Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Поверья о сказочных существах - карликах - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
04.09.2011
Слово ГНОМ, заимствованное из немецкого языка, где оно означает Духа Земли, восходит к греческому "гномон" - знающий. Знающий что? Очевидно, тайны Земли. Наши стародавние знахарки-зелейницы, прежде чем сорвать в полнолуние целебную траву, клали не поясной, а ЗЕМНОЙ поклон и заклинали: "Дневные и Духи Ночные! Духи Могучие - Земляные и Ты Земля, всем нам Мать! Дозволь Твои травы взять: не ради хитрости, не ради мудрости, а на доброе дело..."
Гномы, карлики - норвежские альфары, датские эльвы, англосаксонские эльфы дали имена реке Эльбе и горам Альпам. В скандинавских сагах и немецких легендах они выступают как, целый народец - Нибелунги - хранители подземных сокровищ. Тролли и кобольды приобрели злобные черты только после того, как были демонизированы иудохристианством. И если отделить древнейшие языческие пласты от позднейших христианских наслоений, то предводитель гномов Вий - не кто иной, как воплощение атонической, первородной, черноземной стихии. Молитвы спасали семинариста Хому, убившего "ведьму", лишь до тех пор, пока не появился ясновидящий Вий - "приземистый, дюжий, косолапый человек, весь в черной земле... как жилистые, крепкие корни, выдвигались его засыпанные землей ноги и руки". Гоголь, прекрасно знавший малороссийское устное народное творчество, утверждал, что образ Вия им не вымышлен, а принадлежит Древнейшим народным преданиям. Образ этот, как и образ Бабы-Яги восходит к каменному веку первобытных охотников, веку шаманов и мегалитом; веку, когда Человек походя, будто в лунатическом забытье, творил то, что его потомки стали называть чудесами. С развитием скотоводства и земледелия этот образ потускнел, полинял, а с утверждением иудохристианства Силы Земли бесповоротно стали "нечистом силой"; ведь все то, что не от "бога", то - от "дьявола".
В кельтском эпосе славянскому Вию соответствует Одвен, который из-за длинных и тяжелых век, опущенных до самой Земли, не мог видеть, пока их ему не поднимали.
В сказах и побывальщинах Каменного пояса - Урала Хозяйка Медной горы со своими подручными змейками и ящерками оберегает самородные сокровища Земли от злосердечных искателей наживы. Она - повелительница стихийных подземных духов. Уроженцы гор либо панически боятся ее, либо наделяют свещенным ореолом. Образы Хозяйки, Горного Батюшки, Огневицы имеют черты народных заступников от произвола богатеев-заводчиков. Горные Духи - враги церковных обрядов; они нагоняют жуть на попов и монахов, Девка-Азовка, владычица несметных кладов, не подпускает попов к Азов-горе, обращает в бегство участников крестного хода.
В сказах Хозяева Гор олицетворяют мощь, красоту и богатство земных недр, Девка-Азовка и Горный Старец всегда на стороне обездоленных, на стороне вольных людей - благородных разбойников, на стороне героя-одиночки, ищущего ПРАВДУ-СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а не золото. За бескорыстие они наделяют его даром видеть "нутро Земли", угадывать жилы благородных минералов и самоцветов (неисповедимыми путями связаны душевные порывы человека с Силами, действующими в Мироздании). Примечательно, что в Хозяйку верили все: и горняки, и баре-заводчики, и сам Демидов, и даже залетные "бичи". И не просто верили, а были твердо и непоколебимо убеждены.
Жутковатый образ Лхамо в ламаистском пантеоне восходит к временам матриархального шаманизма и совмещает в себе черты Матери-Прародительницы и Хозяйки Горы.
До сих пор бытуют восхитительные предания о прекрасной Стране Вечной Юности в холмах Британии, Ирландии, Шотландии. Одна из старинных баллад повествует, как прославленный шотландский бард Томас Лермонт (предок нашего Лермонтова) пробыл там несколько дней, а когда вернулся назад, то к своему изумлению узнал, что на Земле прошло уже много-много лет. В одной дивной стране водят веселые хороводы карлики-сиды, ушедшие под землю в незапамятные времена. Им ведомо волшебство, но они скрываются от любопытных глаз и ненавистного им звона церковных колоколов. И только очень добрые люди могут иногда видеть ендов и общаться с ними...
В древнеславянских волшебных сказках гномам и эльфам подобны Мужичок с Ноготок, Катигорошек, Мальчик-с Пальчик. У чехов и словаков есть еще Перкманн (от нем. Бергман - горный человек), у поляков - Скарбник.
Гномы, добрые феи - "Дюймовочки", сиды и эльфы - порождения древнекаменного века. Им вредно и отвратно железо; даже, его лязг сковывает их волшебную силу. Вообще же сами гномы-силачи, обладающие неимоверной физической и - шире - жизненной Силой. Она же оказывается и силой МАГИЧЕСКИ - МАГНЕТИЧЕСКОЙ.
Легенды о гномах-строителях мегалитов тождественны у очень многих народов. И во всех легендах о загадочных карликах они, так или иначе, причастны к воздвижению этих памятников.
На Гавайях гномы называются менехуне. На островах сохранилось около 30 циклопических сооружений из целых каменных утесов, которые местные жители считают творением менехуне. Здесь есть гигантские каменные изваяния, величественные храмы и грандиозные ирригационные сооружения, перед которыми меркнет слава знаменитых этрусских акведуков. Некоторые считают менехуне расой карликов - древнейшим, догавайским населением островов. Еще их называют "людьми ночи", т. к. они, избегая людей, трудятся только по ночам.
Присутствие менехуне ощущается на Гавайях повсюду и сейчас (и дело вовсе не в привлечении туристов и не в шокирующих, набедренных повязках "а ля менехуне"). Действие предании происходит зачастую в наши дни: жители уверены в существовании менехуне так же, как в существовании летучих мышеи, ведущих ночной образ жизни. Даже то, что мы называем природными явлениями, связывается с деятельностью менехуне. Несмотря на их рост, шутки с ними плохи. Коренастые крохотные человечки обладают недюжинной силищей и играючи возводят любые постройки за одну ночь, оканчивая работу до восхода Солнца (в русских волшебных сказках чудесные помощники тоже строят дворцы за одну ночь). Легенды о таинственных пигмеях известны и на других островах Полинезии, Микронезии, Океании, а также в Австралии, - везде, где есть мегалиты. У африканских догонов тоже есть дольмены и легенды о карликах-иебанах, их строителях, в точности напоминающие предания полинезийцев.
О таком же древнейшем племени карликов, строивших свои сооружения по ночам, сообщают легенды индейцев Центр. Америки. У майя бытовали рассказы о карликах - коренном населении страны; считалось, что они работали в темноте.
В Индии предания повествуют, что дольмены, сооруженные карликами, служили им жилищем. В Бретани дольмены, возраст которых более 6000 лет, называются домами маленького народа - торриганов. Дольмены Абхазии, которые казаки прозвали богатырскими могилами, черкесы считают сооружениями карликов-ацанов. Адыгейцы называют дольмены "сырпун", т. е. дома карликов. У осетин сохранились сказания о народе карликов-бицента, способных одним взглядом ворочать огромные камни.
На взгорьях Мадагаскара все уверены в существовании пигмеев-вазимба, живущих вблизи пещер и водопадов и обладающих, теми же таинственными свойствами, что и европейские гномы. Если человек заболевает, то говорят: "Возможно, он плюнул на могилу вазимба"; за таковые принимаются выложенные камнем круги, менгиры и каменные холмы.
Легенды о гномах-троллях известны и у всех народов Сев. Европы. В Швеции, Норвегии, Финляндии и на Кольском полуострове им приписывалось сооружение загадочных каменных спиралей-лабиринтов.
В Шотландии мегалиты считаются произведениями карликов-пиктов. Им же принадлежит слава воздвижения Стоунхенджа и других мегалитов Британии. О "маленьком народце" там тоже говорили, что он работал только по ночам. Позднейшие поколения просто не могли вообразить, что столь колоссальные глыбы можно было поднимать без помощи сверхъестественных сил.
Помощь и впрямь была, но только самая что ни на есть естественная: помогала-давала силу - САМА ЗЕМЛЯ. Здесь, как всегда, самое очевидное оборачивается самым невероятным, и наоборот. То, что было естественным для детей Природы - "дикарей", стало чудом для их последышей, утративших дар общения со своей Матерью - ЖИВОЙ ЗЕМЛЕЙ.
Поверья о гномах - отнюдь не забавные басни. Случайно ли поразительное единодушие всех мифов, легенд и преданий, совпадающих даже в подробностях? Каждое отдельное предание можно посчитать плодом фантазии, но все вместе они фантазией быть не могут! Не могут народы, никогда и никак не связанные между собой ни во времени, ни в пространстве, не сговариваясь, описывать независимо друг от друга, образ по сути одних и тех же нечеловеческих существ. Очевидно, что причина столь однообразных, всеобщих и живучих представлений объективна и основана на реальных явлениях, имеющих место в Природе. А скептикам-всезнайкам можно ответить словами Шопенгауэра: "Кто в настоящее время оспаривает факты животного магнетизма и его ясновидения, того следует назвать не неверующим, а невежественным".
Незнание истинной сути какой-либо СИЛЫ не является же достаточным основанием для отрицания ее существования? Пользуемся же мы магнитным компасом, оставаясь в полнейшем, неведении относительно того, что такое геомагнитное поле...
(Автор - Доброслав; выборочно из статьи "Мать-Земля: чудо-чудное, диво-дивное"). Полностью статью можно прочитать здесь
Теги:
Поверья о сказочных существах - карликах
Могущественнейшие Силы одушевленной Земли издревле олицетворялись в сказочных подземных существах - гномах. Предания всех народов храпят глухие упоминания о племенах карликов, обладавших мудростью и чудовищной силой, которую они черпали в теле планеты-Матери. Они прекрасно изображены на картине германского романтического живописца Морица фон Швинда "Странствие Фалькенштейна".Слово ГНОМ, заимствованное из немецкого языка, где оно означает Духа Земли, восходит к греческому "гномон" - знающий. Знающий что? Очевидно, тайны Земли. Наши стародавние знахарки-зелейницы, прежде чем сорвать в полнолуние целебную траву, клали не поясной, а ЗЕМНОЙ поклон и заклинали: "Дневные и Духи Ночные! Духи Могучие - Земляные и Ты Земля, всем нам Мать! Дозволь Твои травы взять: не ради хитрости, не ради мудрости, а на доброе дело..."
Гномы, карлики - норвежские альфары, датские эльвы, англосаксонские эльфы дали имена реке Эльбе и горам Альпам. В скандинавских сагах и немецких легендах они выступают как, целый народец - Нибелунги - хранители подземных сокровищ. Тролли и кобольды приобрели злобные черты только после того, как были демонизированы иудохристианством. И если отделить древнейшие языческие пласты от позднейших христианских наслоений, то предводитель гномов Вий - не кто иной, как воплощение атонической, первородной, черноземной стихии. Молитвы спасали семинариста Хому, убившего "ведьму", лишь до тех пор, пока не появился ясновидящий Вий - "приземистый, дюжий, косолапый человек, весь в черной земле... как жилистые, крепкие корни, выдвигались его засыпанные землей ноги и руки". Гоголь, прекрасно знавший малороссийское устное народное творчество, утверждал, что образ Вия им не вымышлен, а принадлежит Древнейшим народным преданиям. Образ этот, как и образ Бабы-Яги восходит к каменному веку первобытных охотников, веку шаманов и мегалитом; веку, когда Человек походя, будто в лунатическом забытье, творил то, что его потомки стали называть чудесами. С развитием скотоводства и земледелия этот образ потускнел, полинял, а с утверждением иудохристианства Силы Земли бесповоротно стали "нечистом силой"; ведь все то, что не от "бога", то - от "дьявола".
В кельтском эпосе славянскому Вию соответствует Одвен, который из-за длинных и тяжелых век, опущенных до самой Земли, не мог видеть, пока их ему не поднимали.
В сказах и побывальщинах Каменного пояса - Урала Хозяйка Медной горы со своими подручными змейками и ящерками оберегает самородные сокровища Земли от злосердечных искателей наживы. Она - повелительница стихийных подземных духов. Уроженцы гор либо панически боятся ее, либо наделяют свещенным ореолом. Образы Хозяйки, Горного Батюшки, Огневицы имеют черты народных заступников от произвола богатеев-заводчиков. Горные Духи - враги церковных обрядов; они нагоняют жуть на попов и монахов, Девка-Азовка, владычица несметных кладов, не подпускает попов к Азов-горе, обращает в бегство участников крестного хода.
В сказах Хозяева Гор олицетворяют мощь, красоту и богатство земных недр, Девка-Азовка и Горный Старец всегда на стороне обездоленных, на стороне вольных людей - благородных разбойников, на стороне героя-одиночки, ищущего ПРАВДУ-СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а не золото. За бескорыстие они наделяют его даром видеть "нутро Земли", угадывать жилы благородных минералов и самоцветов (неисповедимыми путями связаны душевные порывы человека с Силами, действующими в Мироздании). Примечательно, что в Хозяйку верили все: и горняки, и баре-заводчики, и сам Демидов, и даже залетные "бичи". И не просто верили, а были твердо и непоколебимо убеждены.
Жутковатый образ Лхамо в ламаистском пантеоне восходит к временам матриархального шаманизма и совмещает в себе черты Матери-Прародительницы и Хозяйки Горы.
До сих пор бытуют восхитительные предания о прекрасной Стране Вечной Юности в холмах Британии, Ирландии, Шотландии. Одна из старинных баллад повествует, как прославленный шотландский бард Томас Лермонт (предок нашего Лермонтова) пробыл там несколько дней, а когда вернулся назад, то к своему изумлению узнал, что на Земле прошло уже много-много лет. В одной дивной стране водят веселые хороводы карлики-сиды, ушедшие под землю в незапамятные времена. Им ведомо волшебство, но они скрываются от любопытных глаз и ненавистного им звона церковных колоколов. И только очень добрые люди могут иногда видеть ендов и общаться с ними...
В древнеславянских волшебных сказках гномам и эльфам подобны Мужичок с Ноготок, Катигорошек, Мальчик-с Пальчик. У чехов и словаков есть еще Перкманн (от нем. Бергман - горный человек), у поляков - Скарбник.
Гномы, добрые феи - "Дюймовочки", сиды и эльфы - порождения древнекаменного века. Им вредно и отвратно железо; даже, его лязг сковывает их волшебную силу. Вообще же сами гномы-силачи, обладающие неимоверной физической и - шире - жизненной Силой. Она же оказывается и силой МАГИЧЕСКИ - МАГНЕТИЧЕСКОЙ.
Легенды о гномах-строителях мегалитов тождественны у очень многих народов. И во всех легендах о загадочных карликах они, так или иначе, причастны к воздвижению этих памятников.
На Гавайях гномы называются менехуне. На островах сохранилось около 30 циклопических сооружений из целых каменных утесов, которые местные жители считают творением менехуне. Здесь есть гигантские каменные изваяния, величественные храмы и грандиозные ирригационные сооружения, перед которыми меркнет слава знаменитых этрусских акведуков. Некоторые считают менехуне расой карликов - древнейшим, догавайским населением островов. Еще их называют "людьми ночи", т. к. они, избегая людей, трудятся только по ночам.
Присутствие менехуне ощущается на Гавайях повсюду и сейчас (и дело вовсе не в привлечении туристов и не в шокирующих, набедренных повязках "а ля менехуне"). Действие предании происходит зачастую в наши дни: жители уверены в существовании менехуне так же, как в существовании летучих мышеи, ведущих ночной образ жизни. Даже то, что мы называем природными явлениями, связывается с деятельностью менехуне. Несмотря на их рост, шутки с ними плохи. Коренастые крохотные человечки обладают недюжинной силищей и играючи возводят любые постройки за одну ночь, оканчивая работу до восхода Солнца (в русских волшебных сказках чудесные помощники тоже строят дворцы за одну ночь). Легенды о таинственных пигмеях известны и на других островах Полинезии, Микронезии, Океании, а также в Австралии, - везде, где есть мегалиты. У африканских догонов тоже есть дольмены и легенды о карликах-иебанах, их строителях, в точности напоминающие предания полинезийцев.
О таком же древнейшем племени карликов, строивших свои сооружения по ночам, сообщают легенды индейцев Центр. Америки. У майя бытовали рассказы о карликах - коренном населении страны; считалось, что они работали в темноте.
В Индии предания повествуют, что дольмены, сооруженные карликами, служили им жилищем. В Бретани дольмены, возраст которых более 6000 лет, называются домами маленького народа - торриганов. Дольмены Абхазии, которые казаки прозвали богатырскими могилами, черкесы считают сооружениями карликов-ацанов. Адыгейцы называют дольмены "сырпун", т. е. дома карликов. У осетин сохранились сказания о народе карликов-бицента, способных одним взглядом ворочать огромные камни.
На взгорьях Мадагаскара все уверены в существовании пигмеев-вазимба, живущих вблизи пещер и водопадов и обладающих, теми же таинственными свойствами, что и европейские гномы. Если человек заболевает, то говорят: "Возможно, он плюнул на могилу вазимба"; за таковые принимаются выложенные камнем круги, менгиры и каменные холмы.
Легенды о гномах-троллях известны и у всех народов Сев. Европы. В Швеции, Норвегии, Финляндии и на Кольском полуострове им приписывалось сооружение загадочных каменных спиралей-лабиринтов.
В Шотландии мегалиты считаются произведениями карликов-пиктов. Им же принадлежит слава воздвижения Стоунхенджа и других мегалитов Британии. О "маленьком народце" там тоже говорили, что он работал только по ночам. Позднейшие поколения просто не могли вообразить, что столь колоссальные глыбы можно было поднимать без помощи сверхъестественных сил.
Помощь и впрямь была, но только самая что ни на есть естественная: помогала-давала силу - САМА ЗЕМЛЯ. Здесь, как всегда, самое очевидное оборачивается самым невероятным, и наоборот. То, что было естественным для детей Природы - "дикарей", стало чудом для их последышей, утративших дар общения со своей Матерью - ЖИВОЙ ЗЕМЛЕЙ.
Поверья о гномах - отнюдь не забавные басни. Случайно ли поразительное единодушие всех мифов, легенд и преданий, совпадающих даже в подробностях? Каждое отдельное предание можно посчитать плодом фантазии, но все вместе они фантазией быть не могут! Не могут народы, никогда и никак не связанные между собой ни во времени, ни в пространстве, не сговариваясь, описывать независимо друг от друга, образ по сути одних и тех же нечеловеческих существ. Очевидно, что причина столь однообразных, всеобщих и живучих представлений объективна и основана на реальных явлениях, имеющих место в Природе. А скептикам-всезнайкам можно ответить словами Шопенгауэра: "Кто в настоящее время оспаривает факты животного магнетизма и его ясновидения, того следует назвать не неверующим, а невежественным".
Незнание истинной сути какой-либо СИЛЫ не является же достаточным основанием для отрицания ее существования? Пользуемся же мы магнитным компасом, оставаясь в полнейшем, неведении относительно того, что такое геомагнитное поле...
(Автор - Доброслав; выборочно из статьи "Мать-Земля: чудо-чудное, диво-дивное"). Полностью статью можно прочитать здесь
Теги:
Новинки