Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Обучение игре на варгане - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
30.11.2011
КАК ДЕРЖАТЬ ВАРГАН
Первое, чему необходимо научиться – уверенно и удобно располагать инструмент в руке.
В какой именно руке находится варган не имеет значения, но обычно, если основная рука
правая, инструмент держат в левой руке, и наоборот. Способов держать варган
существует достаточно много, наиболее распространённый из них приведён ниже:
Варган удерживается кончиками указательного и среднего пальцев в местах изгиба
основания варгана так, чтобы закругленное окончание язычка варгана оказалось с
внешней стороны ладони. Большой палец упирается в основание в месте крепления
язычка. Пальцы не должны находиться на пути движения язычка, а для того, чтобы рука
меньше уставала, они должны обхватывать варган округло, без излишних усилий и
напряжения. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым
варганам.
ПОЛОЖЕНИЕ ВАРГАНА ПРИ ИГРЕ
При игре основание варгана прижимают к зубам или к губам. Челюсти размыкаются так,
чтобы между ними было достаточно пространства для свободного движения язычка
варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта.
Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Когда варган прижат к зубам, его звучание наиболее громкое, яркое и длительное.
Контроль над звуком максимальный. Губы при этом должны слегка обхватывать варган,
дополнительно фиксируя его в этом положении.
Когда варган прижат к губам, его звучание более тихое и мягкое, но и менее
продолжительное. Причем чем меньше напряжены губы, тем быстрее колебания язычка
будут угасать, тем звук будет тише и короче. Этот способ также рекомендуется, если,
прижимая варган к зубам при игре, возникают какие-либо неудобства.
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы с одной
стороны не чувствовать напряжения в руке, на зубах или губах, а с другой стороны, чтобы
инструмент был жестко зафиксирован и самопроизвольно не смещался при игре. Следуя
этим простым правилам, можно неустанно музицировать в течение многих часов и без
какого-либо вреда для здоровья.
Если же не контролировать в достаточной мере положение варгана при игре, то его
язычок при движении может иногда зацеплять губы или ударять по зубам, или же сам
варган будет дребезжать, задевая зубы и вызывая тем самым неприятные ощущения.
В первые дни знакомства с варганом вполне возможны непривычные ощущения от его
вибраций после долгой игры. Эти ощущения через некоторое время исчезнут сами собой.
Беспокоиться из-за них не стоит.
его пути нет никаких препятствий. Для этого нужно слегка нажать на язычок пальцем и
попробовать завести его за зубы и обратно. Язычок должен двигаться свободно в обоих
направлениях.
Язычок варгана приводят в движение, крепко удерживая инструмент в одной руке, и
ударяя по язычку пальцем второй руки в соответствии с одним из приведенных ниже
способов. Удары должны быть не сильными, но резкими, непродолжительными и
отрывистыми.
Если палец задевает язычок при движении к себе, удар называется прямым, при движении
от себя – обратным. В обоих случаях варган будет звучать одинаково, за исключением
лишь редких ситуаций. Попеременное сочетание обоих ударов позволяет вести игру с
высоким темпом или сложным ритмическим рисунком. Требуется определенное время,
чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя
громкость и динамику звука.
Способ первый:
Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен,
а остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или
ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Это наиболее
распространённый в Европе и Америке способ. Он универсален и позволяет играть в
любом темпе, с любой динамикой.
Способ второй:
Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии
и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Все пальцы кроме
указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного
пальца путём вращения кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Азии способ.
Он универсален, так же как и первый способ.
Способ третий:
Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают
язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку
совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот
способ удобен для неспешной, размеренной игры или тогда, когда требуется скрыть
варган от стихии или от посторонних глаз.
Способ четвертый:
Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном
состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец
находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания
двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся
неподвижной. Этот непростой способ использую тогда, когда нужно извлекать звуки
парами или тройками, ударяя по язычку лишь с одной стороны. В остальных же ситуациях
он менее удобен, хотя и производит эффект.
Следует внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в
плоскости его движения, иначе язычок будет задевать основание варгана, издавая при
этом неприятный металлический лязг.
Все описанные способы по-своему хороши и удобны в различных ситуациях. Чередуя их
во время игры, переходя от способа к способу с каждым ударом по язычку можно
изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это
зачаровывающее зрелище.
СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ
Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку,
чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки не останавливаясь, нужно вдыхать и
выдыхать воздух во время игры. Вдыхать можно и нужно по разному. Если во время одного удара
сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара
можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу, и время
звучания.
При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса,
диафрагмы.
Некоторые хомусы могут зазвучать и от вдыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.
Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно
резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Потому во
время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и
ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевленный твоим дыханием хомус
заговорит человеческим голосом, заиграет, запоет словно жаворонок весенним утром.
Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу
колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка
должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов
дыхания исполнитель на хомусе. При дыхании носом во время игры открывается носовая полость
и звук хомуса становится носовым.
Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота.
Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой
быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.
ДВИЖЕНИЕ ГУБ
Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре.
Поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при
вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.
Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые
разнообразные звуки. Приоткрывая и смыкая губы в сочетании с вдыханием воздуха можно
получить эффект звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.
ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКА
Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи
называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но это не
значит, что возможности хомуса ограничены одной нотой. Хомусист, беззвучно двигая органами
речи может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной
импровизации, становятся настоящей музыкой.
Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и
научиться слушать звучание обертонов. А хомусисту‐импровизатору необходимо заранее знать
какой звук извлечет хомус в следующий момент игры, т. е. довести до автоматизма технику
изменения звука.
Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении
звука «о», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.
Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как
в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объеме.
Так с помощью языка можно менять высоту основного тона хомуса, т. к. при этом меняется лишь
объем ротовой полости, являющийся резонатором звука. Но если использовать еще губы и органы
глотки, голосовой аппарат, то можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные, дивные
звуки.
Подражание жаворонку — широко распространенный прием еще с давних времен. Этот прием
нравится всем хомусистам. Чтобы научиться этому приему, нужно язык держать так, как будто
выговариваешь "ый‐ый‐ый" и двигать им вперед‐назад в быстром темпе. Вначале надо научиться
двигать языком во время одного удара. А потом, меняя ритм игры, силу звука, подражать пению
жаворонка.
Подражание гусиному пению — также традиционный прием. При этом язык движется примерно
так же, как и при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь неба и
отрываясь от него, т. е. язык исполнителя совершает сложное движение, когда сам язык двигается
вперед‐назад, его кончик движется вверх‐вниз.
Потому, какой орган участвует в извлечении обертонов основного тона, то есть при получении
двухголосия, можно делить звуки на следующие.
При дыхании носом возникают носовые звуки, точнее, если держать носовую полость как при
дыхании носом. Во время обучения этому звуку лучше не двигать органами речи, голосовым
аппаратом.
Если по разному беззвучно двигать глоткой, то получаются глоточные звуки. При этом необходимо
задерживать дыхание и двигать закрытой глоткой. Например, чтобы подражать кукушке,
напрягаешь мышцы глотки, язык держишь как будто выговариваешь звук промежуточный между
“э” и “о” и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая “кук‐куук” и тогда,
даже в разгар лютой зимы, в твоей комнате наяву закукует вестник жаркого лета — кукушка.
Использование глотки помогает извлечению самых разных, приятных и невоспроизводимых на
других инструментах звуков, но этот способ игры очень труден: и технически и физически.
Внезапная остановка язычка или извлечение короткого звука сложный, но необходимый прием.
Хомусист‐импровизатор так же, как все музыканты, должен уметь пользоваться длинными,
короткими, сильными и тихими звуками, паузами. Силу звука можно менять, открывая и закрывая
губы, меняя силу удара по язычку.
Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата
его конца губами. Последний, эффективнее первого и удобен при постепенной остановке
звучания.
При комбинировании этих приемов остановки и обхвате краями губ язычка во время вдыхания
получается совсем другой звук.
Если же тормозить губами язычок и бить по нему с обратной стороны, то получится звук, похожий
на весеннюю капель. Такой звук называется "табыгыр".
Остановка язычка губами весьма сложный прием, так как можно поранить губы. Проще
остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно
подражать топоту копыт, весенней капели, стуку дятла по сухостою, барабанной дроби и т. д.
Если играть, при этом удерживая хомус только губами, получится совсем другой короткий звук.
Удачно комбинируя эти основные приемы изменения звука с приемами дыхания, удара, можно
обрадовать и удивить зрителей чудесной музыкой хомуса, убедить их, что хомус действительно
говорящий инструмент.
ГРОМКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
Громкость и длительность звучания напрямую связанны с характером колебаний язычка и
зависят как от силы удара по нему, так и от того, как держат сам инструмент.
Звук громкий, когда язычок варгана движется с максимальной амплитудой, сам варган
прижат к зубам, а губы плотно обхватывают его так, что воздух проходит только между
язычком и основанием варгана. Звук тихий, когда губы приоткрыты и не касаются
варгана, приложенного к зубам, или тогда, когда язычок варгана движется с небольшой
амплитудой.
Предельная длительность звучания достигается тогда, когда варган плотно прижат к
зубам. Колебания язычка в таком случае длятся дольше, чем в случае, когда инструмент
располагается на губах. Длительность уменьшается, когда варган прижат к губам, а не к
зубам и сокращается до минимума, если палец удерживающей варган руки касается
язычка рядом с местом его крепления к основанию инструмента.
Если требуется прервать звучание варгана раньше, чем язычок варгана остановится сам по
себе, можно использовать один из описанных ниже приёмов:
– Отстранить варган ото рта. Причём, если варган прижимался к зубам, необходимо
сначала отстранить его от зубов, по-прежнему придерживая его губами, и лишь потом
отстранить от губ, – так исключается риск задеть зубы вибрирующим основанием варгана.
Звук исчезнет сразу же.
– Прикоснуться к язычку пальцем руки, удерживающей варган, либо преградить язычку
путь пальцем, наносящим по нему удары. Можно также использовать для этих целей
язык. Звук со слышимым затуханием исчезнет почти сразу.
– Мощно и резко выдохнуть. Звук на какой-то момент станет громче, а потом, быстро
затухая, исчезнет.
Ещё один способ способ управления громкостью и длительностью звука – использование
дыхания при игре.
Возможностей у хомуса — море, есть много и неизведанного. Хомусист, занимающийся постоянно
и творчески, обязательно откроет новые приемы и обогатит музыку хомуса новыми волшебными
звуками и его обертонами.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несколько советов для тех, кто хочет достичь максимального мастерства во владении
варганом:
– Доведите до автоматизма технику извлечения и изменения звука. Это позволит вам не
отвлекаться во время игры на сложные технические приёмы, играть долго, непрерывно, с
красивым и чистым звуком.
– Следите за тем, чтобы во время игры не было слышно никаких призвуков. Язычок при
движении не должен задевать основания варгана, а все те движения, которые вы
производите при помощи органов дыхания и речи должны быть беззвучными, если иного
не предполагает музыка.
– Избавьтесь от всякого физического напряжения во время игры. Поза, в которой вы
играете должна быть удобной. Варган должен комфортно располагаться в руке, пальцы не
должны уставать. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в
музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.
– Старайтесь играть на качественных инструментах. Каким бы опытом не обладал
исполнитель, многое зависит и от варгана, на котором он играет. На дорогом инструменте
с первоклассным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо
более разнообразную музыку, чем на недорогих сувенирных инструментах.
И напоследок самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания,
ищите звук, близкий вам по духу и по настроению, экспериментируйте со сложными
ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый человек со временем обретает свою
неповторимую манеру игры. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у
Теги:
Обучение игре на варгане
Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приемами ударов пальцами о язычок, правильнодышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научиться видоизменять звук.КАК ДЕРЖАТЬ ВАРГАН
Первое, чему необходимо научиться – уверенно и удобно располагать инструмент в руке.
В какой именно руке находится варган не имеет значения, но обычно, если основная рука
правая, инструмент держат в левой руке, и наоборот. Способов держать варган
существует достаточно много, наиболее распространённый из них приведён ниже:
Варган удерживается кончиками указательного и среднего пальцев в местах изгиба
основания варгана так, чтобы закругленное окончание язычка варгана оказалось с
внешней стороны ладони. Большой палец упирается в основание в месте крепления
язычка. Пальцы не должны находиться на пути движения язычка, а для того, чтобы рука
меньше уставала, они должны обхватывать варган округло, без излишних усилий и
напряжения. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым
варганам.
ПОЛОЖЕНИЕ ВАРГАНА ПРИ ИГРЕ
При игре основание варгана прижимают к зубам или к губам. Челюсти размыкаются так,
чтобы между ними было достаточно пространства для свободного движения язычка
варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта.
Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Когда варган прижат к зубам, его звучание наиболее громкое, яркое и длительное.
Контроль над звуком максимальный. Губы при этом должны слегка обхватывать варган,
дополнительно фиксируя его в этом положении.
Когда варган прижат к губам, его звучание более тихое и мягкое, но и менее
продолжительное. Причем чем меньше напряжены губы, тем быстрее колебания язычка
будут угасать, тем звук будет тише и короче. Этот способ также рекомендуется, если,
прижимая варган к зубам при игре, возникают какие-либо неудобства.
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы с одной
стороны не чувствовать напряжения в руке, на зубах или губах, а с другой стороны, чтобы
инструмент был жестко зафиксирован и самопроизвольно не смещался при игре. Следуя
этим простым правилам, можно неустанно музицировать в течение многих часов и без
какого-либо вреда для здоровья.
Если же не контролировать в достаточной мере положение варгана при игре, то его
язычок при движении может иногда зацеплять губы или ударять по зубам, или же сам
варган будет дребезжать, задевая зубы и вызывая тем самым неприятные ощущения.
В первые дни знакомства с варганом вполне возможны непривычные ощущения от его
вибраций после долгой игры. Эти ощущения через некоторое время исчезнут сами собой.
Беспокоиться из-за них не стоит.
ОСНОВЫ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА
его пути нет никаких препятствий. Для этого нужно слегка нажать на язычок пальцем и
попробовать завести его за зубы и обратно. Язычок должен двигаться свободно в обоих
направлениях.
Язычок варгана приводят в движение, крепко удерживая инструмент в одной руке, и
ударяя по язычку пальцем второй руки в соответствии с одним из приведенных ниже
способов. Удары должны быть не сильными, но резкими, непродолжительными и
отрывистыми.
Если палец задевает язычок при движении к себе, удар называется прямым, при движении
от себя – обратным. В обоих случаях варган будет звучать одинаково, за исключением
лишь редких ситуаций. Попеременное сочетание обоих ударов позволяет вести игру с
высоким темпом или сложным ритмическим рисунком. Требуется определенное время,
чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя
громкость и динамику звука.
Способ первый:
Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен,
а остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или
ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Это наиболее
распространённый в Европе и Америке способ. Он универсален и позволяет играть в
любом темпе, с любой динамикой.
Способ второй:
Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии
и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Все пальцы кроме
указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного
пальца путём вращения кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Азии способ.
Он универсален, так же как и первый способ.
Способ третий:
Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают
язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку
совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот
способ удобен для неспешной, размеренной игры или тогда, когда требуется скрыть
варган от стихии или от посторонних глаз.
Способ четвертый:
Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном
состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец
находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания
двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся
неподвижной. Этот непростой способ использую тогда, когда нужно извлекать звуки
парами или тройками, ударяя по язычку лишь с одной стороны. В остальных же ситуациях
он менее удобен, хотя и производит эффект.
Следует внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в
плоскости его движения, иначе язычок будет задевать основание варгана, издавая при
этом неприятный металлический лязг.
Все описанные способы по-своему хороши и удобны в различных ситуациях. Чередуя их
во время игры, переходя от способа к способу с каждым ударом по язычку можно
изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это
зачаровывающее зрелище.
СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ
Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку,
чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки не останавливаясь, нужно вдыхать и
выдыхать воздух во время игры. Вдыхать можно и нужно по разному. Если во время одного удара
сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара
можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание можно менять и силу, и время
звучания.
При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса,
диафрагмы.
Некоторые хомусы могут зазвучать и от вдыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.
Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно
резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Потому во
время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и
ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевленный твоим дыханием хомус
заговорит человеческим голосом, заиграет, запоет словно жаворонок весенним утром.
Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу
колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка
должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов
дыхания исполнитель на хомусе. При дыхании носом во время игры открывается носовая полость
и звук хомуса становится носовым.
Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота.
Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой
быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.
ДВИЖЕНИЕ ГУБ
Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре.
Поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при
вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.
Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые
разнообразные звуки. Приоткрывая и смыкая губы в сочетании с вдыханием воздуха можно
получить эффект звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.
ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКА
Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи
называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но это не
значит, что возможности хомуса ограничены одной нотой. Хомусист, беззвучно двигая органами
речи может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной
импровизации, становятся настоящей музыкой.
Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и
научиться слушать звучание обертонов. А хомусисту‐импровизатору необходимо заранее знать
какой звук извлечет хомус в следующий момент игры, т. е. довести до автоматизма технику
изменения звука.
Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении
звука «о», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.
Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как
в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объеме.
Так с помощью языка можно менять высоту основного тона хомуса, т. к. при этом меняется лишь
объем ротовой полости, являющийся резонатором звука. Но если использовать еще губы и органы
глотки, голосовой аппарат, то можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные, дивные
звуки.
Подражание жаворонку — широко распространенный прием еще с давних времен. Этот прием
нравится всем хомусистам. Чтобы научиться этому приему, нужно язык держать так, как будто
выговариваешь "ый‐ый‐ый" и двигать им вперед‐назад в быстром темпе. Вначале надо научиться
двигать языком во время одного удара. А потом, меняя ритм игры, силу звука, подражать пению
жаворонка.
Подражание гусиному пению — также традиционный прием. При этом язык движется примерно
так же, как и при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь неба и
отрываясь от него, т. е. язык исполнителя совершает сложное движение, когда сам язык двигается
вперед‐назад, его кончик движется вверх‐вниз.
Потому, какой орган участвует в извлечении обертонов основного тона, то есть при получении
двухголосия, можно делить звуки на следующие.
При дыхании носом возникают носовые звуки, точнее, если держать носовую полость как при
дыхании носом. Во время обучения этому звуку лучше не двигать органами речи, голосовым
аппаратом.
Если по разному беззвучно двигать глоткой, то получаются глоточные звуки. При этом необходимо
задерживать дыхание и двигать закрытой глоткой. Например, чтобы подражать кукушке,
напрягаешь мышцы глотки, язык держишь как будто выговариваешь звук промежуточный между
“э” и “о” и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая “кук‐куук” и тогда,
даже в разгар лютой зимы, в твоей комнате наяву закукует вестник жаркого лета — кукушка.
Использование глотки помогает извлечению самых разных, приятных и невоспроизводимых на
других инструментах звуков, но этот способ игры очень труден: и технически и физически.
Внезапная остановка язычка или извлечение короткого звука сложный, но необходимый прием.
Хомусист‐импровизатор так же, как все музыканты, должен уметь пользоваться длинными,
короткими, сильными и тихими звуками, паузами. Силу звука можно менять, открывая и закрывая
губы, меняя силу удара по язычку.
Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата
его конца губами. Последний, эффективнее первого и удобен при постепенной остановке
звучания.
При комбинировании этих приемов остановки и обхвате краями губ язычка во время вдыхания
получается совсем другой звук.
Если же тормозить губами язычок и бить по нему с обратной стороны, то получится звук, похожий
на весеннюю капель. Такой звук называется "табыгыр".
Остановка язычка губами весьма сложный прием, так как можно поранить губы. Проще
остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно
подражать топоту копыт, весенней капели, стуку дятла по сухостою, барабанной дроби и т. д.
Если играть, при этом удерживая хомус только губами, получится совсем другой короткий звук.
Удачно комбинируя эти основные приемы изменения звука с приемами дыхания, удара, можно
обрадовать и удивить зрителей чудесной музыкой хомуса, убедить их, что хомус действительно
говорящий инструмент.
ГРОМКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
Громкость и длительность звучания напрямую связанны с характером колебаний язычка и
зависят как от силы удара по нему, так и от того, как держат сам инструмент.
Звук громкий, когда язычок варгана движется с максимальной амплитудой, сам варган
прижат к зубам, а губы плотно обхватывают его так, что воздух проходит только между
язычком и основанием варгана. Звук тихий, когда губы приоткрыты и не касаются
варгана, приложенного к зубам, или тогда, когда язычок варгана движется с небольшой
амплитудой.
Предельная длительность звучания достигается тогда, когда варган плотно прижат к
зубам. Колебания язычка в таком случае длятся дольше, чем в случае, когда инструмент
располагается на губах. Длительность уменьшается, когда варган прижат к губам, а не к
зубам и сокращается до минимума, если палец удерживающей варган руки касается
язычка рядом с местом его крепления к основанию инструмента.
Если требуется прервать звучание варгана раньше, чем язычок варгана остановится сам по
себе, можно использовать один из описанных ниже приёмов:
– Отстранить варган ото рта. Причём, если варган прижимался к зубам, необходимо
сначала отстранить его от зубов, по-прежнему придерживая его губами, и лишь потом
отстранить от губ, – так исключается риск задеть зубы вибрирующим основанием варгана.
Звук исчезнет сразу же.
– Прикоснуться к язычку пальцем руки, удерживающей варган, либо преградить язычку
путь пальцем, наносящим по нему удары. Можно также использовать для этих целей
язык. Звук со слышимым затуханием исчезнет почти сразу.
– Мощно и резко выдохнуть. Звук на какой-то момент станет громче, а потом, быстро
затухая, исчезнет.
Ещё один способ способ управления громкостью и длительностью звука – использование
дыхания при игре.
Возможностей у хомуса — море, есть много и неизведанного. Хомусист, занимающийся постоянно
и творчески, обязательно откроет новые приемы и обогатит музыку хомуса новыми волшебными
звуками и его обертонами.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несколько советов для тех, кто хочет достичь максимального мастерства во владении
варганом:
– Доведите до автоматизма технику извлечения и изменения звука. Это позволит вам не
отвлекаться во время игры на сложные технические приёмы, играть долго, непрерывно, с
красивым и чистым звуком.
– Следите за тем, чтобы во время игры не было слышно никаких призвуков. Язычок при
движении не должен задевать основания варгана, а все те движения, которые вы
производите при помощи органов дыхания и речи должны быть беззвучными, если иного
не предполагает музыка.
– Избавьтесь от всякого физического напряжения во время игры. Поза, в которой вы
играете должна быть удобной. Варган должен комфортно располагаться в руке, пальцы не
должны уставать. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в
музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.
– Старайтесь играть на качественных инструментах. Каким бы опытом не обладал
исполнитель, многое зависит и от варгана, на котором он играет. На дорогом инструменте
с первоклассным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо
более разнообразную музыку, чем на недорогих сувенирных инструментах.
И напоследок самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания,
ищите звук, близкий вам по духу и по настроению, экспериментируйте со сложными
ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый человек со временем обретает свою
неповторимую манеру игры. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у
мастера. Импровизируйте!
Теги:
Новинки