самым высоким, оно приносит самую высокую радость и удовлетворенность в жизни. В этом состоянии нет смерти, страдания и других ограничений, присущих другим формам. Высшее состояние сознание - это состояние единства. Пока мы находимся в этом мире можно говорить, что он обладает относительной временной реальностью, но не постоянной. Живя в этом мире можно пытаться достичь этого освобождения. Если осознавать нереальность этого мира, то можно как бы пройти через его нереальность, выходя на все более высокое приближение к этой порождающей нереальность основе.
Шри Рамакришна говорил, что весь мир - Майя. Существуют две разновидности Майи: одна, рожденная нашим невежеством, другая, которая воспринимает наше знание. Все хорошие человеческие качества, как доброта, чистота, служение и другие качества являются проявлением нашего знания. Именно через добрые качества можно проложить дорогу к освобождению. И в этом также можно отметить различия в философских системах Санкхьи и Веданты.
На практике, все, что дано не философией, а психологией Санкхьи, абсолютно применимо и последователями Веданты. Санкхья говорит, что если вы себя освободите от зависимости Пракрити, материального мира и привязанности к нему, то вы достигните освобождения. Веданта говорит, что если вы сделаете себя независимыми от Майи, то вы получите реализацию Божественного освобождения, потому что откроется ваша реальная природа. В силу заблуждения, вы считаете себя причастным к той или иной степени градации материи и через эти заблуждения возникают все человеческие страдания. Таким образом, идеи освобождения в Санкхьи и Веданте одни и те же.
Существует еще одно различие. Согласно Санкхьи, Пуруша есть чистое сознание, и не может быть ни каких вопросов о наслаждении или страдании в природе Пуруши. Где существует наслаждения, там существует и страдание. Но чистое, первичное сознание находится за этими качествами. Там нет страданий или наслаждений. Веданта говорит, что Пуруша не совсем представляет собой чистое сознание, а имеет три аспекта. Благодаря своей природе Он имеет аспект Бытия, что не противоречит философии Санкхьи. Он представляет собой всезнание или сознание, и это положение также принимается обеими системами. В дополнение Веданта говорит о том, что Он обладает качеством блаженства по своей природе. Но это блаженство отличается от страданий и счастья.
"Я" по своей природе блаженно. Счастье или наслаждение у человека возникает при контакте и обладании какими-либо объектами, а природное исконное блаженство представляет собой нечто иное. Наслаждение обязательно вызывает к проявлению второй полюс - страдание. Если вы испытываете наслаждение от обладания каким-либо объектом, то в силу временности формы он уходит от вас и тогда не минуемо возникает страдание. Но "Я" не может быть разделен и от Него нельзя ничего отнять, чтобы вызвать страдания. В этом различие в позициях Веданты и Санкхьи.
Если вы прочитаете все книги индийского духовного наследия Пураны, Упанишады, Сутры, то вы везде встретите идеи Санкхьи. Даже современные религиозные системы базируются на философии Санкхьи. Философски, Веданта базируется на более глубинных позициях, но нельзя сказать, что для практического использования Санкхья является менее полезной. Если вы будете читать Махабхарату, то вы прочтете историю о слепом короле Дипраште. Перед тем, как окончить свой земной путь он развел костер, сел перед ним в медитацию и так умер. Перед смертью он практиковал йогу и только после этого разжег костер. Это можно трактовать так: ваше тело состоит из элементов земли, но через определенные усилия, благодаря практикам йоги, вы отделяете ваше сознание от этой земной субстанции и переводите на более высокую ступень. Как мы говорили ранее, стихийная причина земли - вода, следующая ступень сублимации сознания будет представлена именно этой стихией. Переведя сознание на этот план, вы будете ощущать себя облаченным именно водной стихией. Вода происходит из огня. Таким образом, вы как бы возгоняете и утончаете свое сознание практикой йоги до состояния воды, от воды до состояния огня, от огня до состояния воздуха, от состояния воздуха до эфира. И оттуда вы переходите в то Первичное начало, где формируется ваше эго. От Ахамкары в разум, а от разума в первичную субстанцию всех проявлений Пракрити. И только через это вы обретаете познание исконного "Я" и отождествляетесь с Пурушой. Практикуя, таким образом, король практически следовал указаниям Санкхьи, т.к. в период написания Махабкараты это было общепринятым мировоззрением. После этого он покинул тело и освободился. Если бы он не проделал с собой всего преобразования, описанного выше, то он совершил бы самоубийство, что согласно писаниям, является великим грехом. Но благодаря этому процессу он перешел в другое состояние и достиг таких духовных сил, с помощью которых смог управлять земной природой и не совершил греха.
Эта система продолжается и в наши дни. Индийская система религиозной службы основана на похожих обрядах. Вы знаете о системе йоги, практики кундалини, все это основано на представлении Санкхьи. Положения о чакрах (энергетических центрах) в человеческом теле, их качества и свойства как раз и выражает последовательный принцип утончения само-одухотворенной природы. Все индийские системы основаны на философии Санкхьи и получили возможность своего развития из этого источника.
Нужно отметить, что основоположник Санкхьи не говорил о Боге, а наоборот утверждал о том, что не нужно вводить понятие Бога для того, чтобы объяснить природу творения. Нам не нужно доказывать существование Бога, т.к. нет необходимости участия Бога в творении этого мира.
(Монах ордена Рамакришны Свами Джьотирупананда)
Теги: творение вселенной, философия санкхья, Джьотирупананда
Творение с позиции философии Санкхьи
Это очень древняя философия и один из основоположников ее - святой Капил, который приблизительно жил в ранний ведический период. В древнее время было известно шесть основных систем философии: иманса, веданта, ияйя, вайшиша, йога и санкхья. Так как очень много важных положений философии пришло с древних времен и были высказаны святыми, то эти философские представления до сих пор повсеместно уважаемы в Индии. Были общие предположения о том, как происходило творение, в чем состоит суть природы, вселенной и с древних времен передавалось от поколения к поколению.В современном мире очень много теорий о создании вселенной и наука, в свою очередь, приводит множество гипотез и спекуляций на эту тему. Древняя философия Санкхъя также говорит о творении.
Ияйя, вайшиша и буддизм, говоря о творении, упоминают о наличии атомов. Философия Санкхьи не принимает это положение, утверждая, что атомы были порождены стихиями воды, огня, земли, воздуха и эфира. Но такие важные подразделения невидимой материи, как интеллект, субстанция из которой строится эго, а также ум, не могут быть, по мнению философии Санкхьи, созданы различными комбинациями атомов. Санкхья иначе называют дуалистическим реализмом, потому что она прибегает к таким представлениям, как дух и материя. Это можно выразить и другими понятиями: Пуруша и Пракрити. Пурушу можно назвать чистым сознанием или духом, он также вечен и бесконечен. Пракрити - первичная материя, которая также вечна и бесконечна.
Сам акт творения начался с момента взаимодействия Пуруши и Пракрити, Пракрити постоянно изменяется. Существуют два вида изменения: внутреннее и внешнее, которые преобразуют проявленные формы во всем их многообразии во Вселенной.
Пуруша неизменчив и неактивен. Таким образом, один неизменчив, но обладает силами разума и интеллекта, другой наоборот постоянно меняется, но не обладает качествами интеллекта. Каждая из них имеет внутреннюю цель: начать взаимодействие друг с другом, стремясь, друг к другу. Пракрити имеет тенденцию к проявлению себя во всем. Эта тенденция может быть удовлетворена только при взаимодействии с Пурушой, который дает ей возможность проявляться Себя через конкретные формы, выявляя Свои возможности. Пуруша имеет свою основную задачу - отличать себя от Пракрити и путем различения приобретать свободу. Таким образом Пракрити приходит в контакт, чтобы продемонстрировать Саму себя, а Пуруша входит в контакт, чтобы через Нее найти освобождение.
Вместе с взаимодействием начинается акт творения, Пуруша не может без Пракрити никак Себя проявить. Пракрити - тонкая первичная материальная субстанция, которая не одухотворена и не может давать различные формы проявления, не войдя во взаимодействие с Пурушой. Например, Пуруша, как инвалид, который не может ходить, а Пракрити, как слепая женщина. Если они оба попадут в лес и заблудятся, то только при взаимной помощи друг другу они могут спастись и выйти из леса. Этот пример показывает, что только при встрече друг с другом появляется новое качество.
Санкхья объясняет, почему Пракрити можно назвать первичной причиной всего творения. Эта философия проповедует теорию о причинно-следственной связи. По этой теории причина находится внутри следствия, т.е. следствие и причина представляет собой единство - одно находится в другом.
Многие полагают, что следствие не содержит в себе причины. Предположим, мы имеем зерно - причина, следствие - дерево. Санкхья говорит, приводя различные аргументы, что дерево уже находится в самом семени, если дерево не содержится в семени в своей потенциальной форме, то мы ни когда не сможем получить это дерево. Но требуются определенные условия, при которых причина переходит в свою форму. Материя, которая будет конструировать последовательность определенных форм, она одна и та же. Если вы семя начнете сдавливать под прессом, то получите масло. Это говорит о том, что масло также присутствует в семени. Философия Санкхьи приводит множество аргументов в подтверждение данного положения, утверждая при этом, что обязательно в следствии сокрыта причина, т.к. без этого следствие развернуться не может.
Таким образом, во всей природе этого мира можно выделить определенные качества, по средствам которых все осуществляется: удовольствие, болезненность и безразличие. Эти три качества присущи всем вещам этого мира. Представим цветок, он также имеет указанные качества. Для некоторых людей он может принести радость (например, когда вы дарите его артисту), если человек умер - цветок становиться символом трагедии и олицетворяет болезненность души, для некоторых садовников сами цветы безразличны, а имеет значение только их рыночная стоимость. Согласно Санкхьи все в природе имеет эти три качества. Война также ярко демонстрирует эти три качества: победителю она приносит наслаждение, проигравшему, страдание, а для какой-нибудь иной страны, не принимавшей участия в войне, безразличие.
Если мы принимаем предыдущие положения Санкхьи: следствие имеет три качества, то, в таком случае, и причина обязательно должна содержать их. Таким образом, Пракрити, как первопричина, должна обладать этими качествами. Они имеют называния сатва, раджас и тамас. Эти три элемента являются необходимыми составляющими Пракрити. Они неразделимы друг от друга и всегда присутствуют вместе в различных соотношениях, также как сплетение волокон дает одну и ту же веревку, их называют гуны. Совместное присутствие этих трех компонентов и создает Пракрити. Это очень тонкие составляющие, Они имеют тенденцию к изменению: саттва меняется через саттву, раджас меняется через раджас, тамас меняется через тамас и при этом они еще неразрывно сплетены. Если такая самодостаточная изменчивость каждой присутствует, то это порождает определенное равновесие. Динамическое равновесие каждого качества не может явиться импульсом к творению.
С момента начала взаимодействия Пракрити с Пурушой, сразу же возникает иное качество действия. С начала раджас получает большую степень активности и начинает влиять на элементы саттвы и тамаса. Происходит нарушение первоначального баланса. С его нарушением, сразу же возникает первая волна, первый импульс творения. Таким образом, Пракрити начинает свое первичное проявление, которое называется - Великая причина. До тех пор, пока существует равновесие трех гун, называемое "естественная причина", акт творения отсутствует, но как только начинается взаимодействие Пуруши и Пракритии, то возникает дисбаланс, который начинает акт проявления. Великая причина начинает действовать - появляется Космический разум - Махат.
Махат - очень тонкая материальная субстанция, на первоначальной стадии проявления Пракрити. Махат возникает, как самостоятельное начало, имеющее причинную связь с Пурушой и Пракрити, в результате оплодотворения духовного начала Пуруши материального начала Пракрити. Это можно сравнить с актом отражения сознательной составляющей первичного сознания, духовно выраженного в Пуруше, с отражением через гигантское зеркало. Это отраженное качество сознания Пуруши выявляет особую категорию - духо-материю, которую мы называем Космическим умом.
Эта философская система говорит о том, что человеческий разум тоже является органической составляющей Космического разума, является очень тонким видом материи и может отражать сознание Пуруши, первичного духовного начала. Мы называем наши умственные способности сознательными только в силу этого отражения, потому что сам по себе абстрагированный интеллект не сознателен. Таким образом, первая стадия преображения Пракрити называется Махат.
Вторая стадия преображения Махата называется Ахамкара и являет собой Космическое эго. В космическом масштабе - Космическое эго, в индивидуальном - человеческое эго. Аханкара содержит три элемента: сатву, раджас и тамас. Через сатвическую составляющую Аханкары возникает одиннадцать элементов. Пять из них - чувства восприятия (зрение, слух и т.д.), пять органов действия и ум. Из тамасической составляющей Аханкары возникают такие спосбоности, как запах, прикосновение, зрение, слух и вкус.
Раджас в Аханкаре дает энергию для взаимодействия предыдущих групп. Потом возникают танматры - очень тонкие невидимые элементы, которые связаны со стихиями эфира, огня. Когда эти тонкие танматры в определенных пропорциях вступают во взаимодействие, тогда возникает проявление в начале тонких, а затем грубых состояний стихий. Благодаря этому, начинают формироваться все объекты проявленного мира. Таким образом, развивается процесс эволюции.
Представляет интерес последовательность преображения и развития этих стихий: как из тонкого состояния огня возникает тонкое состояние эфира, потом возникает воздух, вода, земля. Эфир имеет только одно качество, которое проявляется в виде вызывания звука. Он не имеет других качеств. Из тонкого эфира получается воздух - он обладает 2 качествами: звук и осязание. Он является продуктом эфира. Из воздуха порождается огонь, он имеет 3 качества: звук, осязание, качество зрения. Вы не можете видеть эфир, воздух, но вы можете видеть огонь. Из огня происходит вода, которая имеет 4 качества: звук, прикосновение, зрение и вкус. Наконец, из воды происходит земля, которая имеет 5 качеств: звук, прикосновение, вкус, зрение, запах. По градациям преобразования этих стихий можно видеть, как причина переходит в следствие.
Наше тело также можно представить как комбинацию этих пяти элементов, которые и составляют форму. Ум, разум, чувства являются продуктом эго.
Чувства и объекты этих чувств созданы из одной и той же материи и обладают способностью взаимного притяжения: чувства притягивают объекты, а объекты притягивают чувства. Чувства - это определенные силы, присущие нашему телу, которые могут проявляться. Сила чувств притягивает объекты, и передает их свойства в ум. Ум, получая сведения об этих объектах, обрабатывает их и отправляет их в эго. Именно эго принимает решение: воспринимать эти объекты или удалять их из поля своего внимания. Эго, определяя свое отношения к этим объектам, дает ощущение того, что мы воспринимаем. В результате взаимодействия эго с объектом возникает ощущение опыта сопричастности с объектом, сопереживание его качеств, эго делает вывод, что объект вошел в соприкосновение и имеет к нему отношение. Этот опыт эго передается для обработки разуму, который принимает решение: имеется ли необходимость взаимодействия с данным объектом. Интеллект не в состоянии это сделать, потому что он представляет собой отраженное сознание.
Самое главное - это "Я", без которого интеллект и все остальные составляющие не могут вступать во взаимодействие с внешним миром. Это взаимодействие "Я" с разумом, с интеллектом является для нас очень большой проблемой. Когда "Я" входит во взаимодействие с интеллектом, уже через интеллект начинает погружаться в другие стадии взаимодействия с миром, забывает, что по природе своей "Я" - внутренняя первичная основа любого существа является чистым сознанием. Основная проблема в этом мире - "Я" включаясь, проявляясь через грубые составляющие (разум, интеллект), забывает свою первичную основу и путает себя со свойствами, присущими интеллекту, чувствам и другим элементам.
Ум, рассудок, тело, чувства постоянно изменчивы. В самой природе Пракрити есть свойство постоянного изменения, то и в ее более грубых формах проявления также имеют качества изменчивости. Придя во взаимодействия с этими меняющимися проявлениями Пракрити, наше "Я" считает себя изменчивым. В результате возникает ощущение того, что происходит рост, зрелость, разрушение какого-то организма. В результате этих изменений возникает представление о радости, наслаждении, горе, рождении, смерти.
Санкхья говорит, что вы должны освободить себя (свое высшее "Я") от привязанности к разуму, чувствам, телу и через эти усилия, стать свободными. Будучи очень древней философией, Санкхья дает как бы направление, по которому можно обрести освобождения "Я" от пут материального мира, чтобы уйти от страданий. Многие последующие века эти положения философии рассматривались как наставления по обретению освобождения.
Психологическая система Санкхья была воспринята всеми без исключения философскими системами Индии. Все основные системы духовной практики Индии основывались на психологических установках, выраженных в системе Санкхьи. Но философские положения Санкхьи не всеми были восприняты однозначно. Еще раньше возникла философская система Веданты. В основном два положения философии Санкхьи не были восприняты позже другими основными философскими системами, особенно Ведантой.
Санкхья говорит, что Пуруша, олицетворяющий чистое сознание, не измеримо. Каждая индивидуальность имеет свою духовную составляющую, отделенную от других, но Пракрити едина, а Пуруша разделен на бесчисленное множество самостоятельных духовных начал. Санкхья приводит аргумент для подтверждения этих представлений. Веданта же говорит, что Бог един, что Он похож на Солнце, которое отражается в едином океана бытия через бесчисленное количество пузырей на поверхности этого океана, давая иллюзию множественности. Таким образом, согласно Веданте Пуруша один, согласно Санкхьи Пуруша - множественность. Как бы в противоречие этого положения Веданты Санкхья говорит о том, что поскольку Пуруша один, то в случае смерти хотя бы одного человека, то и Пуруша должен умереть. Если один человек страдает, а поскольку все едины, то все должны страдать и наоборот, если хоть один достиг освобождения, то все должны достигнуть освобождения. Через подобные умозаключения, они пытаются доказать, что Пуруша должен быть многочисленным.
Уже позднее Веданта дала аргументы, подтверждая единственность Пуруши. Веданта говорит, что если какой-нибудь человек страдает, то страдает его тело и душа, а его высшее "Я" не страдает. Пуруша един, но каждый является отражением, в той или иной степени проявленным отражением, этого единого источника духа. Если одно зеркало, отражающее этот свет уничтожится, то это не означает, что погибнут сразу же все зеркала.
Другая основополагающая позиция заключена в следующем: Санкхья считает, что существуют как бы два источника, две причины творения: Пуруша и Пракрити, две реальности. Веданта в своем развитии пришла к убеждению к тому, что нет необходимости принимать наличие двух реальностей, она утверждает, что есть одна реальность. Согласно Санкхьи, Пракрити вечна и бесконечна, Пуруша во всей его множественности также бесконечен. Встает вопрос: как могут существовать одновременно две бесконечности? Бесконечностей не может быть много, она одна. Если существуют две бесконечности, то между ними существует граница, а если существует граница, значит это уже не бесконечность. Веданта в своем развитии приходит пониманию того, что бесконечность одна. Если Пуруша представляет собой чистое Сознание и не действует, то, как может эта Вселенная произойти из материальной Пракрити. Чтобы объяснить это противоречие в положениях Санкхьи Веданта говорит о том, что Реальность только одна и эта реальность - Пуруша - чистое Сознание, Пракрити возникает как первичная сила проявления чистого Сознания, которое по природе своей является иллюзорной, это первичное возникновение иллюзии - Майи. Пракрити не является чем-то таким, что само по себе представляет реальность.
Санкхья называется дуалистическим реализмом именно потому, что она считает Пракрити самостоятельной реальностью и не может объяснить, как без Пракрити возникает творение.
Веданта о факте творения утверждает, что поскольку Пракрити нереальна, то и все порожденное Ей тоже нереально. Согласно Веданте, весь многообразный мир, который мы видим, нереален и только выглядит таким для воспринимающего. Существует градация проявления и за этим стоит сверхсознание. Этот мир имеет природу временной реальности. Для наших чувств состояние сновидения является такой же разновидностью относительной реальности. Когда вы переживаете какой-то сон, и вам представляется вся его реальность, но после пробуждения вы понимаете, что это был сон. Веданта говорит, что есть такое состояние, когда в опыт восприятия этих миров вступает чистое сознание, только оно одно может распознать нереальность всех этих миров.
Опыт святых показывает, что человеческий ум может достичь этого состояния разными путями и при достижении и переживании этого грандиозного опыта человек начинает ощущать природу единого сознания и видит иллюзорность всех проявленных форм. Можно назвать это состояние сознания самым высоким, оно приносит самую высокую радость и удовлетворенность в жизни. В этом состоянии нет смерти, страдания и других ограничений, присущих другим формам. Высшее состояние сознание - это состояние единства. Пока мы находимся в этом мире можно говорить, что он обладает относительной временной реальностью, но не постоянной. Живя в этом мире можно пытаться достичь этого освобождения. Если осознавать нереальность этого мира, то можно как бы пройти через его нереальность, выходя на все более высокое приближение к этой порождающей нереальность основе.
Шри Рамакришна говорил, что весь мир - Майя. Существуют две разновидности Майи: одна, рожденная нашим невежеством, другая, которая воспринимает наше знание. Все хорошие человеческие качества, как доброта, чистота, служение и другие качества являются проявлением нашего знания. Именно через добрые качества можно проложить дорогу к освобождению. И в этом также можно отметить различия в философских системах Санкхьи и Веданты.
На практике, все, что дано не философией, а психологией Санкхьи, абсолютно применимо и последователями Веданты. Санкхья говорит, что если вы себя освободите от зависимости Пракрити, материального мира и привязанности к нему, то вы достигните освобождения. Веданта говорит, что если вы сделаете себя независимыми от Майи, то вы получите реализацию Божественного освобождения, потому что откроется ваша реальная природа. В силу заблуждения, вы считаете себя причастным к той или иной степени градации материи и через эти заблуждения возникают все человеческие страдания. Таким образом, идеи освобождения в Санкхьи и Веданте одни и те же.
Существует еще одно различие. Согласно Санкхьи, Пуруша есть чистое сознание, и не может быть ни каких вопросов о наслаждении или страдании в природе Пуруши. Где существует наслаждения, там существует и страдание. Но чистое, первичное сознание находится за этими качествами. Там нет страданий или наслаждений. Веданта говорит, что Пуруша не совсем представляет собой чистое сознание, а имеет три аспекта. Благодаря своей природе Он имеет аспект Бытия, что не противоречит философии Санкхьи. Он представляет собой всезнание или сознание, и это положение также принимается обеими системами. В дополнение Веданта говорит о том, что Он обладает качеством блаженства по своей природе. Но это блаженство отличается от страданий и счастья.
"Я" по своей природе блаженно. Счастье или наслаждение у человека возникает при контакте и обладании какими-либо объектами, а природное исконное блаженство представляет собой нечто иное. Наслаждение обязательно вызывает к проявлению второй полюс - страдание. Если вы испытываете наслаждение от обладания каким-либо объектом, то в силу временности формы он уходит от вас и тогда не минуемо возникает страдание. Но "Я" не может быть разделен и от Него нельзя ничего отнять, чтобы вызвать страдания. В этом различие в позициях Веданты и Санкхьи.
Если вы прочитаете все книги индийского духовного наследия Пураны, Упанишады, Сутры, то вы везде встретите идеи Санкхьи. Даже современные религиозные системы базируются на философии Санкхьи. Философски, Веданта базируется на более глубинных позициях, но нельзя сказать, что для практического использования Санкхья является менее полезной. Если вы будете читать Махабхарату, то вы прочтете историю о слепом короле Дипраште. Перед тем, как окончить свой земной путь он развел костер, сел перед ним в медитацию и так умер. Перед смертью он практиковал йогу и только после этого разжег костер. Это можно трактовать так: ваше тело состоит из элементов земли, но через определенные усилия, благодаря практикам йоги, вы отделяете ваше сознание от этой земной субстанции и переводите на более высокую ступень. Как мы говорили ранее, стихийная причина земли - вода, следующая ступень сублимации сознания будет представлена именно этой стихией. Переведя сознание на этот план, вы будете ощущать себя облаченным именно водной стихией. Вода происходит из огня. Таким образом, вы как бы возгоняете и утончаете свое сознание практикой йоги до состояния воды, от воды до состояния огня, от огня до состояния воздуха, от состояния воздуха до эфира. И оттуда вы переходите в то Первичное начало, где формируется ваше эго. От Ахамкары в разум, а от разума в первичную субстанцию всех проявлений Пракрити. И только через это вы обретаете познание исконного "Я" и отождествляетесь с Пурушой. Практикуя, таким образом, король практически следовал указаниям Санкхьи, т.к. в период написания Махабкараты это было общепринятым мировоззрением. После этого он покинул тело и освободился. Если бы он не проделал с собой всего преобразования, описанного выше, то он совершил бы самоубийство, что согласно писаниям, является великим грехом. Но благодаря этому процессу он перешел в другое состояние и достиг таких духовных сил, с помощью которых смог управлять земной природой и не совершил греха.
Эта система продолжается и в наши дни. Индийская система религиозной службы основана на похожих обрядах. Вы знаете о системе йоги, практики кундалини, все это основано на представлении Санкхьи. Положения о чакрах (энергетических центрах) в человеческом теле, их качества и свойства как раз и выражает последовательный принцип утончения само-одухотворенной природы. Все индийские системы основаны на философии Санкхьи и получили возможность своего развития из этого источника.
Нужно отметить, что основоположник Санкхьи не говорил о Боге, а наоборот утверждал о том, что не нужно вводить понятие Бога для того, чтобы объяснить природу творения. Нам не нужно доказывать существование Бога, т.к. нет необходимости участия Бога в творении этого мира.
(Монах ордена Рамакришны Свами Джьотирупананда)
Теги: творение вселенной, философия санкхья, Джьотирупананда
Новинки