Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Философское учение Аристотеля - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
18.01.2012
По всей Греции чтят Аполлона и его сына Асклепия (Эскулапа). Внуком Асклепия считается Аристотель из Стагиры (Франция), Никомаха и Фестиды, родился в 384 году до нашей эры. В 17-летнем возрасте Аристотель приехал в Афины продолжать своё образование – сначала в школу ритора Исократа, а затем в Академию Платона. Афины поразили Аристотеля. И не надо было быть философом, чтобы увидеть, как богатство одних людей истощает других, как слабеют и рвутся нити демократических отношений. Всё злее становятся дебаты в Народном собрании, всё меньше остаётся терпимости в сердцах афинян.
Годы пребывания Аристотеля в Академии Платона оказались очень плодотворными: он стал самостоятельным философом, однажды рискнувшим заявить своему учителю, что хотя тот ему и друг, но истина дороже. Платон понял, что ответ на вопрос о смысле жизни его учения отныне он будет искать сам, что тот, кто довольствуется готовыми ответами, может любить мудрость, но мудрым не станет, т.к. мудрость должна быть выстрадана самостоятельной работой мысли.
После смерти Платона в 347 году до н.э. Аристотель покинул академию и, приняв приглашение Македонского царя Филиппа, становится учителем и воспитателем будущего великого завоевателя Александра Македонского, которому в то время было 13 лет. Работа по воспитанию Александра продолжалась семь лет.
Аристотель поселился недалеко от города Миезы, на берегу реки Стримон. Здесь же жили и занимались у Аристотеля сверстники Александра, сыновья македонской знати. Свои занятия с юношами Аристотель обычно проводил в живописной тенистой роще. Он умело ориентировал их внимание на содержании излагаемого предмета, оживляя свои изложения неожиданными вопросами, ответы на которые должны были находить сами ученики. Юноши увлекались, спорили, а он незаметно подводил их к обобщающим выводам.
Александр с восхищением относился к своему учителю, стараясь перенять у него спокойную манеру беседы, умение объяснить сложные понятия простыми словами, обнаруживать скрытую логику рассуждения собеседников. Особый интерес он проявлял к беседам о человеке, его физических и душевных качествах: мужество, добро добродетель и др. вот как Аристотель понимал мужество. Это добродетель, в которой люди совершают прекрасные дела, руководствуясь не личной прихотью, а знанием законов. А чтобы стать мужественным, надо научиться ценить героизм в других, надо научиться делать добро, надо стать добродетельным. Добро же – это мера, которая отделяет нравственное от безнравственного.
После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры Аристотель уехал из Македонии в Афины и основал собственную школу. Она находилась в одном из предместий города и примыкала к храму Апполона Ликейского и таким образом школа Аристотеля получила название Ликея или Лицея. А поскольку занятия проводились в саду для прогулок, то его учеников называли перипатетиками, т.е. "прогуливающимися", а сама школа перипатетической.
Что конкретно совершил Аристотель в науке? Ему принадлежит заслуга в дифференциации наук, их разграничении. Каждая наука получила свою специальную область исследования. Например, теоретические науки: метафизика – изучает первопричины всех веществ; физика – изучает состояние тел и определённые "материи"; математика – абстрактные свойства реальных вещей. Практические – этика, экономика, политика. Творческие науки – поэтика, риторика, искусство, ремёсла.
Основное содержание философии Аристотеля изложено в его труде "Метафизика". В ней он сохраняет присущее элеатам и Платону понимание бытия как чего-то неизменного, устойчивого, стабильного. Но Аристотель радикально переосмыслил платоновское учение об идеях, сообразно которому вся земная реальность строится из бесформенной хаотичной материи. Аристотель тоже не отрицал наличие идей. Он не мыслил себе мира без их существования, но строптивый ученик Платона оказался категорическим противником постулирования особо самостоятельного мира – мира идей. По Аристотелю, идея веры находится внутри самой веры, т.е. идея веры и есть сущность этой вещи. И выделил четыре принципа всякой вещи.
Первый принцип – форма. Она суть бытия. Без вещей форм не бывает. Если же форма мыслится без материи, т.е. когда форма не воплощена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как она есть.
Второй принцип – у материи два уровня:
а) материя ещё не является таковой, она не физическое вещество, а лишь потенциальная предпосылка, возможность образования вещи;
б) материя – это реальное вещество, обладающее массой, синтез дискретности и континуальности, т.е. она то, из чего изготовлена конкретная вещь;
Третий принцип – движение. Движение – это способ превращения возможности в действительность. Это значит, что и форма может существовать и двигаться сама по себе, и материя тоже может существовать и двигаться сама по себе. Здесь у Аристотеля форма и материя выступают, как потенциальная возможность превратится в конкретную вещь. Сама же вещь появляется лишь в том случае, если такое соединение формы и материи осуществляется. Причиной же такого соединения выступает движение или движущая причина, по определению Аристотеля.
Четвёртый принцип – целесообразность, цель. Цель толковалась им как-то, ради чего" существует нечто. Распространяя представления о цели, характерной для человеческой деятельности, Аристотель определил цель как конечную причину бытия (causa finales). Движение соединяет формы и материю не просто так, неизвестно для чего, а для чего-то, ради какой-то цели. Нельзя понимать движение как нечто абстрактное, т.е. без результата, который оно даёт. Отсюда вывод – целью возникновения всякой вещи является сам конкретная вещь.
Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в реальное. Само понятие "энергия" также впервые было сформулировано Аристотелем. Всякое развитие должно иметь завершение, а энергия – воплощение во что-либо. Такая завершённость у Аристотеля получила название абсолюта или энтелехии. Под энтелехией он понимает наличный результат, достижение цели движения и развития, завершённость процесса. Каждое бытие, считал Аристотель, содержит в себе внутренние цели. Благодаря им, заключённый в предмете результат находится в бытии до его осуществления. Как видно, понятие энтелехии вносит в движение телеологический смысл (телеология – учение о цели, целесообразности, целеполагании, которые присущи не только человеческой деятельности, но и всей природе в целом). Телеология Аристотеля находит своё конкретное воплощение в его учении о перводвигателе, вечном двигателе.
Исследуя проблемы бытия, материи Аристотель пришёл к выводу о существовании двух видов материи. "Вторая материя" – это чувственно воспринимаемые предметы – глина, дерево, железо и т.д. "Первая природа" – это нечто абсолютно бесформенное, находящееся в основании мироздания и постигаемая только умом.
Будучи бесформенным началом бытия "первая материя" по Аристотелю не может иметь и не имеет никаких определений. И поэтому о ней нельзя сказать ничего конкретного, кроме того, что она есть, существует. Как и у Платона, бог Аристотеля противостоит "первой материи" в качестве бестелесной "формы форм". Он (Бог) является источником творческой активности, наделяя все существующие тела их собственной спецификой, особой формой.
Бог Аристотеля – перводвигатель, который сам неподвижен и который выступает как цель, к которой стремится всё сущее и которая сообщает всему сущему целесообразность. Здесь просматривается дуалистическая концепция философии Аристотеля – Бог и "первая материя" в равной степени способны задавать очертания и определять границы мира.
В своей книге "Метафизика" Аристотель исследует проблему бытия или сущего как такового, т.е. того, что существует всегда и везде и не может быть другим. Такое сущее Аристотель называет "категориями". К ним он относит: сущность, количество, качество, массу, отношение, обладание, время, действие, материю, движение, форму, необходимость, случайность. Эти категории выступают как формы языка, имеющие предметный смысл и объективное значение.
Особенно важным здесь является то, что категории являются не только формами языка, но и формами мышления, воплощёнными во всех разумных поступках человека.
Логика Аристотеля.
Аристотель первый древнегреческий философ, работы, по логике которого дошли до нас в неурезанном виде. Логику Аристотель понимает как науку о доказательстве, формах мышления, используемых в познании.
Так определяющим вопросом в учении Аристотеля о бытии был вопрос о отношении общего к отдельному, находящихся в диалектической связи, то есть его логика, в которой связи мыслей рассматриваются как связи или определённости бытия, являются проблемами диалектики. Для Аристотеля логика не отдельная наука, а орудие (organon) всякой науки. Её он ещё называет аналитикой. В трактате "Аналитики" он определил предмет логики как учение об умозаключениях и сведено к элементам, способным стать источником её объяснения. Метод его логики – "сведение". Учение об этом искусстве Аристотель называл наукой (episteme), понимая этот термин как умозрительное исследование, дающее возможность различать условия доказательства, его виды, степени, а также выяснить принципы, достигнув которых невозможно продолжение сведения данного и элементов, объясняющих это данное.
Вопросам логики посвящены кроме уже упоминавшейся "Аналитики" также "Троника", "Об истолковании" (теория суждений), "О софистических опровержениях", "Категории", "Метафизика", "Этика". В этих работах Аристотеля в наибольшей мере обобщены три проблемы:
1. Вопрос о методе вероятностного знания (этот раздел логических исследований он назвал "диалектикой");
2. Вопрос о двух основных методах выяснения уже не только вероятностного знания, но и знания достоверного (это – определение и доказательство);
3. Вопрос о методе нахождения посылок знания (это – индукция – наведение);
Полагая, что по ряду вопросов знание не может быть непререкаемым обладанием истины, но может быть только знанием вероятным, Аристотель утверждал, что такого рода знание предполагает свой особый метод. Это не метод науки в точном смысле слова, но метод, приближающийся к научному. Паранаучный, как мы бы сейчас сказали. Называя его "диалектикой", Аристотель в понимании этого термина и его применения отклоняется от традиции Сократа и Платона. Для Аристотеля "диалектика" – не доктрина, излагающая непререкаемую истину, а только метод подхода к исследованию истины. В "диалектике", во-первых, развиваются умозаключения, которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых, даются способы для исследования того, что в ответах на поставленный вопрос может казаться ложным.
Логика (аналитика), по мнению Аристотеля – это главное средство человеческого разума в процессе познания, т.к. само познание – это, прежде всего, верное, истинное мысленное представление о том, что есть в действительности. С этой точки зрения Аристотель первый в истории европейской философии взялся за разработку законов логики – законов правильного, систематизированного мышления и по праву считаться создателем логики как науки, а также формальной логики.
Современная логика – наука о мышлении, законах и средствах рассуждений, соблюдение которых является одним из необходимых условий получения истинных заключений в процессе вывода. Логические процессы изучаются путём их обобщения в формализованных языках. Каждый из них включает в себя совокупность соответствующих образам выражений (формул), а также способы преобразования одних выражений в другие по правилам дедукции.
В зависимости от критериев квалификации в настоящее время выделяют классическую и неклассическую логику. Классическая (аристотелевская логика) подразделяется на логику высказываний и логику предикатов. Во вторую входят модальная, многозначная, паранепротиворечивая. Важное значение имеет возможность применения логики в вычислительной технике, математике, информатике, лингвистике и других областях знания.
Психология и этика Аристотеля.
Аристотель не только основоположник учения о логике, психологии, физике, но и науки о психологической деятельности. Его трактат "О душе" – одно из известнейших его произведений. В нём он рассматривает вопрос о душе, объясняет явления восприятия и памяти.
Под душой Аристотель понимает высшую деятельность человеческого тела, его "действительность" или "энтелехию" (осуществление). В душе есть часть, не возникающая и не исчезающая. Эта часть – ум (noys). За исключением ума все остальные части души подлежат уничтожению, так же естественно, как и тело.
Ум Аристотеля – вечная сущность и причина всех вещей. Ум обладает следующими качествами: во-первых, он составляет сущность всего. Ум – это "эйдос эйдосов", "высшая сущность"; во-вторых, Ум включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности; в-третьих, Ум является перводвигателем всех вещей в мире и самого мира в целом, оставаясь при этом неподвижным; в-четвёртых, Ум имеет "целевую причину" – он движет всем как "предмет любви" а приведённое им движение "движет всё остальное". Ум Аристотеля обладает теми же свойствами, что и любая вещь. Но разница заключается в том, что свойства Ума заложены в нём изначально. По сути, Ум – это Бог, а Бог Аристотеля – это философский Бог. Но это, разумеется, не персонифицированный христианский либо какой-нибудь другой Бог.
В уже указанном трактате "О душе" Аристотель считал, что душа есть не только у человека. Она есть у растений и животных.
Растительная душа обладает способностью роста, питания, размножения. Животная душа отличается от растительной тем, что она содержит в себе все способности растительной, но ещё и обладает чувством. Душа человека – есть разумная душа.
Другое важное свойство души – её бестелесность. Аристотель отстаивал позицию о том, что душа не может быть телом, потому что она есть смысл и форма. Причём, душа как форма живого тела не является внешней формой, а это внутренняя форма живого тела. Вместе с тем, возражая и своему учителю Платону и пифагорийцам, Аристотель считал, что душа неотделима от тела, а потому невозможно переселение души (метемпсихоз). Особенно это положение касается растительных и животных душ.
Здесь очень важно одно серьёзное обстоятельство: дифференцируя растительную, животную и разумную душу, Аристотель не только не противопоставлял их, но и рассматривал их как три ступени в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растений лишь тем, что оно способно ощущать. Человек же, не утратив свойств и растения, и животного, обладает ещё и разумностью. Следовательно, обладая способностями к передвижению, росту, ощущению, человек в определённом смысле является растением и животным.
Рассматривая проблему души, Аристотель заметил одно очень важное обстоятельство: сравнивая чувства животных и человека, он, верно, фиксирует тот факт, что в осязании человек превосходит все другие существа. И связывает это превосходство с наличием у человека разума. Душа человека, таким образом, находится на кончиках пальцев.
Особой и притом значительной проблемой философии Аристотель выделял этику. Учение о нравственной деятельности и нравственных областях строится у него на основе его объективной теории целесообразности, охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель, к которой стремятся все люди – высшее благо, блаженство, а раскрывая её (цель) высшая наука – политика. Блаженство не может проявляться ни в материальном богатстве, ни в чувственном наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Цель и дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины, под которым он понимает умение, верно, ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретённые качества, предрасположенные к совершению определённых поступков, которые дают наилучшие из возможных результатов. Не может быть никакого сомнения в правильности данного Аристотелем определения добродетели, когда он говорит о том, что добродетель является причинной склонностью к совершению некоторых определённых поступков: это один из признаков, отличающих добродетель от других вещей. Но добродетель и её антипод – порок являются одновременно и философскими и этическими терминами: используя их правильно, можно с помощью одного из них выразить похвалу, а с помощью другого – порицание. Хвалить же что-то – значит утверждать следующее: либо это что-то само по себе является добром, либо же оно является средством для достижения добра.
Среди качеств добродетели Аристотель вычленяет наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием и интегрирующим фактором всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно научиться и нужно научится. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека, живущего по принципу: "ничего слишком…". Великодушие, например, есть середина между тщеславием и малодушием; мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью; щедрость – середина между расточительством и скупостью. Да и сама этика – это середина абсолютного добра и зла.
Все добродетели Аристотель разделил на два класса: этические (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные). Деятельность, сообразна с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Высшую доблесть, наиболее совершенный вид блаженства Аристотель усматривает в научном созерцании, созерцании истины: самодовлеющем, отрешённом от тревог и волнений процессе практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и занимает в себе ей одной свойственное наслаждение.
Высшим образом созерцательной деятельности Аристотель считал Бога. Бог для него, как об этом уже говорилось, совершеннейший философ, или мышление, мыслящее свою собственную деятельность. Этику же в целом он понимает и определяет как практическую философию.
Общественно-политические теории Аристотеля.
В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Особенно это касается политики и политиков, которые в философском отношении уступают Аристотелю. Его тезис "ничего слишком" остаётся невостребованным и непонятным до конца.
Формы государственного устройства Аристотель, как и Платон, делит на правильные, при которых достигается общая польза и неправильные, при которых пользу извлекают лишь немногие.
Правильные формы: монархия, аристократия, политика.
Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия.
Аристотель разработал стройную систему основных исходных положений, названных им принципами и логически связал форму определённого государственного устройства с этими принципами. Например, принцип аристократии – добродетель; принцип олигархии – богатство немногих; принцип демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная.
Хорошие формы государственного устройства такие, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу в целом. В своём труде "Политика" Аристотель даёт не только определения понятий "государство", "классы", но и с исключительной точностью характеризует рабство как общественный институт и раба – носителя и активной части этого института.
По Аристотелю, раб не есть человек и тем более не личность, а лишь вещь, физическое тело. Однако эта вещь есть не просто мёртвая и неорганическая природа. Эта вещь – живая и определённая. Кроме того, поскольку раб, хотя и не есть человек в полном смысле этого слова, есть вещественная сторона всё-таки же человека, то в этом плане он даже и разумен. Тем не менее, оставаясь в основном вещью, он всё же принадлежит господину, как часть принадлежит целому. Эта часть существует отдельно от целого и является в некотором смысле чем-то самостоятельным и чем-то даже самостоятельно действующим. Но эта самостоятельно действующая часть совершенно бессмысленна, если брать её в отрыве от целого. А это целое есть или господин, или его имущество. И именно он, раб – есть орудие, поскольку он есть вещь. Но раб – такое интересное орудие труда, которое способно производить целесообразную работу, хотя и без всякой личной и разумной инициативы.
Но здесь просматривается одна интересная вещь: господа рабов, правители в свою очередь – тоже рабы и законов, и обстоятельств, и своих граждан, как бы ни сравнивали они себя с пастырями народа или кормчими. Здесь чётко просматривается диалектическая взаимосвязь раба и господина, правителя и подданных, тирана и народа.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.
По материалам:
http://metaphilosophy.ru/
разработчики:
М.Давыдов
Е.Максимов
Теги:
Философское учение Аристотеля
АРИСТОТЕЛЬ.По всей Греции чтят Аполлона и его сына Асклепия (Эскулапа). Внуком Асклепия считается Аристотель из Стагиры (Франция), Никомаха и Фестиды, родился в 384 году до нашей эры. В 17-летнем возрасте Аристотель приехал в Афины продолжать своё образование – сначала в школу ритора Исократа, а затем в Академию Платона. Афины поразили Аристотеля. И не надо было быть философом, чтобы увидеть, как богатство одних людей истощает других, как слабеют и рвутся нити демократических отношений. Всё злее становятся дебаты в Народном собрании, всё меньше остаётся терпимости в сердцах афинян.
Годы пребывания Аристотеля в Академии Платона оказались очень плодотворными: он стал самостоятельным философом, однажды рискнувшим заявить своему учителю, что хотя тот ему и друг, но истина дороже. Платон понял, что ответ на вопрос о смысле жизни его учения отныне он будет искать сам, что тот, кто довольствуется готовыми ответами, может любить мудрость, но мудрым не станет, т.к. мудрость должна быть выстрадана самостоятельной работой мысли.
После смерти Платона в 347 году до н.э. Аристотель покинул академию и, приняв приглашение Македонского царя Филиппа, становится учителем и воспитателем будущего великого завоевателя Александра Македонского, которому в то время было 13 лет. Работа по воспитанию Александра продолжалась семь лет.
Аристотель поселился недалеко от города Миезы, на берегу реки Стримон. Здесь же жили и занимались у Аристотеля сверстники Александра, сыновья македонской знати. Свои занятия с юношами Аристотель обычно проводил в живописной тенистой роще. Он умело ориентировал их внимание на содержании излагаемого предмета, оживляя свои изложения неожиданными вопросами, ответы на которые должны были находить сами ученики. Юноши увлекались, спорили, а он незаметно подводил их к обобщающим выводам.
Александр с восхищением относился к своему учителю, стараясь перенять у него спокойную манеру беседы, умение объяснить сложные понятия простыми словами, обнаруживать скрытую логику рассуждения собеседников. Особый интерес он проявлял к беседам о человеке, его физических и душевных качествах: мужество, добро добродетель и др. вот как Аристотель понимал мужество. Это добродетель, в которой люди совершают прекрасные дела, руководствуясь не личной прихотью, а знанием законов. А чтобы стать мужественным, надо научиться ценить героизм в других, надо научиться делать добро, надо стать добродетельным. Добро же – это мера, которая отделяет нравственное от безнравственного.
После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры Аристотель уехал из Македонии в Афины и основал собственную школу. Она находилась в одном из предместий города и примыкала к храму Апполона Ликейского и таким образом школа Аристотеля получила название Ликея или Лицея. А поскольку занятия проводились в саду для прогулок, то его учеников называли перипатетиками, т.е. "прогуливающимися", а сама школа перипатетической.
Что конкретно совершил Аристотель в науке? Ему принадлежит заслуга в дифференциации наук, их разграничении. Каждая наука получила свою специальную область исследования. Например, теоретические науки: метафизика – изучает первопричины всех веществ; физика – изучает состояние тел и определённые "материи"; математика – абстрактные свойства реальных вещей. Практические – этика, экономика, политика. Творческие науки – поэтика, риторика, искусство, ремёсла.
Основное содержание философии Аристотеля изложено в его труде "Метафизика". В ней он сохраняет присущее элеатам и Платону понимание бытия как чего-то неизменного, устойчивого, стабильного. Но Аристотель радикально переосмыслил платоновское учение об идеях, сообразно которому вся земная реальность строится из бесформенной хаотичной материи. Аристотель тоже не отрицал наличие идей. Он не мыслил себе мира без их существования, но строптивый ученик Платона оказался категорическим противником постулирования особо самостоятельного мира – мира идей. По Аристотелю, идея веры находится внутри самой веры, т.е. идея веры и есть сущность этой вещи. И выделил четыре принципа всякой вещи.
Первый принцип – форма. Она суть бытия. Без вещей форм не бывает. Если же форма мыслится без материи, т.е. когда форма не воплощена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как она есть.
Второй принцип – у материи два уровня:
а) материя ещё не является таковой, она не физическое вещество, а лишь потенциальная предпосылка, возможность образования вещи;
б) материя – это реальное вещество, обладающее массой, синтез дискретности и континуальности, т.е. она то, из чего изготовлена конкретная вещь;
Третий принцип – движение. Движение – это способ превращения возможности в действительность. Это значит, что и форма может существовать и двигаться сама по себе, и материя тоже может существовать и двигаться сама по себе. Здесь у Аристотеля форма и материя выступают, как потенциальная возможность превратится в конкретную вещь. Сама же вещь появляется лишь в том случае, если такое соединение формы и материи осуществляется. Причиной же такого соединения выступает движение или движущая причина, по определению Аристотеля.
Четвёртый принцип – целесообразность, цель. Цель толковалась им как-то, ради чего" существует нечто. Распространяя представления о цели, характерной для человеческой деятельности, Аристотель определил цель как конечную причину бытия (causa finales). Движение соединяет формы и материю не просто так, неизвестно для чего, а для чего-то, ради какой-то цели. Нельзя понимать движение как нечто абстрактное, т.е. без результата, который оно даёт. Отсюда вывод – целью возникновения всякой вещи является сам конкретная вещь.
Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в реальное. Само понятие "энергия" также впервые было сформулировано Аристотелем. Всякое развитие должно иметь завершение, а энергия – воплощение во что-либо. Такая завершённость у Аристотеля получила название абсолюта или энтелехии. Под энтелехией он понимает наличный результат, достижение цели движения и развития, завершённость процесса. Каждое бытие, считал Аристотель, содержит в себе внутренние цели. Благодаря им, заключённый в предмете результат находится в бытии до его осуществления. Как видно, понятие энтелехии вносит в движение телеологический смысл (телеология – учение о цели, целесообразности, целеполагании, которые присущи не только человеческой деятельности, но и всей природе в целом). Телеология Аристотеля находит своё конкретное воплощение в его учении о перводвигателе, вечном двигателе.
Исследуя проблемы бытия, материи Аристотель пришёл к выводу о существовании двух видов материи. "Вторая материя" – это чувственно воспринимаемые предметы – глина, дерево, железо и т.д. "Первая природа" – это нечто абсолютно бесформенное, находящееся в основании мироздания и постигаемая только умом.
Будучи бесформенным началом бытия "первая материя" по Аристотелю не может иметь и не имеет никаких определений. И поэтому о ней нельзя сказать ничего конкретного, кроме того, что она есть, существует. Как и у Платона, бог Аристотеля противостоит "первой материи" в качестве бестелесной "формы форм". Он (Бог) является источником творческой активности, наделяя все существующие тела их собственной спецификой, особой формой.
Бог Аристотеля – перводвигатель, который сам неподвижен и который выступает как цель, к которой стремится всё сущее и которая сообщает всему сущему целесообразность. Здесь просматривается дуалистическая концепция философии Аристотеля – Бог и "первая материя" в равной степени способны задавать очертания и определять границы мира.
В своей книге "Метафизика" Аристотель исследует проблему бытия или сущего как такового, т.е. того, что существует всегда и везде и не может быть другим. Такое сущее Аристотель называет "категориями". К ним он относит: сущность, количество, качество, массу, отношение, обладание, время, действие, материю, движение, форму, необходимость, случайность. Эти категории выступают как формы языка, имеющие предметный смысл и объективное значение.
Особенно важным здесь является то, что категории являются не только формами языка, но и формами мышления, воплощёнными во всех разумных поступках человека.
Логика Аристотеля.
Аристотель первый древнегреческий философ, работы, по логике которого дошли до нас в неурезанном виде. Логику Аристотель понимает как науку о доказательстве, формах мышления, используемых в познании.
Так определяющим вопросом в учении Аристотеля о бытии был вопрос о отношении общего к отдельному, находящихся в диалектической связи, то есть его логика, в которой связи мыслей рассматриваются как связи или определённости бытия, являются проблемами диалектики. Для Аристотеля логика не отдельная наука, а орудие (organon) всякой науки. Её он ещё называет аналитикой. В трактате "Аналитики" он определил предмет логики как учение об умозаключениях и сведено к элементам, способным стать источником её объяснения. Метод его логики – "сведение". Учение об этом искусстве Аристотель называл наукой (episteme), понимая этот термин как умозрительное исследование, дающее возможность различать условия доказательства, его виды, степени, а также выяснить принципы, достигнув которых невозможно продолжение сведения данного и элементов, объясняющих это данное.
Вопросам логики посвящены кроме уже упоминавшейся "Аналитики" также "Троника", "Об истолковании" (теория суждений), "О софистических опровержениях", "Категории", "Метафизика", "Этика". В этих работах Аристотеля в наибольшей мере обобщены три проблемы:
1. Вопрос о методе вероятностного знания (этот раздел логических исследований он назвал "диалектикой");
2. Вопрос о двух основных методах выяснения уже не только вероятностного знания, но и знания достоверного (это – определение и доказательство);
3. Вопрос о методе нахождения посылок знания (это – индукция – наведение);
Полагая, что по ряду вопросов знание не может быть непререкаемым обладанием истины, но может быть только знанием вероятным, Аристотель утверждал, что такого рода знание предполагает свой особый метод. Это не метод науки в точном смысле слова, но метод, приближающийся к научному. Паранаучный, как мы бы сейчас сказали. Называя его "диалектикой", Аристотель в понимании этого термина и его применения отклоняется от традиции Сократа и Платона. Для Аристотеля "диалектика" – не доктрина, излагающая непререкаемую истину, а только метод подхода к исследованию истины. В "диалектике", во-первых, развиваются умозаключения, которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых, даются способы для исследования того, что в ответах на поставленный вопрос может казаться ложным.
Логика (аналитика), по мнению Аристотеля – это главное средство человеческого разума в процессе познания, т.к. само познание – это, прежде всего, верное, истинное мысленное представление о том, что есть в действительности. С этой точки зрения Аристотель первый в истории европейской философии взялся за разработку законов логики – законов правильного, систематизированного мышления и по праву считаться создателем логики как науки, а также формальной логики.
Современная логика – наука о мышлении, законах и средствах рассуждений, соблюдение которых является одним из необходимых условий получения истинных заключений в процессе вывода. Логические процессы изучаются путём их обобщения в формализованных языках. Каждый из них включает в себя совокупность соответствующих образам выражений (формул), а также способы преобразования одних выражений в другие по правилам дедукции.
В зависимости от критериев квалификации в настоящее время выделяют классическую и неклассическую логику. Классическая (аристотелевская логика) подразделяется на логику высказываний и логику предикатов. Во вторую входят модальная, многозначная, паранепротиворечивая. Важное значение имеет возможность применения логики в вычислительной технике, математике, информатике, лингвистике и других областях знания.
Психология и этика Аристотеля.
Аристотель не только основоположник учения о логике, психологии, физике, но и науки о психологической деятельности. Его трактат "О душе" – одно из известнейших его произведений. В нём он рассматривает вопрос о душе, объясняет явления восприятия и памяти.
Под душой Аристотель понимает высшую деятельность человеческого тела, его "действительность" или "энтелехию" (осуществление). В душе есть часть, не возникающая и не исчезающая. Эта часть – ум (noys). За исключением ума все остальные части души подлежат уничтожению, так же естественно, как и тело.
Ум Аристотеля – вечная сущность и причина всех вещей. Ум обладает следующими качествами: во-первых, он составляет сущность всего. Ум – это "эйдос эйдосов", "высшая сущность"; во-вторых, Ум включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность овеществления своей сущности; в-третьих, Ум является перводвигателем всех вещей в мире и самого мира в целом, оставаясь при этом неподвижным; в-четвёртых, Ум имеет "целевую причину" – он движет всем как "предмет любви" а приведённое им движение "движет всё остальное". Ум Аристотеля обладает теми же свойствами, что и любая вещь. Но разница заключается в том, что свойства Ума заложены в нём изначально. По сути, Ум – это Бог, а Бог Аристотеля – это философский Бог. Но это, разумеется, не персонифицированный христианский либо какой-нибудь другой Бог.
В уже указанном трактате "О душе" Аристотель считал, что душа есть не только у человека. Она есть у растений и животных.
Растительная душа обладает способностью роста, питания, размножения. Животная душа отличается от растительной тем, что она содержит в себе все способности растительной, но ещё и обладает чувством. Душа человека – есть разумная душа.
Другое важное свойство души – её бестелесность. Аристотель отстаивал позицию о том, что душа не может быть телом, потому что она есть смысл и форма. Причём, душа как форма живого тела не является внешней формой, а это внутренняя форма живого тела. Вместе с тем, возражая и своему учителю Платону и пифагорийцам, Аристотель считал, что душа неотделима от тела, а потому невозможно переселение души (метемпсихоз). Особенно это положение касается растительных и животных душ.
Здесь очень важно одно серьёзное обстоятельство: дифференцируя растительную, животную и разумную душу, Аристотель не только не противопоставлял их, но и рассматривал их как три ступени в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растений лишь тем, что оно способно ощущать. Человек же, не утратив свойств и растения, и животного, обладает ещё и разумностью. Следовательно, обладая способностями к передвижению, росту, ощущению, человек в определённом смысле является растением и животным.
Рассматривая проблему души, Аристотель заметил одно очень важное обстоятельство: сравнивая чувства животных и человека, он, верно, фиксирует тот факт, что в осязании человек превосходит все другие существа. И связывает это превосходство с наличием у человека разума. Душа человека, таким образом, находится на кончиках пальцев.
Особой и притом значительной проблемой философии Аристотель выделял этику. Учение о нравственной деятельности и нравственных областях строится у него на основе его объективной теории целесообразности, охватывающей весь мир и всю деятельность человека. Цель, к которой стремятся все люди – высшее благо, блаженство, а раскрывая её (цель) высшая наука – политика. Блаженство не может проявляться ни в материальном богатстве, ни в чувственном наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Цель и дело человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины, под которым он понимает умение, верно, ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретённые качества, предрасположенные к совершению определённых поступков, которые дают наилучшие из возможных результатов. Не может быть никакого сомнения в правильности данного Аристотелем определения добродетели, когда он говорит о том, что добродетель является причинной склонностью к совершению некоторых определённых поступков: это один из признаков, отличающих добродетель от других вещей. Но добродетель и её антипод – порок являются одновременно и философскими и этическими терминами: используя их правильно, можно с помощью одного из них выразить похвалу, а с помощью другого – порицание. Хвалить же что-то – значит утверждать следующее: либо это что-то само по себе является добром, либо же оно является средством для достижения добра.
Среди качеств добродетели Аристотель вычленяет наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием и интегрирующим фактором всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно научиться и нужно научится. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека, живущего по принципу: "ничего слишком…". Великодушие, например, есть середина между тщеславием и малодушием; мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью; щедрость – середина между расточительством и скупостью. Да и сама этика – это середина абсолютного добра и зла.
Все добродетели Аристотель разделил на два класса: этические (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные). Деятельность, сообразна с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Высшую доблесть, наиболее совершенный вид блаженства Аристотель усматривает в научном созерцании, созерцании истины: самодовлеющем, отрешённом от тревог и волнений процессе практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и занимает в себе ей одной свойственное наслаждение.
Высшим образом созерцательной деятельности Аристотель считал Бога. Бог для него, как об этом уже говорилось, совершеннейший философ, или мышление, мыслящее свою собственную деятельность. Этику же в целом он понимает и определяет как практическую философию.
Общественно-политические теории Аристотеля.
В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Особенно это касается политики и политиков, которые в философском отношении уступают Аристотелю. Его тезис "ничего слишком" остаётся невостребованным и непонятным до конца.
Формы государственного устройства Аристотель, как и Платон, делит на правильные, при которых достигается общая польза и неправильные, при которых пользу извлекают лишь немногие.
Правильные формы: монархия, аристократия, политика.
Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия.
Аристотель разработал стройную систему основных исходных положений, названных им принципами и логически связал форму определённого государственного устройства с этими принципами. Например, принцип аристократии – добродетель; принцип олигархии – богатство немногих; принцип демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная.
Хорошие формы государственного устройства такие, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу в целом. В своём труде "Политика" Аристотель даёт не только определения понятий "государство", "классы", но и с исключительной точностью характеризует рабство как общественный институт и раба – носителя и активной части этого института.
По Аристотелю, раб не есть человек и тем более не личность, а лишь вещь, физическое тело. Однако эта вещь есть не просто мёртвая и неорганическая природа. Эта вещь – живая и определённая. Кроме того, поскольку раб, хотя и не есть человек в полном смысле этого слова, есть вещественная сторона всё-таки же человека, то в этом плане он даже и разумен. Тем не менее, оставаясь в основном вещью, он всё же принадлежит господину, как часть принадлежит целому. Эта часть существует отдельно от целого и является в некотором смысле чем-то самостоятельным и чем-то даже самостоятельно действующим. Но эта самостоятельно действующая часть совершенно бессмысленна, если брать её в отрыве от целого. А это целое есть или господин, или его имущество. И именно он, раб – есть орудие, поскольку он есть вещь. Но раб – такое интересное орудие труда, которое способно производить целесообразную работу, хотя и без всякой личной и разумной инициативы.
Но здесь просматривается одна интересная вещь: господа рабов, правители в свою очередь – тоже рабы и законов, и обстоятельств, и своих граждан, как бы ни сравнивали они себя с пастырями народа или кормчими. Здесь чётко просматривается диалектическая взаимосвязь раба и господина, правителя и подданных, тирана и народа.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно, что трудно дать характеристику всех его разделов. Но надо знать главное – основные направления его мысли определили развитие европейской философской мысли. А с его уходом из жизни философия стала клониться к упадку и пришла к нему.
По материалам:
http://metaphilosophy.ru/
разработчики:
М.Давыдов
Е.Максимов
Теги:
Новинки