Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Священные тексты о семейных взаимоотношениях - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
23.02.2011
Махабхарата - это очень древний ведический текст. Некоторые ученые считают, что этот эпос был написан раньше текстов Ригведы и Авесты. Некоторые элементы из Махабхараты уводят в ледниковье 130-70 тысячелетней давности, в период так называемого Микулинского межледниковья. Сами индусы называют Махабхарату "Итихаса", то есть "Былина".
В Адипарве гл.56 мы читаем: "Махабхарата - это творение великого риши, чтимого во всех мирах, великого духом Вьясы, одаренного неизмеримым могуществом. Оно состоит из ста тысяч священных шлок, изреченных этим мудрецом, наделенным неизмеримой силой памяти. Тот ученый, который будет рассказывать его, и человек, который будет слушать его, попадут в обиталище Брахмы и достигнут равенства с богами. Ибо это сказание равноценно ведам, оно священно и превосходно, оно лучшее среди тех, которые достойны слушания; это пурана, прославленная мудрецами. В ней дается полное наставление о пользе и законе; в этом непорочнейшем сказании излагается и спасительное знание. Его рассказывают в настоящее время и будут рассказывать и в другое".
Представляем вашему вниманию несколько высказываний из Махабхараты о роли отца, матери, супружеских обязанностях.
(Книга "Лесная", гл.13 шл.58-68)
Защищая жену, оберегаешь свое потомство; оберегая потомство, защищаешь себя самого; ведь (супруг) возрождает в жене себя самого, потому она (для него) "родительница". Так же и жена должна оберегать супруга: "Не он ли возродится в моем чреве?"
Значение жены, мужа, сына (Адипарва, гл.68)
Так как супруг, войдя в жену, рождается от нее вновь, то древние мудрецы называли жену словом "джая" ("родительница"). То потомство, которое рождается от мужчины, сходящегося с супругой, спасает беспрерывно давно усопших предков. А так как сын спасает отца от ада, носящего название Пут, то он самим самосущим назван Путра ("Спаситель от Пута"). Та - подлинная супруга, которая искусна в хозяйстве, та - подлинная супруга, которая имеет потомство; та - подлинная жена, чья жизнь принадлежит супругу, та - истинная жена, которая верна мужу. Жена - половина мужа, наилучший его друг. Жена - основа трех ценностей (закона, пользы и любви), она друг тому, кому предстоит умереть. Имеющие жен могут совершать религиозные обряды; те, у кого есть жена, ведут хозяйство, те, кто имеет жен, веселятся; те, кто с женами, исполнены счастья.
Сладкоречивые, они бывают подругами в минуты одиночества, отцами - при религиозных обрядах и бывают матерями страдающего. Даже в лесах (жена) составляет покой для супруга, находящегося в пути. Тот, кто с женой, заслуживает доверия, поэтому жена - наилучший путь. И в случаях бедствий, когда муж скончался и даже отправляется (для нового рождения), жена, которая предана своему супругу, неизменно сопровождает его туда. Жена, отправившаяся туда раньше, ожидает (своего) мужа после (его) смерти, а если раньше умер супруг, то добрая жена следует за ним. По этой причине, о царь, (людям) ниспосылается брак, ибо муж обретает жену в этом мире и в другом. "Сын родился от самого себя", - так сказано мудрыми. Поэтому муж пусть смотрит на жену, имеющую сына, как на (свою) мать.
Об отце (Мокшадхарма, гл.267 шл.17-19,21-23) :
(Слово) учителя, преисполненное заботой и мыслью,
есть вершина высочайшего долга,
То, что говорит отец, есть высшая, утвержденная Ведами Дхарма.
Сын - высшая радость отца, отец же - всё для сына;
Только отец предоставляет (ему) все блага, начиная с тела.
Итак, слово отца подлежит выполнению, (от этого) нельзя никак уклоняться:
От грехов очищается тот, кто волю отца выполняет.
Отец есть Закон (Дхарма); отец - это небо, отец -
высочайший подвиг (тапас),
Если доволен отец - довольны все боги.
Все благословенья, что произносит отец, приносят человеку счастье;
Уничтожаются все грехи, если отец доволен!
Отпадает от стебля цветок, плод падает с ветки,
Но, с любовью воспитывая сына, отец его не покидает.
Про мать (Мокшадхарма, гл.267 шл.26,29,31-33) :
Мать для тела мужчины есть (порождающая огонь) арани,
она отвращает все его невзгоды;
У кого есть мать, есть и заступница, у кого нет,
тот без заступницы остаётся.
Будь он удачлив иль неудачлив, больной иль здоровый,
Всё ж сына охраняет мать, нет лучшей пестуньи в природе.
Отраднее, чем мать, нет сени, отраднее, чем мать, нет дороги,
Нет лучшей заступницы, чем мать; любви, подобной материнской, не бывает!
Носящую во чреве "дхатри" называют, родящую - "джанани" (именуют),
Взращивающую тело - "амба" - мама, "вирасу" - ту, что витязей рожает,
"Шушру" зовется та, которую слушаются дети.
Супружеский долг (Мокшадхарма, гл.267 шл.34-37,43) :
Желание слить жизненные токи супруги вместе выполняют
Отец и мать; по достижении же цели только на мать ложится бремя.
Знает мать, какого рода тот ребёнок, чей он,
(К нему), еще нося (во чреве), мать чувствует любовь и нежность,
отец потомство (зарождает).
Мужчины принимают на себя долг, сопрягая (с женою) руки,
Но, если потом (супруг) уходит, супруге хвалить его не нужно.
Он, муж, кормит жену, а потому - кормилец;
он над нею властвует, а потому - владыка.
Но погубивший эти свойства уже ни владыкой,
ни кормильцем (называться не может).
Отец, как известно, (только) богам подобен,
А мать своей любовью достигает подобия и богам, и смертным.
(Экананга, специально для портала по Аюрведе; http://www.avplus.ru/ )
Теги:
Священные тексты о семейных взаимоотношениях
Историк и этнолог Жарникова С.В. сказала: "Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, - древнеарийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов".Махабхарата - это очень древний ведический текст. Некоторые ученые считают, что этот эпос был написан раньше текстов Ригведы и Авесты. Некоторые элементы из Махабхараты уводят в ледниковье 130-70 тысячелетней давности, в период так называемого Микулинского межледниковья. Сами индусы называют Махабхарату "Итихаса", то есть "Былина".
В Адипарве гл.56 мы читаем: "Махабхарата - это творение великого риши, чтимого во всех мирах, великого духом Вьясы, одаренного неизмеримым могуществом. Оно состоит из ста тысяч священных шлок, изреченных этим мудрецом, наделенным неизмеримой силой памяти. Тот ученый, который будет рассказывать его, и человек, который будет слушать его, попадут в обиталище Брахмы и достигнут равенства с богами. Ибо это сказание равноценно ведам, оно священно и превосходно, оно лучшее среди тех, которые достойны слушания; это пурана, прославленная мудрецами. В ней дается полное наставление о пользе и законе; в этом непорочнейшем сказании излагается и спасительное знание. Его рассказывают в настоящее время и будут рассказывать и в другое".
Представляем вашему вниманию несколько высказываний из Махабхараты о роли отца, матери, супружеских обязанностях.
(Книга "Лесная", гл.13 шл.58-68)
Защищая жену, оберегаешь свое потомство; оберегая потомство, защищаешь себя самого; ведь (супруг) возрождает в жене себя самого, потому она (для него) "родительница". Так же и жена должна оберегать супруга: "Не он ли возродится в моем чреве?"
Значение жены, мужа, сына (Адипарва, гл.68)
Так как супруг, войдя в жену, рождается от нее вновь, то древние мудрецы называли жену словом "джая" ("родительница"). То потомство, которое рождается от мужчины, сходящегося с супругой, спасает беспрерывно давно усопших предков. А так как сын спасает отца от ада, носящего название Пут, то он самим самосущим назван Путра ("Спаситель от Пута"). Та - подлинная супруга, которая искусна в хозяйстве, та - подлинная супруга, которая имеет потомство; та - подлинная жена, чья жизнь принадлежит супругу, та - истинная жена, которая верна мужу. Жена - половина мужа, наилучший его друг. Жена - основа трех ценностей (закона, пользы и любви), она друг тому, кому предстоит умереть. Имеющие жен могут совершать религиозные обряды; те, у кого есть жена, ведут хозяйство, те, кто имеет жен, веселятся; те, кто с женами, исполнены счастья.
Сладкоречивые, они бывают подругами в минуты одиночества, отцами - при религиозных обрядах и бывают матерями страдающего. Даже в лесах (жена) составляет покой для супруга, находящегося в пути. Тот, кто с женой, заслуживает доверия, поэтому жена - наилучший путь. И в случаях бедствий, когда муж скончался и даже отправляется (для нового рождения), жена, которая предана своему супругу, неизменно сопровождает его туда. Жена, отправившаяся туда раньше, ожидает (своего) мужа после (его) смерти, а если раньше умер супруг, то добрая жена следует за ним. По этой причине, о царь, (людям) ниспосылается брак, ибо муж обретает жену в этом мире и в другом. "Сын родился от самого себя", - так сказано мудрыми. Поэтому муж пусть смотрит на жену, имеющую сына, как на (свою) мать.
Об отце (Мокшадхарма, гл.267 шл.17-19,21-23) :
(Слово) учителя, преисполненное заботой и мыслью,
есть вершина высочайшего долга,
То, что говорит отец, есть высшая, утвержденная Ведами Дхарма.
Сын - высшая радость отца, отец же - всё для сына;
Только отец предоставляет (ему) все блага, начиная с тела.
Итак, слово отца подлежит выполнению, (от этого) нельзя никак уклоняться:
От грехов очищается тот, кто волю отца выполняет.
Отец есть Закон (Дхарма); отец - это небо, отец -
высочайший подвиг (тапас),
Если доволен отец - довольны все боги.
Все благословенья, что произносит отец, приносят человеку счастье;
Уничтожаются все грехи, если отец доволен!
Отпадает от стебля цветок, плод падает с ветки,
Но, с любовью воспитывая сына, отец его не покидает.
Про мать (Мокшадхарма, гл.267 шл.26,29,31-33) :
Мать для тела мужчины есть (порождающая огонь) арани,
она отвращает все его невзгоды;
У кого есть мать, есть и заступница, у кого нет,
тот без заступницы остаётся.
Будь он удачлив иль неудачлив, больной иль здоровый,
Всё ж сына охраняет мать, нет лучшей пестуньи в природе.
Отраднее, чем мать, нет сени, отраднее, чем мать, нет дороги,
Нет лучшей заступницы, чем мать; любви, подобной материнской, не бывает!
Носящую во чреве "дхатри" называют, родящую - "джанани" (именуют),
Взращивающую тело - "амба" - мама, "вирасу" - ту, что витязей рожает,
"Шушру" зовется та, которую слушаются дети.
Супружеский долг (Мокшадхарма, гл.267 шл.34-37,43) :
Желание слить жизненные токи супруги вместе выполняют
Отец и мать; по достижении же цели только на мать ложится бремя.
Знает мать, какого рода тот ребёнок, чей он,
(К нему), еще нося (во чреве), мать чувствует любовь и нежность,
отец потомство (зарождает).
Мужчины принимают на себя долг, сопрягая (с женою) руки,
Но, если потом (супруг) уходит, супруге хвалить его не нужно.
Он, муж, кормит жену, а потому - кормилец;
он над нею властвует, а потому - владыка.
Но погубивший эти свойства уже ни владыкой,
ни кормильцем (называться не может).
Отец, как известно, (только) богам подобен,
А мать своей любовью достигает подобия и богам, и смертным.
(Экананга, специально для портала по Аюрведе; http://www.avplus.ru/ )
Теги:
Новинки