Оставте заявку и мы свяжимся с вами.
Аисты. Мифы, легенды, символика, поверья - Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.
14.02.2012
В народной культуре аист - одна из наиболее почитаемых, "святых" птиц. В различных мифопоэтических традициях птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как символы верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц (Симурга, жар-птицы и т.п.), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т.п.).
На мировом древе или древе жизни место Птицы на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная Птица - чаще всего орел. Птица на мировом древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа - хтоническим животным, прежде всего змее. Многие мифы описывают поединок Птицы и змеи, в котором Птица выступает как пернатый помощник бога. Мотив подобного поединка нередко сохраняет следы поединка бога и его противника, тем более, что Птица мирового древа в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером, Индрой и др.
Широко распространены представления о Птицах как первопредках, тотемах племени. Высказывается мнение о тотемическом происхождении голубя в древнееврейской традиции, развитием которой является, видимо, и христианская тема голубя. Почитание Аиста у славян также объясняется его тотемическом происхождении. В ряде традиций орел выступает как "первоцарь", а также как эмблема власти, в частности царской (ср. роль изображений орла в геральдике).
В мифах отмечено огромное количество примеров превращения в Птиц богов, героев, людей. В виде орла выступают Зевс и Дионис; позднее с головой орла изображался евангелист Иоанн.
Связь богов, жрецов, людей с Птицами проявляется и в мотиве проповеди (или беседы) среди птиц (тибетская легенда о Будде, беседующем с птицами, проповедь св. Франциска птицам). Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.
Птицам отведена значительная роль в ритуалах. Например, праздник встречи весны часто был приурочен к прилету первой весенней птицы. Исключительное место среди ритуальных танцев занимают "птичьи" танцы: русский вариант весеннего хоровода - "вутица", "журавлиные" танцы в Греции и т.п.
Широко бытует поверье, что аисты приносят людям младенцев. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет аистов в гнездо, расположенное вблизи от усадьбы. Если же аисты строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии.
Гнездо Аиста устраивают на доме, хлеве или дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо. Мотив колеса характерен и для детских закличек Аиста: "Дядька бусел, закружысь калесом! Твае детки за лесом. Не ўсе, не ўсе, палавина ў аўсе". В Подлясье колесо должен втащить наверх холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на доме является счастливой приметой. Дом, который Аист избегает, проклят; уход Аиста с гнезда предвещает запустение дома.
Нарушение запрета причинять вред Аисту считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье - болезнь или смерть для него самого и для близких.
В славянской культуре
Аист (бочан, бусел, стерх) — особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах Аист выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти — змей, жаб, насекомых и нечистой силы.
Легенда связывает происхождение Аиста с человеком. Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в Аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у Аиста покраснели нос и ноги.
В других легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа; косец, у которого перед Христом спали штаны (ср. представление, что, прилетая, Аист скидывает штаны и ходит в жилетке); убийца, разбросавший части тела убитого, ставшие лягушками, и др. Аиста часто называют человеческим именем: Иван, Василь, Яша, Грицько, Адам и др. Черно-белая окраска Аиста также связывается в легендах и поверьях с его человеческим происхождением: с одеянием ксендза шляхтича, с черной жилеткой и др. Согласно польским свидетельствам для прекращения дождей, вызванных убийством Аиста, советовали похоронить его, как человека, в гробу на кладбище. Аистам приписывают ряд человеческих особенностей: они имеют человеческие пальцы, душу, понимают язык человека; плачу слезами; молятся Богу (так воспринимается их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним;
Аист может покончить с собой из ревности, самку, заподозренную в супружеской измене, судят публично и убивают.
Известны приметы, связанные с первым увиденным весной Аиста. Летящий Аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество; неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; стоящий — высокий лен: пара Аистов — замужество или роды. Деньги в кармане при встрече с первым Аистом сулят богатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки. Крик первого Аиста, услышанный натощак, приносит несчастье или предвещает битье горшков в течение года. При виде первого Аиста бегут вслед за ним, приседают, кувыркаются, чтобы не болели ноги; кувыркаются по земле, прислоняются к дереву, к дубу, к плетню, чтобы не болела спина; завязывают узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей; берут из-под ноги землю и бросают ее в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. На Благовещение к прилету Аистов выпекают специальные хлебцы с изображением ноги Аиста. Дети подбрасывают их вверх, обращаясь к Аисту с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствуют Аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами.
Существует поверье о мифической земле Аистов. Болгары называют Аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. Верят также, что Аисты улетают на зиму в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь становятся птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов. В Польше тоже известно поверье, что Аисты улетают далеко за море, где обращаются в людей. Весной они вновь превращаются в Аистов и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, тоже может таким же образом обратиться в Аиста и перелететь в их землю. Верят также, что, прилетев в теплые края, Аист мочит свой клюв в крови и становится человеком, а когда омочит себя в воде, вновь станет Аистом. По народным представлениям, совершая перелет, А. несут на себе ласточек или трясогузок.
Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит Аист, или тому, к кому на поле часто прилетает Аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.
Гнездо для Аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на крыше дома — счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который Аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда Аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход Аиста с гнезда — запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара Аист покидает гнездо и переносит птенцов.
Нарушение запрета разорять гнездо Аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать Аист считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухота у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание — пожар: считается, что Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.
Мотив вытекания огня отражен и в закличках, обращенных к Аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в Аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что Аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что Аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».
Легенды, поверья
Легенды связывают происхождение аиста с человеком. Однажды Бог дал человеку мешок с гадами и велел бросить его в море или отнести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал змей, лягушек и других гадов, уничтожал их и очищал от них землю. От стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другим легендам, аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом свалились штаны. Коса его превратилась в клюв, а черно-белая окраска напоминает о жилетке. Говорили, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнили аиста, что он без порток.
Видя в аисте согрешившего и наказанного человека, его называют человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что у аистов есть душа и они «чувствуют сердце» человека, понимают его язык. Когда-то давно они сами умели говорить, как люди.
Они принадлежат к христианской вере. Клекот аиста принимают за отчаянные мольбы грешника, взывающего о покаянии. Аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к своим детям. Если погибнет один из супругов, другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Самку, заподозренную в супружеской измене, публично судят и убивают. На зиму аисты улетают в неведомую заморскую землю. Перед отлетом они собираются на совет и решают, кого не возьмут с собой. В чужой земле они купаются в волшебном озере и становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь приобретают птичий облик и летят назад. По другим поверьям, они превращаются в людей, омочив свой клюв в крови, и вновь становятся аистами, искупавшись в воде. Весной на берегу моря они хлопают в ладоши, превращаются в аистов, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он обратится в аиста и перелетит в их края:
Аист и ворон
(мифы и легенды Австралии)
В те дни, когда аист и ворон были людьми, аист пригласил ворона к себе в гости.
- Я наловил сетью много рыбы, - сказал аист. - Приходи ко мне, поедим с тобой рыбы.
-Ладно, приду, -сказал ворон.
Ворон взял плетеную сумку и каменный топор и отправился к аисту. Погода стояла холодная. Ворон был голоден, он шел и думал о рыбе, которую поймал аист.
"Добрый малый этот аист, - сказал он сам себе. - Приятно, когда у тебя есть такой друг".
Шел ворон, шел и вдруг заметил, что в ствол одного дерева залетают пчелы.
- Э-э! Да это пчелиное гнездо! - вскричал ворон. - Поем-ка я сначала меда, а потом уж поем рыбы.
Он влез на дерево и прорубил каменным топором дыру в стволе в том месте, куда влетели пчелы. Потом сунул в дупло руку и вытащил один сот, который так и сочился медом. Он съел этот сот и вытащил другой, он ел и ел мед, пока не съел его весь. И не оставил ни капельки меда для аиста.
- У аиста вон сколько рыбы, - сказал ворон, обмывая руки в ручье. - А у меня рыбы нет!
Когда он подошел к стойбищу аиста, ворон увидел, что тот жарит на костре рыбу.
- Иди сюда, к костру, - позвал его аист. - Я приготовил тебе много рыбы.
Ворон сел у костра, взял большущую краснорыбицу и стал ее есть.
- Вкусную я дал тебе рыбу, - сказал аист. - Вот съешь ее, а потом мы посидим, поговорим.
Ворон уплетал рыбу, а аист сидел и смотрел на него. И вдруг аист заметил в волосах у ворона кусочек сота и пчелу.
- Эге! - воскликнул он. - Да у тебя в волосах застряла пчела и ячейка сотов.
Ворон ничего ему не ответил. Он смаковал краснорыбицу.
Аист подумал-подумал и говорит:
- Перестань есть мою рыбу, а то ты испортишь мне всю рыбную ловлю. Заброшу я свою сеть в речку, и не попадет в нее ни одной рыбешки. Увидит рыба пчелу и ячейку сотов у тебя в волосах, испугается и уплывет.
Услышал ворон такую речь, встал и отошел от костра. Он сел на поваленное дерево и ничего не ответил аисту.
А тот сидел у костра и раздумывал о вороне.
- Ты чего туда ушел? - спросил он наконец.
- Чтобы не есть твоей рыбы, - сказал ворон. - Съем я твою рыбу, а она увидит пчелу у меня в волосах, и тогда ты не поймаешь своей сетью ни одной рыбины.
- Не надо так говорить, - сказал аист. -Это ведь твоя земля, ты волен делать, что хочешь. Иди поешь еще рыбы.
- Нет, не пойду, - заупрямился ворон. - Не могу я есть твою рыбу, а то испорчу тебе всю рыбную ловлю. Забросишь сеть в речку, а рыба-то вся и уплывет.
Ничего не поделаешь, аист, не могу я теперь есть твою рыбу.
Но аист надеялся уговорить ворона и все твердил:
- Иди поешь еще рыбы. А ворон отвечал:
-Нет, не могу.
Наконец ворон разозлился. Он встал и сказал:
- Прощай, аист. Пойду -ка я домой, в те края, откуда пришел.
И ушел, даже не оглянулся на аиста.
***
Ворон жил на склоне горы, и называлась эта гора Аргулуп. Жил он в пещере, а внизу было большое озеро, где гнездилось множество лебедей.
В ту пору лебеди начали кладку яиц. Ворон взял корзину и пошел на озеро собирать яйца.
Яиц было так много, что он быстро набрал полную корзину. Он отнес яйца в пещеру и пошел собирать еще. Когда в пещере набралась большая груда яиц, ворон послал аисту приглашение: "Приходи ко мне есть лебединые яйца. У меня много лебединых яиц".
Передали аисту это приглашение, он подумал и говорит:
- Ладно, пойду. Хочется мне повидать ворона, поглядеть, как он живет. И отправился в гости к ворону.
- Здравствуй, друг! - приветствовал его ворон. - Смотри, сколько я тебе яиц набрал.
Разжег ворон большой костер и испек яйца.
- Иди садись сюда, и я дам тебе яиц, - сказал он аисту. - Здесь тебе будет удобно. Аист сел, взял яйцо и стал его есть. А ворон не сводил с аиста глаз, покуда тот ел, и вдруг заметил у него в полосах несколько зеленых муравьев.
- Эге! - воскликнул ворон. - Да ты лакомился зелеными муравьями! Теперь ты испортишь лебединые яйца! Пропадут они все, ведь ты ел зеленых муравьев. Тому, кто ест лебединые яйца, нельзя есть зеленых муравьев, а кто ест зеленых муравьев, тому нельзя есть лебединые яйца. Первый раз в жизни вижу существо, которое ест лебединые яйца после зеленых муравьев. Вот что я тебе скажу, аист.
- Ах, так! - обиделся аист. - Тогда прощай!
- Прощай, - ответил ворон. - Не хочу я больше тебя видеть!
- И я тоже! Уж больше я не приглашу тебя в гости, - сказал аист и ушел.
Вот почему аиста и ворона теперь никогда не увидишь вместе.
В славянской мифологии существует множество легенд об Аистах, которые рассказывает о происхождении этой птицы и её примет (красные клюв с ногами и черные кончики крыльев), каждая из легенд по своему красиво рассказывает подробности становления аистов такими, какими мы можем видеть их сейчас. Славяне и некоторые другие европейские народы очень почитают аистов, с ними связано множество легенд, сказок, примет и преданий, в которых птицы выступают в качестве положительных героев помогающих людям.
Как гласит одна из легенд, аист — это человек, наказанный Богом за непослушание. В наказание, он превратил этого человека в птицу. Все началось, когда Бог собрал всех земных гадов в большой мешок (змей, лягушек, ящериц всех сортов и оттенков). И велел Бог человеку стереть этот мешок, со всем его содержимым с лица земли, уничтожит его, испепелить, дабы не было больше гадов на земле. И велел, так же, Бог ни в коем случае не открывать мешка, что бы ни один гад не выполз обратно на землю. Человек со свойственным ему любопытством наказа не выполнил. Он развязал мешок и заглянул в него, что бы утешить своё любопытство. Многие гады рванулись на свободу и стали расползаться по всей земле. За ослушание, Бог превратил любопытного ослушника в Аиста, и наказал ему очищать землю от выползших гадов. Ноги и нос аиста со стыда покраснели.
Другая легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.
В народе очень широко распространено поверье, что младенцев людям приносят Аисты. Добрым знаком, указывающим на скорое появление ребенка в семье, считается прилет в гнездо, расположенное вблизи дома, аистов. Если аисты построят гнездо на крыше, то считается, что этот дом защищен от удара молнии и пожара.
Во многих народных сказках и легендах белый аист представляется положительным героем, который помогает людям, оказавшимся в тяжелом положении.
Существует множество примет, связанных с тем, каким человек видит первого Аиста весной:
* Летящий Аист - здоровье, резвость, урожай, замужество;
* Неподвижный Аист — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие;
* Стоящий Аист - высокий лен;
* Парочка Аистов — замужество или роды;
Если при встрече с первым Аистом у вас в карманах ест деньги - это сулит вам богатство, если в кармане есть ключи - вас ожидает изобилие, ну а пустые карманы - к убыткам;
Крик первого Аиста услышанного весной, на голодный желудок, не к добру и может предвещать битые горшки в течение года;
Если вы увидели первого аиста, Вам непременно надо бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться, чтобы ваши ноги не болели;
Для того, что бы не болела спина, надо кувыркаться по земле вслед за аистом ли прислониться к дереву (дубу или плетню, подойдет, наверное, любое дерево);
Что бы избежать встречи со змеями летом, при виде первого Аиста завязывают узел на шнурке;
От блох помогает другая примета, если вы увидели первого аиста весной, возьмите земли из-под ног и бросьте её в воду, затем окропите этой водой себя и свой дом;
Так же по приметам, Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и работящих людей.
К прилету первых аистов на праздник Благовещение пекут специальные хлебцы с изображением ноги аиста. Дети подбрасывают эти хлебцы в небо, и обращаются к Аисту с просьбой о хорошем урожае.
У южных славян дети приветствуют Аиста и надеются, что он принесет им кошелек с деньгами.
Поверия:
- иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра... Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист "поджигает" свое гнездо... Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
- в Меллине считают, что если девушка слышит, как трещит клювом только что вернувшийся из-за моря аист, то что-нибудь разобьет; если она увидит такого аиста в полете, то суждено ей ехать в свадебном экипаже; если она увидит аиста стоящим, про нее пойдут сплетни.
- в Стендале есть поверье, что если аист кружит над группой людей, один из этой компании умрет.
Источники:
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Птицы // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1992, с. 346-349; А. В. Гура, А. Б. Страхов. Аист // Славянские древности. Т.1, М.,1995, с.96-100)
"Secret worlds" http://secretworlds.ru/publ/66-1-0-5759#ixzz1mJLiN3N1
http://fantasy-portal.ru/
Теги:
Аисты. Мифы, легенды, символика, поверья
АИСТВ народной культуре аист - одна из наиболее почитаемых, "святых" птиц. В различных мифопоэтических традициях птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как символы верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц (Симурга, жар-птицы и т.п.), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т.п.).
На мировом древе или древе жизни место Птицы на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная Птица - чаще всего орел. Птица на мировом древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа - хтоническим животным, прежде всего змее. Многие мифы описывают поединок Птицы и змеи, в котором Птица выступает как пернатый помощник бога. Мотив подобного поединка нередко сохраняет следы поединка бога и его противника, тем более, что Птица мирового древа в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером, Индрой и др.
Широко распространены представления о Птицах как первопредках, тотемах племени. Высказывается мнение о тотемическом происхождении голубя в древнееврейской традиции, развитием которой является, видимо, и христианская тема голубя. Почитание Аиста у славян также объясняется его тотемическом происхождении. В ряде традиций орел выступает как "первоцарь", а также как эмблема власти, в частности царской (ср. роль изображений орла в геральдике).
В мифах отмечено огромное количество примеров превращения в Птиц богов, героев, людей. В виде орла выступают Зевс и Дионис; позднее с головой орла изображался евангелист Иоанн.
Связь богов, жрецов, людей с Птицами проявляется и в мотиве проповеди (или беседы) среди птиц (тибетская легенда о Будде, беседующем с птицами, проповедь св. Франциска птицам). Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.
Птицам отведена значительная роль в ритуалах. Например, праздник встречи весны часто был приурочен к прилету первой весенней птицы. Исключительное место среди ритуальных танцев занимают "птичьи" танцы: русский вариант весеннего хоровода - "вутица", "журавлиные" танцы в Греции и т.п.
Широко бытует поверье, что аисты приносят людям младенцев. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет аистов в гнездо, расположенное вблизи от усадьбы. Если же аисты строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии.
Гнездо Аиста устраивают на доме, хлеве или дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо. Мотив колеса характерен и для детских закличек Аиста: "Дядька бусел, закружысь калесом! Твае детки за лесом. Не ўсе, не ўсе, палавина ў аўсе". В Подлясье колесо должен втащить наверх холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на доме является счастливой приметой. Дом, который Аист избегает, проклят; уход Аиста с гнезда предвещает запустение дома.
Нарушение запрета причинять вред Аисту считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье - болезнь или смерть для него самого и для близких.
В славянской культуре
Аист (бочан, бусел, стерх) — особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах Аист выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти — змей, жаб, насекомых и нечистой силы.
Легенда связывает происхождение Аиста с человеком. Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в Аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у Аиста покраснели нос и ноги.
В других легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа; косец, у которого перед Христом спали штаны (ср. представление, что, прилетая, Аист скидывает штаны и ходит в жилетке); убийца, разбросавший части тела убитого, ставшие лягушками, и др. Аиста часто называют человеческим именем: Иван, Василь, Яша, Грицько, Адам и др. Черно-белая окраска Аиста также связывается в легендах и поверьях с его человеческим происхождением: с одеянием ксендза шляхтича, с черной жилеткой и др. Согласно польским свидетельствам для прекращения дождей, вызванных убийством Аиста, советовали похоронить его, как человека, в гробу на кладбище. Аистам приписывают ряд человеческих особенностей: они имеют человеческие пальцы, душу, понимают язык человека; плачу слезами; молятся Богу (так воспринимается их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним;
Аист может покончить с собой из ревности, самку, заподозренную в супружеской измене, судят публично и убивают.
Известны приметы, связанные с первым увиденным весной Аиста. Летящий Аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество; неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; стоящий — высокий лен: пара Аистов — замужество или роды. Деньги в кармане при встрече с первым Аистом сулят богатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки. Крик первого Аиста, услышанный натощак, приносит несчастье или предвещает битье горшков в течение года. При виде первого Аиста бегут вслед за ним, приседают, кувыркаются, чтобы не болели ноги; кувыркаются по земле, прислоняются к дереву, к дубу, к плетню, чтобы не болела спина; завязывают узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей; берут из-под ноги землю и бросают ее в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. На Благовещение к прилету Аистов выпекают специальные хлебцы с изображением ноги Аиста. Дети подбрасывают их вверх, обращаясь к Аисту с просьбой об урожае. У южных славян дети приветствуют Аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами.
Существует поверье о мифической земле Аистов. Болгары называют Аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. Верят также, что Аисты улетают на зиму в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь становятся птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов. В Польше тоже известно поверье, что Аисты улетают далеко за море, где обращаются в людей. Весной они вновь превращаются в Аистов и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, тоже может таким же образом обратиться в Аиста и перелететь в их землю. Верят также, что, прилетев в теплые края, Аист мочит свой клюв в крови и становится человеком, а когда омочит себя в воде, вновь станет Аистом. По народным представлениям, совершая перелет, А. несут на себе ласточек или трясогузок.
Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит Аист, или тому, к кому на поле часто прилетает Аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.
Гнездо для Аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на крыше дома — счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который Аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда Аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход Аиста с гнезда — запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара Аист покидает гнездо и переносит птенцов.
Нарушение запрета разорять гнездо Аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать Аист считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухота у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание — пожар: считается, что Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.
Мотив вытекания огня отражен и в закличках, обращенных к Аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в Аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что Аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что Аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».
Легенды, поверья
Легенды связывают происхождение аиста с человеком. Однажды Бог дал человеку мешок с гадами и велел бросить его в море или отнести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал змей, лягушек и других гадов, уничтожал их и очищал от них землю. От стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другим легендам, аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом свалились штаны. Коса его превратилась в клюв, а черно-белая окраска напоминает о жилетке. Говорили, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнили аиста, что он без порток.
Видя в аисте согрешившего и наказанного человека, его называют человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что у аистов есть душа и они «чувствуют сердце» человека, понимают его язык. Когда-то давно они сами умели говорить, как люди.
Они принадлежат к христианской вере. Клекот аиста принимают за отчаянные мольбы грешника, взывающего о покаянии. Аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к своим детям. Если погибнет один из супругов, другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Самку, заподозренную в супружеской измене, публично судят и убивают. На зиму аисты улетают в неведомую заморскую землю. Перед отлетом они собираются на совет и решают, кого не возьмут с собой. В чужой земле они купаются в волшебном озере и становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь приобретают птичий облик и летят назад. По другим поверьям, они превращаются в людей, омочив свой клюв в крови, и вновь становятся аистами, искупавшись в воде. Весной на берегу моря они хлопают в ладоши, превращаются в аистов, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он обратится в аиста и перелетит в их края:
Аист и ворон
(мифы и легенды Австралии)
В те дни, когда аист и ворон были людьми, аист пригласил ворона к себе в гости.
- Я наловил сетью много рыбы, - сказал аист. - Приходи ко мне, поедим с тобой рыбы.
-Ладно, приду, -сказал ворон.
Ворон взял плетеную сумку и каменный топор и отправился к аисту. Погода стояла холодная. Ворон был голоден, он шел и думал о рыбе, которую поймал аист.
"Добрый малый этот аист, - сказал он сам себе. - Приятно, когда у тебя есть такой друг".
Шел ворон, шел и вдруг заметил, что в ствол одного дерева залетают пчелы.
- Э-э! Да это пчелиное гнездо! - вскричал ворон. - Поем-ка я сначала меда, а потом уж поем рыбы.
Он влез на дерево и прорубил каменным топором дыру в стволе в том месте, куда влетели пчелы. Потом сунул в дупло руку и вытащил один сот, который так и сочился медом. Он съел этот сот и вытащил другой, он ел и ел мед, пока не съел его весь. И не оставил ни капельки меда для аиста.
- У аиста вон сколько рыбы, - сказал ворон, обмывая руки в ручье. - А у меня рыбы нет!
Когда он подошел к стойбищу аиста, ворон увидел, что тот жарит на костре рыбу.
- Иди сюда, к костру, - позвал его аист. - Я приготовил тебе много рыбы.
Ворон сел у костра, взял большущую краснорыбицу и стал ее есть.
- Вкусную я дал тебе рыбу, - сказал аист. - Вот съешь ее, а потом мы посидим, поговорим.
Ворон уплетал рыбу, а аист сидел и смотрел на него. И вдруг аист заметил в волосах у ворона кусочек сота и пчелу.
- Эге! - воскликнул он. - Да у тебя в волосах застряла пчела и ячейка сотов.
Ворон ничего ему не ответил. Он смаковал краснорыбицу.
Аист подумал-подумал и говорит:
- Перестань есть мою рыбу, а то ты испортишь мне всю рыбную ловлю. Заброшу я свою сеть в речку, и не попадет в нее ни одной рыбешки. Увидит рыба пчелу и ячейку сотов у тебя в волосах, испугается и уплывет.
Услышал ворон такую речь, встал и отошел от костра. Он сел на поваленное дерево и ничего не ответил аисту.
А тот сидел у костра и раздумывал о вороне.
- Ты чего туда ушел? - спросил он наконец.
- Чтобы не есть твоей рыбы, - сказал ворон. - Съем я твою рыбу, а она увидит пчелу у меня в волосах, и тогда ты не поймаешь своей сетью ни одной рыбины.
- Не надо так говорить, - сказал аист. -Это ведь твоя земля, ты волен делать, что хочешь. Иди поешь еще рыбы.
- Нет, не пойду, - заупрямился ворон. - Не могу я есть твою рыбу, а то испорчу тебе всю рыбную ловлю. Забросишь сеть в речку, а рыба-то вся и уплывет.
Ничего не поделаешь, аист, не могу я теперь есть твою рыбу.
Но аист надеялся уговорить ворона и все твердил:
- Иди поешь еще рыбы. А ворон отвечал:
-Нет, не могу.
Наконец ворон разозлился. Он встал и сказал:
- Прощай, аист. Пойду -ка я домой, в те края, откуда пришел.
И ушел, даже не оглянулся на аиста.
***
Ворон жил на склоне горы, и называлась эта гора Аргулуп. Жил он в пещере, а внизу было большое озеро, где гнездилось множество лебедей.
В ту пору лебеди начали кладку яиц. Ворон взял корзину и пошел на озеро собирать яйца.
Яиц было так много, что он быстро набрал полную корзину. Он отнес яйца в пещеру и пошел собирать еще. Когда в пещере набралась большая груда яиц, ворон послал аисту приглашение: "Приходи ко мне есть лебединые яйца. У меня много лебединых яиц".
Передали аисту это приглашение, он подумал и говорит:
- Ладно, пойду. Хочется мне повидать ворона, поглядеть, как он живет. И отправился в гости к ворону.
- Здравствуй, друг! - приветствовал его ворон. - Смотри, сколько я тебе яиц набрал.
Разжег ворон большой костер и испек яйца.
- Иди садись сюда, и я дам тебе яиц, - сказал он аисту. - Здесь тебе будет удобно. Аист сел, взял яйцо и стал его есть. А ворон не сводил с аиста глаз, покуда тот ел, и вдруг заметил у него в полосах несколько зеленых муравьев.
- Эге! - воскликнул ворон. - Да ты лакомился зелеными муравьями! Теперь ты испортишь лебединые яйца! Пропадут они все, ведь ты ел зеленых муравьев. Тому, кто ест лебединые яйца, нельзя есть зеленых муравьев, а кто ест зеленых муравьев, тому нельзя есть лебединые яйца. Первый раз в жизни вижу существо, которое ест лебединые яйца после зеленых муравьев. Вот что я тебе скажу, аист.
- Ах, так! - обиделся аист. - Тогда прощай!
- Прощай, - ответил ворон. - Не хочу я больше тебя видеть!
- И я тоже! Уж больше я не приглашу тебя в гости, - сказал аист и ушел.
Вот почему аиста и ворона теперь никогда не увидишь вместе.
В славянской мифологии существует множество легенд об Аистах, которые рассказывает о происхождении этой птицы и её примет (красные клюв с ногами и черные кончики крыльев), каждая из легенд по своему красиво рассказывает подробности становления аистов такими, какими мы можем видеть их сейчас. Славяне и некоторые другие европейские народы очень почитают аистов, с ними связано множество легенд, сказок, примет и преданий, в которых птицы выступают в качестве положительных героев помогающих людям.
Как гласит одна из легенд, аист — это человек, наказанный Богом за непослушание. В наказание, он превратил этого человека в птицу. Все началось, когда Бог собрал всех земных гадов в большой мешок (змей, лягушек, ящериц всех сортов и оттенков). И велел Бог человеку стереть этот мешок, со всем его содержимым с лица земли, уничтожит его, испепелить, дабы не было больше гадов на земле. И велел, так же, Бог ни в коем случае не открывать мешка, что бы ни один гад не выполз обратно на землю. Человек со свойственным ему любопытством наказа не выполнил. Он развязал мешок и заглянул в него, что бы утешить своё любопытство. Многие гады рванулись на свободу и стали расползаться по всей земле. За ослушание, Бог превратил любопытного ослушника в Аиста, и наказал ему очищать землю от выползших гадов. Ноги и нос аиста со стыда покраснели.
Другая легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.
В народе очень широко распространено поверье, что младенцев людям приносят Аисты. Добрым знаком, указывающим на скорое появление ребенка в семье, считается прилет в гнездо, расположенное вблизи дома, аистов. Если аисты построят гнездо на крыше, то считается, что этот дом защищен от удара молнии и пожара.
Во многих народных сказках и легендах белый аист представляется положительным героем, который помогает людям, оказавшимся в тяжелом положении.
Существует множество примет, связанных с тем, каким человек видит первого Аиста весной:
* Летящий Аист - здоровье, резвость, урожай, замужество;
* Неподвижный Аист — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие;
* Стоящий Аист - высокий лен;
* Парочка Аистов — замужество или роды;
Если при встрече с первым Аистом у вас в карманах ест деньги - это сулит вам богатство, если в кармане есть ключи - вас ожидает изобилие, ну а пустые карманы - к убыткам;
Крик первого Аиста услышанного весной, на голодный желудок, не к добру и может предвещать битые горшки в течение года;
Если вы увидели первого аиста, Вам непременно надо бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться, чтобы ваши ноги не болели;
Для того, что бы не болела спина, надо кувыркаться по земле вслед за аистом ли прислониться к дереву (дубу или плетню, подойдет, наверное, любое дерево);
Что бы избежать встречи со змеями летом, при виде первого Аиста завязывают узел на шнурке;
От блох помогает другая примета, если вы увидели первого аиста весной, возьмите земли из-под ног и бросьте её в воду, затем окропите этой водой себя и свой дом;
Так же по приметам, Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и работящих людей.
К прилету первых аистов на праздник Благовещение пекут специальные хлебцы с изображением ноги аиста. Дети подбрасывают эти хлебцы в небо, и обращаются к Аисту с просьбой о хорошем урожае.
У южных славян дети приветствуют Аиста и надеются, что он принесет им кошелек с деньгами.
Поверия:
- иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра... Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист "поджигает" свое гнездо... Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
- в Меллине считают, что если девушка слышит, как трещит клювом только что вернувшийся из-за моря аист, то что-нибудь разобьет; если она увидит такого аиста в полете, то суждено ей ехать в свадебном экипаже; если она увидит аиста стоящим, про нее пойдут сплетни.
- в Стендале есть поверье, что если аист кружит над группой людей, один из этой компании умрет.
Источники:
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Птицы // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1992, с. 346-349; А. В. Гура, А. Б. Страхов. Аист // Славянские древности. Т.1, М.,1995, с.96-100)
"Secret worlds" http://secretworlds.ru/publ/66-1-0-5759#ixzz1mJLiN3N1
http://fantasy-portal.ru/
Теги:
Новинки