• Shri Ganga Pharmacy

  • Vyas

  • Sri Sri Ayurveda

  • Baidyanath

  • Himalaya

  • Aasha_Herbals

  • Raj Rasayana Herbals

  • Shahnaz Husain

  • Biotique

  • Dabur

Этика и общество - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Этика и общество 06.04.2012

Этика и общество

Мы с вами живём в XXI веке, веке бурного материального прогресса, не повсеместного, разумеется, но имеющего место в Европе, во Франции, в частности. Абсолютно ясно, что это развитие достигло высокого уровня, но очевидно и другое - материальный прогресс сам по себе не способен дать человеку состояние внутреннего счастья и удовлетворения. Порой мы встречаем людей, принадлежащих к малообеспеченным слоям нашего общества, но, однако, радующихся жизни и обладающих внутренним спокойствием. Также встречаются миллионеры, постоянно страдающие от стрессов, депрессий, беспокойств и страхов, даже если у них есть «всё, чтобы быть счастливыми». Конечно, материальные ценности играют большую роль, но величайшей ошибкой будет посвятить им все наши стремления к счастью. Материальный прогресс направлен на наш физический комфорт, на удовольствие от удовлетворения наших потребностей, но всё это имеет мало общего с внутренним духовным спокойствием. Это духовное равновесие рождается в самом уме и создаётся силами нашего ума. Всем нам знакомы примеры людей, находившихся в очень трудных условиях, но, тем не менее, обладавших великой ясностью и безмятежностью ума. Также нам знаком и противоположный пример (возможно, вы и сами испытывали подобное), когда в окружении друзей и всевозможных современных удобств, человек всё же ощущает себя несчастным. Итак, многое зависит от нашего внутреннего отношения, и, порой, оно бывает даже сильнее внешних обстоятельств.

У каждого из нас есть возможность развивать эти внутренние силы. В действительности, каждый из нас обладает равным потенциалом развития, ведь это биологический фактор, который дан нам от рождения. Благодаря этому потенциалу наша жизнь начинается, и мы способны выжить. Научные исследования доказали, что даже до момента рождения для ребёнка важно состояние материнского ума, которое оказывает влияние на будущего малыша; и ещё более эта зависимость проявляется после рождения. Известно, что в первые недели жизни прикосновения матери - главный фактор развития ребёнка, особенно важный для правильного формирования мозга. И именно поэтому у многочисленных видов животных, которые растят своё потомство, такие как птицы, млекопитающие - собаки, кошки и др., наблюдается это внутреннее чувство заботы и внимания, связь между матерью и новорождённым. Итак, очень важно, чтобы мы с вами реализовывали этот потенциал, понимая, что сами можем развивать эти качества, проявлять участие в судьбе других, дарить любовь и теплоту окружающим - всё это мы унаследовали от наших матерей при рождении. Именно это и даёт нам силу для помощи другим, помогает на нелёгком пути служения благу других.

Однажды со мной произошёл случай, который я часто вспоминаю. Это было во время долгого межконтинентального перелёта - возможно Япония-США; обычно я летаю бизнес-классом, ведь 10-15-ти-часовые перелёты в тесном эконом-классе действительно сложно вынести. Моими соседями были молодая пара с двумя детьми. Старший ребёнок был немного спокойнее, а вот младший был крайне беспокойным. Он бегал туда-сюда, плакал, кричал. В течение двух-трёх первых часов полёта отец вместе с матерью были очень заняты своим сыном, но через три часа я заметил, что отец просто-напросто уснул и проспал всё оставшееся время перелёта. Мать же, наоборот, не сомкнула глаз, продолжая бегать за малышом, который не прекращал носиться повсюду и плакать. Она нашла силы не спать всю ночь, и даже утром с глазами, покрасневшими от недосыпания, она всё еще продолжала заниматься своим ревущим ребёнком. Её поведение не было обусловлено глубокой религиозностью или предписаниями закона, а происходило из чувства участия и заинтересованности во благе для своего ребёнка, чувства ответственности, дающего ей энергию, чтобы заниматься своим малышом.

Я считаю, что если мне удалось развить в себе немного сострадания, то зерно его было заложено заботой моей матери. Несколько тысяч людей собралось здесь сегодня, и у нас есть такая возможность благодаря тому, что мать дала нам жизнь, с молоком  мы впитали её заботу и присутствуем здесь благодаря ей. И я убеждён, что чувство ответственности и заботы о других людях может быть неисчерпаемым источником энергии.

Итак, вернёмся к теме «этика и общества», которая имеет непосредственное отношение как к человеческой природе, так и ко всем другим формам жизни. Что мы понимаем под словом «этика»? Одни мои друзья говорят, что этика основана на религиозной вере, но другие утверждают, что это не обязательно так. Я соглашусь со вторыми по многим причинам. Этика означает действие (будь то мысленное, вербальное или физическое), приносящее пользу другому, а также самому субъекту, его совершившему. Но, в свою очередь, то, что доставляет временное удовольствие одному, но приносит вред другому, не может называться этичным действием. Итак, выше сказанное мне представляется наиболее простым и полным определением этики. И мы видим, что такая этика неразрывно связана с бескорыстной любовью и добротой: понятия об этих качествах составляют основу понятия этики, и в этом, конечно же, нет ничего религиозного.
Мы наблюдаем подобную способность проявлять доброту даже у птиц, которые заботятся о своём потомстве, помогают друг другу, но ведь нельзя же утверждать, что они делают это из-за своих религиозных верований. Так, новорождённый инстинктивно перенимает заботу и доброту от родившего его существа, даже не осознавая на интеллектуальном уровне в первое время, что это его мать. В тот момент он способен оценить любовь и доброту матери, и речь здесь также не идёт о религиозной вере.

Существует два вида этики: одна основана на религиозной вере, а другая просто имеет в своём основании добросердечие. То есть, говоря о духовности, мы выделяем одну - основанную на религии, и другую - основанную на доброте, принесении пользы другим, которые в свою очередь приносят окружающим и нам самим внутреннее спокойствие. И когда мы говорим о поступках и словах, то очевидно, что наше тело и речь подчинены нашему уму: именно ум в конечном итоге определяет наши действия как этичные или же наоборот. Подводя итог, мы выделили два типа этики: одна основана на религиозных убеждениях, а другая - на желании принесения добра другим, которое порождает соответствующее поведение.

Итак, это универсальный уровень понимания этики, основанный на фундаментальных человеческих ценностях. Я называю это светской этикой. Это совсем не означает полного отказа от религии и её ценностей, но скорее это похоже на конституцию, которая имеет светский характер и с уважением относится к религиям, в то же время, не предпочитая одну из них другой. Это означает равное уважение как к верующим, так и к неверующим людям, то есть уважение ко всякому образ мысли. И в этом смысле я использую словосочетание «светская или мирская этика». Некоторые мои друзья замечают на этот счёт, что такой подход необратимо приводит к отказу от религии, а другие говорят, что это совсем не так, что употребление выражения «светская этика» вполне уместно. Быть может, такое понимание религии появилось во время французской революции и других подобных революций в Европе, но это относится, скорее, не к самой религии, а к религиозным учреждениям, которые, безусловно, несправедливо наделяли кого-то властью и привилегиями. Но если мы будем иметь в виду все крупные мировые религии, то их главная идея - это любовь и сострадание, и это не имеет ничего общего с организациями, которые пользовались этой идеей для получения власти, для манипуляции и использования других. Во всех религиях присутствует идея любви.

Итак, говоря о светской этике, я исхожу из понятия о здравомыслии, общечеловеческих ценностях, основываясь на понимании, научных исследованиях и особенно на очевидности того, сколь благотворно взращивание чувства всеобщей ответственности и добросердечия.
Человеческое общество состоит из огромного количества людей. Каждый из нас без исключения, с самого рождения знаком с понятием этики, основанной на доброжелательности, стремлении заботиться о других, проявлять участие во благе других. Но также есть ещё один фактор, который обусловлен самим устройством нашего тела: оно создано в соответствии с этими понятиями доброты и любви к окружающим. Сострадание и бескорыстная любовь способствуют поддержанию тела в добром здравии. Доподлинно известно, что такие состояния ума, как гнев, одержимость ненавистью, враждебностью, которая, в свою очередь, порождает страх, являются крайне разрушительными для нашего тела, для нашего здоровья. И наоборот: чувство глубокого сострадания, отсутствие злобы говорит о том, что в нас меньше страха, меньше чувства незащищённости, больше доверия и открытости окружающим. Такое состояние ума способствует хорошему самочувствию, наилучшему взаимодействию с другими людьми. Даже животные чувствуют настроение друг друга: от злой собаки, или даже хуже - от собаки, у которой бешенство, все животные будут спасаться бегством.

Так как мы сами являемся социальными животными, то сострадание и доброта способствуют укреплению социальных связей, в то время, как ненависть и гнев разделяют людей. Именно поэтому важно, если мы желаем развить внутреннее спокойствие, всё более и более развивать бескорыстную любовь, поскольку, поистине, мы все обладаем такой внутренней природой и все стремимся к обретению этого внутреннего спокойствия.

В конце концов, доброжелательность говорит о том, что нам нечего скрывать, ведь если в нашем уме нет ничего, кроме доброты, то нечего и прятать, мы можем быть абсолютно прозрачными, абсолютно открытыми другим, заботясь о благе окружающих, мы можем избавиться от страхов. Учёные говорят, что ненависть и страх разрушают иммунную систему, тогда как люди, которые проявляют и развивают в себе сострадание и доброжелательность, обладают более сильным иммунитетом. Я испытал это на собственном опыте, убедившись, что добрые люди обладают хорошим здоровьем - это следствие их положительных качеств.

Я часто упоминаю, что доброжелательность и бескорыстная любовь - это и есть настоящая красота, красота внутренняя. Часто молодые девушки и женщины озабочены своей красотой, своей внешностью, любят косметику, уход за собой, но это, конечно же, внешняя красота. Не забывайте о красоте внутренней - ведь через несколько дней или месяцев близкие люди понимают, что внешней красоты недостаточно и начинаются проблемы. Ясно, что в идеале обладать внешней и внутренней красотой, но в любом случае, внутренняя красота намного важнее. И я хочу рассказать вам об одном случае, произошедшем в 70-х годах: в моём окружении был один монах, который сложил с себя монашеские обеты и позднее женился. И когда я познакомился с его супругой, то решил пошутить, сказав, что внешне она не слишком эффектна, чтобы из-за этого решиться на отказ от монашеских обетов. Он ответил, что, быть может, она и не так привлекательна внешне, но её внутренняя красота поразительна. На это мне было нечего сказать!

Итак, мой совет девушкам и женщинам, придающим большое значение своей внешности: обращайте также внимание на внутреннюю красоту. Это также относится и к молодым людям, которые заняты своей внешностью, физической силой: заботьтесь также и о своей внутренней красоте!
Итак, этика очень благотворно влияет на наше здоровье. Мы с вами - социальные животные, и до самой смерти мы постоянно стремимся к счастью, но сама эта цель недостижима без участия окружающих, ведь невозможно выжить независимо от других. И наилучший вид взаимодействия с другими - это тёплые отношения, сострадание, доброжелательность - нечто, объединяющее людей, в то время, как ненависть и гнев сеют раздор, отдаляют нас друг от друга. Совершенно очевидно, что если мы хотим создать более счастливое и стабильное общество, то нам нужна этика сострадания.

Итак, если мы поставим перед собой задачу создания более справедливого и сострадательного общества, то, на мой взгляд, есть три возможных способа это реализовать: первый - развитие сострадания, основанного на религиозной вере, и именно, на монотеистических религиях, для которых понятие Бога-создателя является священным. Такое понятие очень сильно, поскольку Бог есть бесконечная любовь, и чем сильнее вера в него, тем больше способность к участию в жизни других, проявления любви и сострадания к живым существам.
Есть также второй подход - нетеистический - принадлежащий буддизму и философии Джайнизма, которые не признают концепции Создателя, но настаивают на понимании закона причины и следствия. Мы все желаем преодолеть страдания, жить счастливо. И это зависит от очень многих причин и условий, например, если мы заставляем другого страдать, то это приведёт к нашим собственным страданиям. Когда мы в мыслях и действиях проявляем доброту к другим, это также наилучший способ для нас самих обрести счастливую жизнь. Сострадание является лучшим способом достигнуть счастья.

Существует и третий способ - светский, я уже упоминал о нем. Огромное количество людей на нашей планете не живут по религиозным законам. Очевидно, что все эти люди также стремятся к счастью, поэтому бескорыстная любовь и стремление к счастью также занимают главное место в их жизни. И им совершенно необходимо знать способы развития доброты и сострадания. Итак, поощрение и развитие благих качеств - это то, что я называю светским путём создания более сострадательного и чуткого общества. И именно поэтому я сам всюду провозглашаю важность этих общечеловеческих ценностей, так как они универсальны и не зависят от религиозных взглядов.
Теперь поговорим об этике и сострадании, об альтруизме. Этот вопрос мы рассмотрим на двух уровнях: первый - биологически обусловленное сострадание, которое объясняет наше доброжелательное отношение к близким, и особенно к тем, кто сам доброжелательно к нам относится. И мы добры в ответ на доброту. Очевидно, что если с нами обращаются плохо, то нам сложно испытывать доброту, и уж конечно мы не привыкли испытывать доброжелательность к тем, кого мы считаем нашими врагами. Наш избирательный альтруизм, сострадание и благожелательность ограничены пристрастностью, поскольку основываются на том, как с нами поступают другие.

Как же развивать то беспредельное сострадание, которое будет абсолютно беспристрастным, безграничным? Такое сострадание основано не на том, как с нами обращаются другие, а на глубоком понимании внутренней человеческой природы с ее естественными фундаментальными стремлениями. Приведем пример: нам очень трудно любить других, если мы ненавидим сами себя. Если мы сами в себе не познали этого естественного стремления к счастью и желания избежать страданий, то как же мы можем говорить о желании освободить других от страданий? Но нежелание страдать - это нечто изначально присущее живому существу и не зависящие от каких бы то ни было взглядов. Как бы мы не вели себя, пусть даже своим собственным поведением - по незнанию или неловкости - навлекая на себя страдания, стремление к счастью преобладает. Только осознание этого приведет нас к осознанию того, что абсолютно все живые существа, даже те, что ведут себя противоположным образом, на подсознательном уровне не желают создавать себе болезненных ситуаций. И если бы они только знали как, то сразу бы устремились к счастью и благополучию.

У всех нас есть право избежать страданий. Здесь мы видим возможность развить совершенно иной вид сострадания - намного более обширное, всеохватывающее, вне наших пристрастий. Биологически обусловленное сострадание не требует специальной тренировки  или обучения. А более широкий - безусловный вид сострадания - должен прочно основываться на понимании, на тренировке ума, на знании; он требует тонкости ума. Будучи социальными животными, шесть миллиардов людей на планете как никогда раньше зависят друг от друга. Это стало очевидно с появлением глобальных проблем, таких как потепление климата. Проблемы, с которыми мы столкнулись, требуют совместных решений и кооперации, они заставляют отказаться от устаревших понятий о соперничестве небольших автономных сообществ, где были победители и побеждённые.

Если мы не сможем объединиться, то побеждёнными окажутся все без исключения. Главное - приложить все наши интеллектуальные усилия для развития беспристрастного сострадания, которое будет основано не на поведении других по отношению к нам, а на нашей глубинной природе. Вот то, что я хотел сказать вам.

7 июня 2009

Перевод: Надежда Дегтяренко; Источник: http://khurul.ru/?p=2837



Теги: духовная этика, Далай Лама

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.11)

Оставте заявку и мы свяжимся с вами.