• Shri Ganga Pharmacy

  • Vyas

  • Sri Sri Ayurveda

  • Baidyanath

  • Himalaya

  • Aasha_Herbals

  • Raj Rasayana Herbals

  • Shahnaz Husain

  • Biotique

  • Dabur

Духовные оды Ломоносова - ключ к познанию Бога, мира и человека - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Духовные  оды  Ломоносова  -   ключ  к познанию  Бога, мира и человека  24.06.2011

Духовные оды Ломоносова - ключ к познанию Бога, мира и человека

       "Ломоносов-поэт отдал дань тому стилю, который  был господствующим в европейских литературах его времени, классицизму", - утверждает Г.А. Гуковский.  Но  он  же и  делает оговорку,  что поэзии Ломоносова "остался чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, логический характер суховатой классической семантики,  боязнь фантазии,  схематизация отвлечённой мысли" [14]
         Не вдаваясь в глубокий анализ традиций классицизма в духовной  поэзии Ломоносова, заметим, что стиль од Ломоносова, величественно-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал не столько  духу  классицизма, сколько "тому чувству национального подъёма, гордости,  тому ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени в сознании  лучших людей в середине ХVIII столетия". [ 15]
        Успехи России и возникшая на основе именно  этих успехов вера в будущее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова. О  возвышенных идеалах нельзя было говорить так,  как о простых, обыденных вещах. Поэтому Ломоносов для высокой темы ищет в  слове "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т. д. [16]  
         Г.А.Гуковский отмечает: "Ломоносов  строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объёмом своим, самым  ритмом производят впечатление гигантского подъёма мысли и пафоса". [17] Кажется,  что в  таких периодах Ломоносов хочет  единым взором охватить всё разнообразие  государственного  механизма,   Вселенной,  мироздания. Аналогичным образом строится предложение и в  стихах, в одах Ломоносова.
     Духовная   поэзия Ломоносова тоже  тяготеет к этому  возвышенному  поэтическому стилю  эпохи классицизма, но вместе с  тем в переложениях псалмов  ощущается и  тяга к простоте  языка. Условно  духовную поэзию Ломоносова и можно  рассмотреть   в двух разделах:  оды-размышления  о Божием величестве и  стихотворные переложения псалмов.
       В  1751 году  было  издано  "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова. Книга первая". Ломоносов не  только собрал  лучшие на  ту пору свои  сочинения, но и тщательно продумал композицию книги. По  тому  факту,  что   в первом, ключевом  разделе  были помещены "оды духовные",  мы можем  судить,  какое  большое значение придавал этому  жанру  Ломоносов. "Надо думать,  - указывает Е.Н.Лебедев, - не случайно именно о стихотворениях,  вошедших  в  этот раздел, А.С.Пушкин ( в  целом строго, порою беспощадно,  оценивавший ломоносовскую поэзию) писал: "Слог его ровный,  цветущий и  живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного  славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему приложения псалмов и  другие сильные  и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему…" [18]
        Учитывая,  что   в  трёх    духовных  одах  содержится  обобщённая  учёным-поэтом картина  мира, мы  рассмотрим   эти  оды-размышления первыми, несмотря на то,  что  первой  в  сборнике    1751 года шла  псаломская  часть.
       Ломоносов  славит Бога, размышляя над величием  и разнообразием  Божьих  творений. Звёзды на небе, ветры и облака, дождь и снег, горы и  долы, пещеры и горные ключи,  травы и злаки - всё  это дары природы,  Творцом которых  является Бог.         Величие природы  Ломоносов видит с  двух  позиций:  как   философ-богослов  и  как  учёный-естествоиспытатель. Под  таким  углом  зрения написаны его "Утреннее  размышление о Божием величестве"(1751)  и "Вечернее  размышление  о Божием величестве при случае великого северного сияния"( 1743).

Когда бы смертным  толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б  со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О  коль  пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел.
Что Ты творить нам повелел!
[19]

       Солнечный  свет Ломоносовым воспринимается как  символ просветления всего мироздания  лучами  Божественной премудрости. Высшая  цель человеческого бытия  так  ясно рисуется в этих строках:

Творец!  Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред  Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя,  бессмертный Царь.
[20]

    Европейское Просвещение видело необходимость в насыщении и просвещении разума человека земной премудростью, знаниями,  добытыми самим  человеком,  его усилиями.  Научное  знание виделось большинству просветителей самодостаточной силой,  которая  делает  человека    великим и всемогущим,  не нуждающимся в защите Творца. Ломоносов противостал в  своей  оде  этой  концепции  европейских  просветителей - он  говорит  о  смирении   перед  великой  силой Творца  и Его  мудрыми  замыслами.
      Сам Ломоносов свои научные представления и выводы поверял   трудами  святых отцов. М.М.Дунаев, цитирует выписку Ломоносова,   обратившегося к трудам Василия Великого: " Василий Великий, о возможности многих миров  рассуждая, пишет: "Якоже бо скудельник от того  художества тминные создав сосуды, ниже  художество, ниже  силу изнутри: тако и всего сего Содетель не единому миру соумеренную имея творительную силу, но на бесконечногубое превосходящую, мгновением  хотения единем во еже бытии приведе величества видимых". [21]
         Конечно же,  на рассуждения святителя опирался  Ломоносов,  создавая строфы "Вечернего размышления":

Открылась  бездна звезд полна;
Звездам числа нет,  бездне дна.
…………………………………..
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят.
Народы там и   круг веков:
Для общей славы Божества
Там равна сила естества.
[22]

      При  чтении  од-размышлений  Ломоносова  один вывод  только  и может  быть сделан: в науке Ломоносов  видел помощницу и  союзницу богословия в  познании премудрости и могущества Божия. [23]
        Очень  важным  для  понимания  мировоззрения  Ломоносова и  картины мира,  созданной им в  его  духовной поэзии,  является его переложение отдельных  мест из Книги Иова ( 1743). Как  указывает М.М.Дунаев,  "сам выбор тех или  иных мест для такого переложения  всегда характеризует манеру мышления и  даже мировоззрения поэта". Знаменитая "Ода, выбранная из Иова" рисует   спор, в  который Бог вступает,  чтобы  доказать ропщущему человеку своё могущество именно  картинами величественного творения. Пафос  этого произведения  - гимн   Творцу,   мудрой силе созидания.  В строчках  оды открывается  путь к  познанию Бога  через  Его  творения.
Ломоносовское переложение становится своего рода ответом великого учёного на неосмысленное   превознесение достижений человеческого разума, ничтожного перед творческой   силой Создателя Вселенной и её  законов.

Сбери  свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ.
Где был  ты, как Я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет;
Когда Я твердь земли поставил
И сонм небесных сил прославил
Величество и власть Мою?
Яви премудрость ты свою!
Где  был ты, как передо Мною
Бесчисленны тьмы новых звезд,
Моей  возжженных вдруг рукою
В обширности безмерных мест,
Мое величество вещали;
Когда от солнца воссияли
Повсюду новые лучи.
Когда взошла луна в ночи?
………………………………
Стесняя вихрем облак мрачный,
Ты солнце можешь ли закрыть,
И воздух огустить прозрачный,
И молнию в дожде родить,
И  вдруг  быстротекущим  блеском
И гор сердца трясущим треском
Концы вселенной колебать
И смертным гнев свой возвещать?
[24]

      М.М.Дунаев, проникая в самую суть замысла Ломоносова,  делает выводы к  оде: "Поэт как естественную добродетель человека утверждает его смирение перед властью и волею Зиждителя, усматривая в  этом  истинную земную премудрость". [ 25]

Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть.
Святую волю почитая,
Имей свою в терпенье  часть.
Он все на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси.
[26]

      Просветляющее действие   слов  Ломоносова  о смирении  испытывает  на себе  каждый,  кто со вниманием прочитает  духовные  стихи   поэта.  И  хотя  В.Г.Белинский в статье о  книге К.Полевого о Ломоносове  и  вспоминает слова Бюффона о  том,  что гений не есть  терпение в высочайшей  степени,  потому  что терпение, дескать, есть добродетель посредственности и  бездарности,   а гений есть  сильная воля, которая всё побеждает и всё преодолевает, сам  критик- революционер  не смог  бы   возразить,  что  для   смирения и  терпения  как раз  и  нужна огромнейшая сила воли.  Что невозможно  человеку,  то  достигается с Божьей помощью,  а мы  во всей  жизни  Ломоносова   этот  Божий   Промысел,  несомненно,  усматриваем.  
      Очень часто  приводят цитату  из письма Ломоносова  Шувалову,  в котором  разгневанный   поэт    покровительствующему ему   вельможе пишет: "Не  токмо  у стола  знатных господ или у каких земных владетелей дураком  быть не  хочу, но ниже у самого Господа Бога,  которой мне  дал  смысл,   пока  разве отнимет".  Смысл этой  цитаты  можно  трактовать  как гордыню и  непокорность  Ломоносова. Но   не нам  судить  великого  учёного,  доведённого  до   такого гнева  выходками    его недоброжелателей, в  том  числе  постоянно    соперничавшего с ним Сумарокова. "Не  судите,  да не  судимы  будете". Нельзя  забывать,  что в  том  же письме   строчками выше Ломоносов  пишет: "Я полагаюсь на помощь Всевышнего, Которой мне  был в  жизнь защитником и никогда не оставил, когда я пролил пред  Ним слезы в  моей  справедливости". [ 27]Упование на Божью помощь, а не на помощь  "сильных мира   сего" -  это ли  не признак правильного  отношения  к  своим  бедам и несчастьям?
             Если рассматривать  другие оды  Ломоносова, прославляющие  Россию, науки, искусства, просвещение, государственную власть, то и  там  мы  находим  везде   строчки,  посвящённые  Творцу. Именно  Божественное происхождение государственной власти  диктует   человеку необходимость    покоряться   этой  власти  и  установленным  ею законам.  Ломоносов пишет в знаменитой оде  о Елизавете: "Когда на трон  она вступила, / Как Вышний подал  ей  венец…"[28] В  той  же оде  говорит  о    происхождении власти Петра Великого - преобразователя России:

Ужасный  чудными  делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши  дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу. Победами венчанну.
Россию. Грубостью попранну.
С собой  возвысил до небес.
[29]

     Власть от Бога, Бог   - Творец мира,  истории, Защитник  и Спаситель человеческой  души - вот   что явствует  из  духовных  стихов  Ломоносова.
       М.М.Дунаев  пишет о  том,  что Ломоносов   не избежал некоторых предрассудков своего времени,   внёс  свою лепту в  дело прославления  Петра  как  идеального монарха,  отдал  дань "антиклерикальной  теме",  написав сатиру "Гимн  бороде",  вызвавшую  гнев   церкви  и   императрицы.  Из песни слова не выкинешь,  никто не может  избежать ошибок.  Однако ныне  кто    цитирует    "Гимн  бороде"? А  слова  о  Божием  величестве  "открылась  бездна,  звезд полна;  звездам  числа нет,  бездне дна"  знает   каждый.

14. О творчестве Ломоносова, с. 152.
15. Там же, с. 154.
16. Там же, с. 154.
17. Там же, с. 155.
18.  Лебедев Е.Н., с. 318.
19. Ломоносов М. Избранные сочинения/ Михайло Ломоносов; Сост. Т.П.Аранзон. - М.,  2008, с. 171.
20. Там же, с. 172.
21. Дунаев М.М., Указ. соч., с.79.
22.  Ломоносов М., Указ. соч., с. 172-173.
23. Дунаев М.М., Указ. соч., с. 79.
24. Ломоносов М., Указ. соч., с. 168-169.
25. Дунаев М.М., Указ. соч.,  с. 80.
26.  Ломоносов М., Указ. соч., с. 171.
27. О творчестве Ломоносова,  с. 71.
28. Ломоносов М.,  с. 85.
29. Там же, с. 87.


(часть статьи Валентины Яроцкой "Духовная поэзия М.В. Ломоносова"; http://217.16.27.129/avtor/valya77)

Теги: 

Возврат к списку

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.02)

Оставте заявку и мы свяжимся с вами.